из старых записей
- о холодинамике, мифотворчестве, инициациях и снах:
Личная мифология: анализ, трансформация и реинтеграция.
Дэвид Файнштейн
Определение
С точки зрения эволюционирования индивидуальной мифологии, психотерапия представляет собой процесс, помогающий человеку:
(1) войти в больший контакт со своим уникальным внутренним представлением о реальности, называемым здесь личной мифологией;
(2) оценить способы, которыми мифология обслуживает или не обслуживает его психологическую адаптацию и развитие;
(3) инициировать изменение в сферах мифологии, признанных ограничивающими;
(4) интегрировать обновленную мифологию в повседневную жизнь.
Краткая характеристика
Личный миф есть констелляция образов, аффектов и концепций, организованная вокруг ядерной темы и обращенная к одной из сфер, внутри которых мифология традиционно функционирует. Согласно Джозефу Кемпбеллу, такие сферы связаны со следующими аспектами психической жизни индивида: стремление осмыслить свой мир значимым образом;
поиск ясно различимой путеводной нити, ведущей сквозь последовательные этапы человеческой жизни;
потребность устанавливать стабильные и удовлетворяющие отношения внутри ближайшего социума;
стремление познать свое место в необъятной, чудесной и таинственной шири космоса.
Личные мифы объясняют мир, направляют индивидуальное развитие, дают социальную направленность и отвечают на духовные запросы таким же образом, как культурные мифы выполняют эти функции для целых сообществ. Личный миф берет свое начало из четырех взаимосвязанных источников. Наиболее очевидные из них -
- биология (способности к символизации и к повествованию укоренены в структуре мозга; информация и установки нейрохимически кодируются; темперамент и гормоны влияют на систему убеждений);
- культура (в определенной степени индивидуальная мифология представляет собой выражение культурной мифологии на уровне микрокосма) и
- личная история (каждое эмоционально значимое событие оставляет отпечаток на постоянно развивающейся личной мифологии).
Четвертый источник берет начало в трансцендентном опыте - эпизодах, инсайтах и видениях, расширяющих индивидуальные горизонты и вдохновляющих к более продвинутому поведению.
В таком виде описанная структура рассмотрения дает место биологическим, психодинамическим и культуральным подходам, позволяя при этом интегрировать их в контексте более широкой духовной перспективы.
Методы работы с индивидуальной мифологией обусловливаются пониманием пути естественного развития личных мифов. Интервенции должны быть соразмерены с этим естественным процессом, стимулировать его и привносить в него осознание. В центре внимания при этом находится диалектическое напряжение между доминирующими и зарождающимися способами конструирования реальности. Для работы с этим процессом сформулирована следующая пятишаговая модель.
1. Определение ведущих мифов и распознание среди них тех, что не соответствуют текущим обстоятельствам, нуждам и уровню развития.
2. Достижение эмоционально-интеллектуального осознания источников этих дисфункциональных мифов и обнаружение новых тенденций, в которых психика ищет выражения ("контр-мифов").
3. Стимулирование синтеза, сплавляющего элементы старого мифа и контрмифа в новый мифологический образ, сочетающий в себе наиболее конструктивные аспекты обоих мифов.
4. Формирование внутреннего императива действий на основе гипотетической реальности этого расширенного и заново интегрированного мифологического образа.
5. Укоренение обновленной мифологии в повседневной жизни.
Интересно, что сновидения имеют тенденцию отражать эти прогрессивные стадии примирения нового опыта с развивающейся индивидуальной мифологией. Конкретный сон может служить:
(1) поддержке существующей мифологической системы;
(2) созданию или укреплению рождающегося контрмифа;
(3) катализации мифологического образа более высокого порядка, разрешающего конфликт между двумя исходными;
(4) укоренению этого нового мифологического образа в бытии индивида;
(5) сообщению рекомендаций относительно вплетения новой мифологии в ткань повседневной жизни.
На протяжении долгих исторических эпох жизнь людей регулировалась такими относительно четкими ориентирами, как обряды перехода из одной стадии жизни в другую. Ныне это уже невозможно - по ряду причин, в том числе вследствие индивидуального разнообразия, характеризующего современную западную культуру. Однако потребность в таких ориентирах сегодня еще более насущна, чем в прежние эпохи, поскольку мифы современной культуры, вместо того чтобы направлять и обеспечивать психологический комфорт, сами находятся в постоянном изменении. Описанная здесь пятишаговая модель может быть использована на любом этапе развития взрослого человека. Она реализуется как последовательность личных ритуалов, ведущих к созданию обновленной индивидуальной мифологии, основанной на просвещенном синтезе индивидуальной истории и импульсов развития, вкупе с культуральными и архетипическими образами, требующими своего выражения. Вплетение этой обновленной мифологии в реальную жизнь, питая ви-тальные функции, более не находящие пищи в культурных обрядах и ритуалах, способствует рождению новых смыслов и целей.