Не хочу, не буду

May 29, 2012 18:36




Сашуньке сейчас 2 года и 7 месяцев. Но мы уже знаем, что такое кризис 3х лет. Пожалуй, она всегда отличалась некоторой строптивостью, настойчивостью в исполнении своих желаний, самостоятельностью в выполнении чего-либо. Но вот уже месяца 3 как мы с ней почти все время находимся в состоянии "боевой готовности". Т.е в голове держишь как бы правила, что и как делать. Саша выучила "нет", "не хочу", "не буду", и теперь на все наши предложения слышишь в ответ отказ, сопротивление.


1. предлагаем ей сделать самостоятельно выбор.
"Хочешь пойти гулять или останемся дома?"
У нас это словно мантра, звучит по нескольку раз в день. Гулять любит, но при этом ее сложно собрать на прогулку. Те Саша готова идти прямо сейчас, только что встав с кровати, в пижаме, с гнездом на голове. Но ведь сначала нужно привести себя в порядок (умыться, одеться, расчесаться), позавтракать и в нашем случае уделить внимание медитации (вопрос религии, но это обсудим в другой раз), И пока одно-другое, желание гулять словно растворяется в этой утренней суете.
 Когда мы заставляем что-то делать, то это словно приказ. А кто любит и хочет "плясать под чужую дудку"?! Детки в этом возрасте начинают осознавать собственную значимость, в них проявляется их личностное Я, со своими желаниями. Они уже что-то знают об этом мире, они уже хорошо владеют собственным телом (почти), а значит что-то могут делать и причем не только что-то, а МОГУТ ВСЕ, так они думают. И хотят это ВСЕ делать самостоятельно, без давления со стороны.
   2. предлагаем сделать что-то вместе
Это уже не давление, а сотрудничество. Другая форма взаимодействия.
У нас это работает, но очень слабо, потому как Саша пока еще не может (не хочет) делиться. Совместные игры у нас есть, но они все равно предполагают ведущего и ведомого, главного и помощника. И Саша естественно тут командует парадом. Но статус родителя, взрослого человека, конечно же терять нельзя, поэтому ей подчиняешься, но только в ее играх. В бытовых, жизненных вопросах этого позволить маленькому ребенку нельзя. Еще придет время снять свои позиции, а пока надо рулить, направлять в нужное русло.
   3. "не хочешь, значит не будем ЭТО делать"
Осознание значимости слов. Что за каждым стоит какой-то смысл. И просто так на все предложения говорить НЕТ, НЕ БУДУ, НЕ ХОЧУ, нельзя.
"Не хочешь гулять, значит будем сидеть дома". Повторяем несколько раз, пока до Саши не дойдет, что прогулка может не состояться. Тут ее словно переключает, и она хоть и через силу, но говорит, что ХОЧЕТ идти гулять и позволяет мне ее собрать.
  4. Иногда все-таки приходится применять силу. Те вести за руку домой, несмотря на слезы и причитания. Или еще в каких-то других случаях. Со стороны это выглядит немного жестоко. Но если ничто другое не срабатывает. А в Сашином случае, конец прогулки обычно совпадает с ее утомленностью, желанием есть, сходить в туалет. Но она это не осознает. И эти составляющие превращаются в один общий каприз, слезы, истерику. В этом состоянии никакие объяснения не доходят до ума, поэтому выход один - брать быка за рога, те вести через силу домой.

Вот как-то так. А как у вас? Что делаете?

психология, развитие, дети, воспитание

Previous post Next post
Up