Личная мифология: анализ, трансформация и реинтеграция.

Apr 07, 2014 09:32

из старых записей- о холодинамике, мифотворчестве, инициациях и снах:

Личная мифология: анализ, трансформация и реинтеграция. 
Дэвид Файнштейн




Определение
С точки зрения эволюционирования индивидуальной мифоло­гии, психотерапия представляет собой процесс, помогающий че­ловеку:
(1) войти в больший контакт со своим уникальным внут­ренним представлением о реальности, называемым здесь личной мифологией;
(2) оценить способы, которыми мифология обслужи­вает или не обслуживает его психологическую адаптацию и разви­тие;
(3) инициировать изменение в сферах мифологии, признан­ных ограничивающими;
(4) интегрировать обновленную мифологию в повседневную жизнь.

Краткая характеристика
Личный миф есть констелляция образов, аффектов и концеп­ций, организованная вокруг ядерной темы и обращенная к одной из сфер, внутри которых мифология традиционно функционирует. Согласно Джозефу Кемпбеллу, такие сферы связаны со следующи­ми аспектами психической жизни индивида: стремление осмыслить свой мир значимым образом;
 поиск ясно различимой путеводной нити, ведущей сквозь последовательные этапы человеческой жиз­ни;
 потребность устанавливать стабильные и удовлетворяющие от­ношения внутри ближайшего социума;
стремление познать свое место в необъятной, чудесной и таинственной шири космоса.

Лич­ные мифы объясняют мир, направляют индивидуальное развитие, дают социальную направленность и отвечают на духовные запросы таким же образом, как культурные мифы выполняют эти функции для целых сообществ. Личный миф берет свое начало из четырех взаимосвязанных источников. Наиболее очевидные из них -
- биология (способности к символизации и к повествованию укоренены в структуре мозга; информация и установки нейрохимически кодируются; темперамент и гормоны влияют на систему убеждений);
- культура (в определен­ной степени индивидуальная мифология представляет собой выра­жение культурной мифологии на уровне микрокосма) и
- личная ис­тория (каждое эмоционально значимое событие оставляет отпечаток на постоянно развивающейся личной мифологии).
Четвертый ис­точник берет начало в трансцендентном опыте - эпизодах, инсай­тах и видениях, расширяющих индивидуальные горизонты и вдох­новляющих к более продвинутому поведению.

В таком виде описанная структура рассмотрения дает место биологическим, пси­ходинамическим и культуральным подходам, позволяя при этом ин­тегрировать их в контексте более широкой духовной перспективы.

Методы работы с индивидуальной мифологией обусловливают­ся пониманием пути естественного развития личных мифов. Ин­тервенции должны быть соразмерены с этим естественным процес­сом, стимулировать его и привносить в него осознание. В центре внимания при этом находится диалектическое напряжение между доминирующими и зарождающимися способами конструирования реальности. Для работы с этим процессом сформулирована следу­ющая пятишаговая модель.
1. Определение ведущих мифов и распознание среди них тех, что не соответствуют текущим обстоятельствам, нуждам и уров­ню развития.
2. Достижение эмоционально-интеллектуального осознания ис­точников этих дисфункциональных мифов и обнаружение но­вых тенденций, в которых психика ищет выражения ("контр-мифов").
3. Стимулирование синтеза, сплавляющего элементы старого мифа и контрмифа в новый мифологический образ, сочета­ющий в себе наиболее конструктивные аспекты обоих мифов.
4. Формирование внутреннего императива действий на основе гипотетической реальности этого расширенного и заново ин­тегрированного мифологического образа.
5. Укоренение обновленной мифологии в повседневной жизни.

Интересно, что сновидения имеют тенденцию отражать эти про­грессивные стадии примирения нового опыта с развивающейся индивидуальной мифологией. Конкретный сон может служить:
(1) поддержке существующей мифологической системы;
(2) созда­нию или укреплению рождающегося контрмифа;
(3) катализации мифологического образа более высокого порядка, разрешающего конфликт между двумя исходными;
(4) укоренению этого нового мифологического образа в бытии индивида;
(5) сообщению реко­мендаций относительно вплетения новой мифологии в ткань повсед­невной жизни.

На протяжении долгих исторических эпох жизнь людей регулиро­валась такими относительно четкими ориентирами, как обряды перехода из одной стадии жизни в другую. Ныне это уже невозмож­но - по ряду причин, в том числе вследствие индивидуального разнообразия, характеризующего современную западную культуру. Однако потребность в таких ориентирах сегодня еще более насущна, чем в прежние эпохи, поскольку мифы современной культуры, вместо того чтобы направлять и обеспечивать психологический ком­форт, сами находятся в постоянном изменении. Описанная здесь пятишаговая модель может быть использована на любом этапе раз­вития взрослого человека. Она реализуется как последовательность личных ритуалов, ведущих к созданию обновленной индивидуаль­ной мифологии, основанной на просвещенном синтезе индивиду­альной истории и импульсов развития, вкупе с культуральными и архетипическими образами, требующими своего выражения. Вплетение этой обновленной мифологии в реальную жизнь, питая ви-тальные функции, более не находящие пищи в культурных обрядах и ритуалах, способствует рождению новых смыслов и целей.

инициация, из старых записей, метафоры, трансформация, мифология, сны, холодинамика

Previous post Next post
Up