Пермь. Дом купца Мешкова и улица Монастырская

Nov 09, 2013 23:31

Мной овладел местечковый патриотизм и краеведческий энтузиазм. Ненадолго и без телесного насилия, но овладел.

На самом деле я давно хотел сделать какой-нибудь видеоролик из старых фотографий Перми, но как-то не пришлось, а недавно выяснил, что таковой уже имеется и можно сердцу успокоиться, но не тут-то было. Не было успокоения.
Желание, вкупе с охватившим душу местечковым волнением не оставляло меня и решил я выбрать какое-нибудь одно место старой Перми и попробовать, собрав старые фото, смастерить небольшое непритязательное видео.

Выбрал улицу Монастырскую и дом Мешкова, места сейчас почти потерянные, пустынные, неотягощенные привычной городской сутолкой и неприветливой суетой, прижатые к реке и железной дороге всей мощью высотного города.

Ничто так не демонстрирует различие между старым дореволюционным губернским центром и нынешней Пермью, разросшейся, пережившей индустриальный и демографический бум как улица Монастырская и дом купца Мешкова.

Малорослая Пермь в те времена питалась от реки, через реку прибирала к рукам всё интересное, удобное и красивое, что могла дать европейская Россия, Петербург и та пресловутая Москва, куда так рвались известные "три сестры".
То есть, проще говоря, через Каму в Пермь шли продукты и товары в самого различного ассортимента, даже когда появилась железная дорога.
Сейчас слово "баржа" практически ушло из лексикона современного горожанина, да и поселян эти плавающие хранилища не интересуют.
А тогда причалившая к городу баржа - прибыль купцу, радость рабочему, наслаждение чиновнику или администратору какому из потомственного дворянства богом или чертом закинутому в эту уральскую провинцию [не было на Урале "своего" потомственного дворянства - только приезжее по служебной надобности или в ссылку, как Герцен в свое время, или еще по какой оказии].

Разделение удовольствия по социальным группам зависело, конечно, от содержимого внутренностей баржи.

То есть, вот фотография с разгрузкой арбузов. Да, прибыли в Пермь арбузы.
По-моему они до сих пор в основном через реку в Пермь попадают, по крайней мере, летом и осенью.
Но сейчас арбуз ягода относительно демократичная, а тогда, наверное, только большие чиновники, священнослужители высших рангов, да торгующее сословие этим баловались и то в ограниченном количестве. Хотя кто его знает, в общем-то, от Астрахани до Перми по воде не так уж и дорого - затраты на доставку небольшие и цены могли быть вполне умеренные, доступные и чиновничьей мелкоте, и лавочникам разнообразным. Может и мещане могли позволить себе такое лакомство. Или даже зажиточные рабочие с Мотовилихинских заводов выставляли кусочки арбуза на стол в теплые деньки в начале осени. Ах, как вкусны и сочны, наверное, были эти редкие в мрачном нашем климате экзотические сахарные кусочки! В общем, всем приятственно и как-то даже благолепно получается.

И город тянулся к реке, жался к реке, падал в реку, находил себя рядом с рекой. Река всегда была "здесь", всегда на виду, не закрываемая крышами высоких зданий, не забываемая в ежедневной болтливой толкотне.

И на улице Монастырской, которая прилегала к реке, кипела жизнь, суетились люди, мелькали пролетки, тяжелые телеги давили булыжники, хлопотали купеческие служащие, грелись на солнышке грузчики и т.д., и т.п. А по вечерам на набережную выходил гулять "средний класс", демонстрируя новые дамские наряды и обсуждая текущие новости. Впрочем, обилие людей и дел не спасало улицу от больших луж и грязи.

И над всем этим возвышался дом купца Мешкова, в котором сейчас поместили краеведческий музей, видимо по принципу "с глаз долой - из сердца вон". Ибо добраться сейчас в оный музей, то бишь в дом Мешкова не так-то и легко - прямого транспорта нет, а улочки кривые и норовят вывести куда-то не туда. И обратно надо тащиться в гору, с остервенением рассматривая элитных уродцев, построенных по направлению к центру Перми.

И дом Мешкова сейчас едва различим среди толпящихся вокруг громоздких серых казенных безликих зданий и спутано-изогнутых столбов и проводов линий электропередачи для поездов дальнего и ближнего следования
Но, ладно, можно считать это обычным обывательским зудением да и только.
Главное, что дом Мешкова сохранился и хоть как-то не дает улице Монастырской потеряться во мраке макабрического невежества.
Да, кстати, тогда, то есть во времена империи рядом с домом Мешкова находились почта и телеграф - еще один способ связи с внешним миром и, если верить Ленину, стратегические объекты для революционного действия.

Поэтому вот видеоролик с этой улицей во времена заката Российской империи. Или расцвета Российской империи, которые прервали происки большевиков. В общем, кому как нравится.
Начало XX века, Пермь, улица Монастырская, дом купца Мешкова:

image Click to view



P.S. Все фотографии взял у  humus

видео, воображаемая география, рассказывание, история, игры памяти, структуры повседневности, провинция

Previous post Next post
Up