Несколько выписок из романа Бальзака "Крестьяне".
КРЕСТЬЯНЕ КАК ДИКАРИ-ИНДЕЙЦЫ
Парижский журналист Эмиль Блонде приезжает в сельскую провинцию и, встретив старого крестьянина, размышляет:
"«Интересно, какое у него мировоззрение, какие нравственные понятия? О чем он думает? - задавал себе вопрос Блонде, охваченный любопытством. - Неужели это существо, подобное мне? Общего у нас с ним только внешний облик, да и то!..»
Он внимательно рассматривал лицо старика, дивясь его грубой, шероховатой коже, какая бывает у людей, живущих на воздухе, привыкших ко всякой погоде: и к лютому морозу, и к палящему зною, - словом, у людей выносливых, у которых кожа словно дубленая, а нервы такие крепкие, что помогают им переносить физические страдания, не хуже чем переносят их арабы или русские.
«Вот они, куперовские краснокожие, - подумал Блонде, - незачем ездить в Америку, чтобы наблюдать дикарей»".
Звериная сущность крестьянина:
"Крестьянин так же инстинктивно привязан к своему жилью, как зверь к своему гнезду или норе...".
Бальзак подчеркивает дикарскую хитрость и врожденную враждебность к чужим у крестьян-индейцев, которых "белому" человеку стоит опасаться:
"- Вот как! Стало быть, мы здесь, как герои Купера в лесах Америки, окружены ловушками дикарей? - насмешливо спросил Блонде".
Обратим внимание, что природный парижанин Эмиль Блонде сравнивает крестьянина не с настоящими индейцами, которых он, скорее всего, никогда не видел, а с героями романов Фенимора Купера.
И как перемешиваются социальное восприятие и этнические и расовые стереотипы.
Далее.
Аббат Бросет - местный кюре рассуждает о своем положении в провинции и жалуется на низкую религиозность крестьян, которые смотрят подозрительно на людей посещающих церковь, вплоть до угрозы поколотить не в меру ретивого приверженца религии:
"- Сударь, - ответил аббат Бросет, повернувшись к Блонде, - его преосвященство отправил меня сюда, словно миссионера в страну дикарей; но, как я имел честь ему доложить, к французским дикарям никак не подступишься: они поставили себе за правило нас не слушать, между тем как американских дикарей можно чем-нибудь заинтересовать.
- Господин кюре, - сказал Муш, - сейчас мне люди еще малость помогают, а стану ходить в вашу церкву, мне совсем перестанут помогать да еще надают колотушек".
[Муш - деревенский мальчик-сирота - пройдоха]
Далее.
Могут ли крестьяне, бедняки или дикари быть нравственными:
"Нравственность, которую отнюдь не следует смешивать с религией, начинается с достатка: деликатность чувств, которую мы наблюдаем в более высоких сферах, расцветает в душе человека только после того, как богатство позолотит его обстановку. Вполне честный и нравственный крестьянин - редкость. Любознательный читатель поинтересуется, почему это так. Вот основная причина, которой можно объяснить подобное положение вещей: в силу своего общественного назначения крестьяне живут чисто материальной жизнью, весьма близкой к дикарскому состоянию, чему способствует и постоянное общение с природой. Труд, изнуряющий тело, отнимает у мысли ее очищающее действие, тем более у людей невежественных".
И еще маленький фрагментик из романа Бальзака "Крестьяне" про смешение этнического и социального, точнее, об использовании псевдо-этнического в социальных целях:.
Этническая принадлежность предков [этнические корни] как критерий социального разделения и легитимного господства:
"…эта пограничная полоса Бургундии, столь близкая к Парижу, принадлежит к тем местностям, где Революция была понята, как победа галла над франком"
[речь о Великой революции]
В комментарии к этому предложению сразу указывается, что французская историография начала XIX в. считала, что дворянство - потомки франков-завоевателей, а народ происходит от галлов, коренных французов.
.