(no subject)

Feb 12, 2015 01:05

Акторно-сетевая теория Латура лишает нас «образа общества». Точнее, даже, уничтожает саму идею, что может существовать объективный «образ общества». Теперь «образ общества» - это даже не ставка в борьбе разных сил - кто навязал свой «образ общества» тот и победил, нет, теперь «образ общества» - это просто место [любая картина общества рисуется из какого-то локального места], локальный узел на плоском ландшафте, где акторы - человеки и не-человоки, символы и вещи объединяются [ассоциируются] в коллективы. «Образ общества» - лишь один из блоков при сборке социального. В общем, сплошной релятивизм и ужас.

Бедные, бедные российские интеллектуалы - как им жить без целостного, единого и непротиворечивого «образа общества»? Ибо только «образ общества» без помех и рефлексивных судорог помогает выносить громкие и категоричные суждения о том, что происходит в самых отдаленных уголках «нашей необъятной страны» и что творится в темных душах этой страны обитателей. С соответствующими непробиваемыми умозаключениями и несгибаемыми моральными сентенциями. А не будет «образа общества», точнее, «образ общества» растворится в социальном многоголосии, то что тогда делать? Непреклонный «образ общества» облегчает работу мысли до неприличия. Даже если «образ общества» создан как попало и из чего попало - из остатков кухонных разговоров, например, с приправами из политических сплетен, с добавлением кислого соуса из плохо переваренного гуманитарного знания и т.д. Только с «образом общества» российский интеллектуал чувствует себя на коне, а не под конем. И, о боже, как удобно, держа «образ общества» в руках, взойти на пьедестал и клеймить, клеймить, обвинять и порицать всех в обществе копошащихся [клеймить как угодно и обвинять в чем угодно - разницы не имеет - все зависит от политической окраски и т.п.]. Или восхвалять вместе с собой таким хорошим и любимым. Или с пеной у рта защищать «единую и неделимую». А без «образа общества» разве такое возможно? Наверное, возможно, но придется больше думать и меньше фантазировать, а этого российский интеллектуал не любит. Без «образа общества» российский интеллектуал сойдет с ума и впадет в ничтожество.

Это, по-моему, одна из причин почему акторно-сетевая теория Латура не получит распространение в нашей стране и будет заклеймена и проклята так же как постмодернизм [который тоже «разное» предпочитает «единому», но разве российский интеллектуал согласится жить в обществе где «разное» важнее «единого», где «различие» важнее «тождества»?] 

новый материализм, игры современности, философия, социология

Previous post Next post
Up