Разрозненные факты менее чем за месяц до пятилетия
1. Вот уже более четырёх месяцев, как Андрей не ходит в детский сад. С этим у меня было связано немало страхов: как мы справимся, что у нас получится? Оказалось, ничего, нормально.
2. В те дни, когда я езжу преподавать, с Андреем сидит Катька. Это считается работой, и труждающийся имеет право на пропитание. В целом Катька зарабатывает до трёх тысяч в месяц, это по 200 рублей за день. Очень довольна и горда.
3. Были страхи, что Андрей станет целыми днями сидеть за компом. К счастью, всё оказалось не так: да, готов посидеть, и периодически гадит на моей странице в ФБ результатами игр, но по большей части строит из конструкторов всякие штуки, иногда весьма изобретательные, и упражняется на спорткомплексе. Рисует. Пытается писать буквы… Считает. С удивлением обнаружила, что откуда-то усвоил возможность складывать и вычитать в пределах шести. В целом интеллектуального застоя нет, физическое развитие в норме.
4. Теперь, когда Андрей целыми днями со мной, я знаю, каковы его предпочтения в еде. И, скажу вам, это что-то: мой младший сын - фанат здорового питания. Так что прокормить его не сложно, но готовить ему приходится отдельно. Варёная свёкла (и не надо туда ни майонеза, ни даже подсолнечного маслица с уксусом), варёная картошка без ничего, варёные брокколи или цветная капуста, макароны (ну и мать, вот так мать, - однажды забыла положить соль, он съел без соли), рис, варёные яйца… Пряности - на вылет. Зелень - на вылет. Мясо - тушеное, но опять-таки чтоб безо всяких. Такой вот подход. Из вредного любит пельмени, сосиски и варёную колбасу. Рыбу не ест, - "мне её жалко, она такая милая". И соевые батончики "Рот-Фронт".
5. Неизвестно как и откуда, но Андрей подцепил неправильное ударение: вместо "свёкла" - "свеклА". Есть и другие речевые ошибки, я их исправляю понемногу; Анна как профессиональный лингвист сказала, что исправлять не надо, но я делаю, как привыкла. Звук "р" имитационный, при этом когда недавно ему понадобилось назвать мне букву "р", выдал шикарное горловое, - то есть ещё один картавый в нашей семье. С шипящими всё лучше, как и прогнозировала логопед.
6. Со времён задержки речевого развития у Андрея осталась привычка подкреплять речь мимикой и жестами. Понемногу вытесняется, но пока что ещё порой заметно, что товарищ пытается упрочить понимание пантомимой. При этом речь развитая, предложения длинные, сложносочинённые, с вводными. "Я люблю говорить!" - монологи звучат в том числе в комнате, где Андрей играет, пока я вкалываю на кухне (у меня там кабинет, да). Хочется слушателя, и товарищ бежит ко мне: "Я тебе только одну вещь скажу", - "одних вещей" я выслушиваю по три-четыре в час. Импровизирует стишки, шутки.
7. Единственный среди моих детей, Андрей брезглив и чувствителен к запахам. Эта особенность стала ясно видна во время летнего путешествия (до этого ему, возможно, языка не хватало, чтобы объяснить), и сохраняется до сих пор. Видимо, это навсегда. Из-за этого Андрей - противник животных в доме. Они ему нравятся (нет страха перед собаками, иногда просит у собаководов разрешения погладить, и порой его получает), кошки, которых на Силикатной много, тоже милы и приятны товарищу ("сейчас я пожалею эту кошечку"), но не в дом! "Они воняют".
8. Без детского сада Андрею не хватает общения со сверстниками. Отчасти дефицит компенсировался на площадке, но сейчас мороз без снега и пыль, детей на площадке нет. Если установится снег, думаю, снова всё будет нормально, важно только, чтобы у меня хватало времени его выводить. Катя пробовала с ним гулять осенью, но отказалась от этой идеи по своим личным соображениям. Но всё же это не совсем то, - и воспоминания о друзьях, оставленных в детском саду, слегка печалят Андрея.
9. Уже сетовала, но ещё разок: с Андреем у нас какой-то совершенно непонятный мне круг чтения. Приезжала с ночёвкой подруга с дочерьми, читала со своей младшей "Волшебника Изумрудного города". О, какая ностальгия! Вот и мне бы так, ан нет! - Маршак, Чуковский, "Мяу" Введенского, Эд. Шендерович и про машины, машины и машины.
10. Осенью Андрей не хотел пятилетия, - мол, в школу заберут. Теперь он согласен на пять лет (на некоторых конструкторах, знаете ли, стоят цифры 5+, это стимулирует), а вот дальнейшее его не радует. В электричке пристал к соседу со светскими беседами, тот спросил ради поддержания разговора: "Кем хочешь стать?" - "Никем не хочу. Хочу быть мальчиком четырёх лет. И пяти. А вот становиться парнем, идти работать, потом взрослым мужчиной, жениться, дети, - не хочу". Случайный собеседник слегка удивился такому зашкаливающему реализму. О нежелании взрослеть Андрей высказывался неоднократно. Чем-то похоже на детские переживания К.С. Льюиса, который в воспоминаниях признаётся, что жизнь виделась ему как короткое детство, полное неприятностей, а потом "работа, работа, работа, пока не помрём". Возможно, я транслирую на ребёнка слишком много намекающего на избыточные трудности, - эх! А может он просто дразнится.
11. Потому что дразниться он может, и ещё как! Разного качества шуточки и розыгрыши (что вообще у нас как-то не принято) проявляются постоянно. Это влияет: теперь и я могу выдать совершеннейшее враньё, насладиться реакцией, а потом дезавуировать высказывание. А Андрюхон может позволить себе, - как вот накануне вечером, - вот такое: "Ах ты мать, моя мать, пожилая моя мать!" - просто ради наслаждения ритмом.
12. - Тебе надо подстричься, Андрей! ты похож на курень, крытый чаканом, как на этой картинке!
- Знаешь что, мама? Вот мне не нравятся эти слова. И картинка не нравится. А моя причёска нравится!
.