(no subject)

May 26, 2014 18:06

Андрей Тесля пишет:

о людях средних лет, времен "второй реставрации Бурбонов" -
- они видели восторги и влюбленность в Луи XVI и его падение, Революцию, Бонапарта, ставшего Наполеоном I, капитуляцию Парижа в 1814 и "сто дней" -
- это избавляло от "взглядов", кроме одного - скептичного и осторожного. не ради "практической мудрости приспособления", а от того, что остаться человеком "строгих политических взглядов", прожив это время "в сознании", можно было либо будучи глупцом, неспособным выучить даже многократно повторенный урок, либо мудрецом.

От себя добавлю:
Так утверждается массовое историческое сознание - глобальные перемены в живой памяти одного поколения - изменчивость мира становится наблюдаемым фактом - и как тут не задуматься о том, что выше этой изменчивости, что должно обуздать эту изменчивость - о законах истории, например, о законах общественного развития и т.п.

И, надо отметить, что резкие изменения в это время происходили не только в политике. Появился паровой двигатель, и на глазах миллионов европейцев вместо зеленых лужаек с пасущимися овечками выросли грязные фабрики и заводы - трубы дымят, а внутри прокопченных зданий копошатся какие-то странные изможденные и асоциальные создания [которых Маркс решил превратить в пролетариат]. Да и в других областях жизни становилось неспокойно и призрачно. И образованная молодежь бредила революциями и борьбой за освобождение. И молодые интеллектуалы создавали проекты "наций".
Наступало знакомое нам время.

интеллектуалы, философия, экономика, мой 18 век, социология, история, структуры повседневности, игры памяти, мой 19 век

Previous post Next post
Up