post

Oct 07, 2013 11:45

Оригинал взят у ilya_lizard в post


Статья ниже - предварительная к моему он-лайн семинару на тему композиции и визуального мышления. В принципе, этот семинар должен был пройти 20 или 21 числа, но я не имел возможности его провести и теперь он пройдет ориентировочно в первых числах октября.

Карандаш, думающий за тебя: к вопросу о визуальном мышлении.

Мы привыкли думать словами. Подумать, сформулировать, потом выразить. В этом нет ничего плохого - пока нам не нужно создать что-то, что сложно описать при помощи слов.
Поэтому, когда с "подумать и сформулировать" не все гладко, начинаются странности: например, собравшись что-то нарисовать, мы хотим сразу "видеть" рисунок в голове, во всей его полноте. Более того, когда "увидеть" содержание работы в голове не получается, мы называем это "боязнью белого листа" или "творческим блоком". Хотя, казалось-бы - не знать решение задачи до того, как начал ее решать, не слишком странно - это, в общем-то, и есть суть задачи. Короче говоря, мы хотим сначала придумать, потом нарисовать. И нередко это работает. А если нет? Можно ли сначала нарисовать, а потом придумать?

Можно. И даже не одним способом. Наиболее известные (хотя и не наиболее эффективные) способы - интуитивные, использующие случайность и ассоциации. При некоторых различиях, суть интуитивных методов одна: в рисовании большого количества абстрактных форм, пока какая-то из них не вызовет ту или иную ассоциацию, и тогда эту форму можно будет превратить в рисунок. Так, например, учит создавать уникальный дизайн один из преподавателей Gnomon workshop, Nick Pugh. На сайте гномона можно приобрести его DVD (Nick Pugh: Originality in design), но суть метода в общем такова: Рисуется множество каракулей, пока в какой-то из них не "проявится" подобие контуров механизма, существа или ландшафта, после чего этот рисунок доводится до ума обычным манером.

Если вы работаете дигитально, и не хотите изводить массу бумаги, можно воспользоваться программой Alchemy - эта небольшая программа сделана для рисования "интуитивных скетчей", из которых позже можно создать полноценный рисунок. В ней есть набор средств, позволяющих массу случайностей при рисовании, и, зачастую, получаются очень интересные композиции, могущие подсказать сюжет работы или дизайн персонажа либо среды. Этой программой пользуется ряд известных художников и иллюстраторов, к примеру, Andrew Jones и Mark Molnar.



Илл.1 - пример концепт-дизайна персонажа, выполненного на основе Alchemy.

Похожим образом работает и монотипия, создающая абстрактные пятна цвета или тона, если использовать монохромную тушь или акварель. Вам наверняка знакомо это упражнение для развития творческого воображения, когда предлагается нарисовать персонажа или животное пользуясь пятнами цвета, как силуэтами.

Достоинство подобных методов в том, что они дают возможность начать рисунок, не имея какой-либо четкой идеи. Кроме того, в процессе могут возникнуть образы и настроение, которые иначе не пришли бы вам в голову. Недостаток этих способов в том, что результат не гарантирован. И, что прискорбно, еще более не гарантирован качественный результат. Поскольку получающиеся наброски по сути своей случайны, вы можете сделать их в огромном количестве и не получить основы для дальнейшей работы.

Рассказанное выше достаточно очевидно, но заставляет согласится с принципиальной возможностью сначала нарисовать, а потом уже придумать рисунок. Проблема - как сделать это системно, осознанно, и с предсказуемо качественным результатом. И именно тут нам приходит на помощь формальная композиция.
В рамках этой вводной статьи мы предположим, что, как минимум, теоритическая часть построения формальной композиции нам уже известна. И мы можем нарисовать продуманную композицию из простых форм и ритмов.
Тут стоит отметить, что теория композиции взята "как минимум" не случайно - композиция, это не столько знание, сколько навык. Это означает, что композицию, как и анатомию, перспективу и цвет, нужно системно и последовательно отрабатывать, а не просто знать ее элементы.
Построение композиции рисунка - комплексная вещь, которая не исчерпывается композицией форм. В процессе могут участвовать знания из анимации, кино и визуальной коммуникации. Поэтому на первый (второй, десятый ...) раз у нас не обязательно получится что-то путное.



Илл.2 - примеры композиционных набросков.

Но, как бы то ни было, у нас есть несколько набросков - абстрактных, беспредметных композиций, которые могут стать законченными рисунками. Казалось бы, мы находимся на том же этапе, где находились бы при использовании любого из интуитивных методов. Но это только кажется. Дело в том, что эти наброски, при всей кажущийся случайности, никоим образом не случайны. Ведь мы рисовали их не от фонаря, а вооружившись знанием элементов композиции, отношения негативных и позитивных пространств, ритмов и силовых линий (последнее относится скорее к миру анимации, нежели к композиции, как таковой). Поэтому каждый из этих набросков - готовое небольшое произведение, выражающее настроение или событие. Кроме того, обратите внимание, что при том, что наш набросок более качественный, чем случайное нагромождение каракулей или пятен, у нас еще и выше степень свободы - мы вольны определить, какие пространства в нашем скетче являются позитивными, а какие - негативными (здесь мы, опять-же, будем исходить из того, что мы знаем, что такое позитивные и негативные пространства).
Теперь, какой бы рисунок и в какой бы технике вы не продолжили дорабатывать, вы уже работаете с качественной основой, которую можно развить как иллюстрацию, кадр комикса или архитектурный или дизайнерский проект. Стоит обратить внимание, что хотя часто используются не столько формы, сколько направления сил и ритмы наброска, такая композиционная основа помогает избежать ошибок в компановке иллюстрации или кадра во время дальнейшей работы.



Илл.3 - Иллюстрации к архитектурному проекту, разработанному на основе ритмической композиции. Ритмы и вес элементов наброска были изменены во время работы над финальными иллюстрациями и чертежами.



Илл.4 - Кадр комикса на основе простой ритмической композиции.

Заключение: Методы визуального мышления полезны не только живописцу или графику. Практика показывает, что этот метод может стоять в основе архитектурных проектов, графического дизайна, коммерческих иллюстраций, комиксов и карикатур, сокращая время работы и повышая качество результата. На планируемом в ближайшее время вебинаре мы поговорим об основных понятиях и средствах композиции, почему многие профессионалы редко используют композицию в своей работе, и подробнее рассмотрим возможности визуального мышления и его приложения в реальных коммерческих и конкурсных проектах.

Для участия в семинаре вам нужно:
1)Дать ссылку на эту статью в ЖЖ, фейсбуке, или любой другой социальной сети.
2)Задать два вопроса по теме семинара в комментариях. Если вопросов не придумывается, можете написать - есть ли у вас трудности с придумыванием тем для рисунков «из головы», и если да - как вы их решаете.
3) напишите свой е-майл в комментариях - на него придет ссылка на семинар

UPD: Каст состоится 7 октября (понедельник) в 21:00. Продолжительность - от сорока минут до как попрет)
Previous post Next post
Up