Jun 13, 2015 01:25
Хотел начать запись со слов "привет, дебилы", но потом подумал что до дебилов все равно не дойдет, а остальные как обычно обидятся. Так что будем считать, что я этого не говорил.
Вообще это относится к тем, кто под красным знаменем. Понимание начинает понемногу брезжить и уже отвоевывает себе место узнаваемого и широко известного лозунга в виде призыва к освобождению труда - "да здравствует свободный труд". Хорошо, но этого мало. В чем состоит актуальная проблема нынешнего социалистического и коммунистического движения? Их практические лозунги и цели 100-летней давности и времени их триумфа потеряли достаточную силу и интерес в глазах тех слоев и масс населения, которые могут что-то изменить. В том числе и благодаря тому, что социалистическое движение и само совершило грандиозный переворот в жизни человечества и особо упертых любителей капиталистических порядков заставило измениться настолько, что разницу в социальной сфере с социализмом стало достаточно трудно уловить. Дело сделано, старыми лозунгами, образами и целями народ на подвиги не поднимешь. А что с новыми? А с новыми - плохо. Плохо именно в практическом плане, потому что обобщенный образ в виде лозунга "свободного труда" уже есть, а его практического воплощения, понятного достаточно большому числу людей - нет.
Парни, у вас должен быть простой, конкретный и понятный образ новой ступени социальной эволюции, переход к которой неизбежен, давно назрел и в виде отдельных фрагментов давно стал частью повседневной жизни. Ну вот грубо говоря надо не хихикать над фразами о том к какой дате престарелые генсеки обещали построение коммунизма, а располагать конкретным виденьем и пониманием того, как этот самый коммунизм должен выглядеть. Я конкретных рецептов не буду давать - не мое это дело. А в общем это все выглядит довольно просто.
Труд как необходимое для поддержания своего существования занятие человека (как правило в большинстве своем довольно простой, монотонный и занудный, особенно в виде "работы") уже давно потерял смысл. Та же история что с сельским хозяйством и "тракторизацией" всего этого добра. Сотни миллионов людей потеряли работу в сельском хозяйстве. Сотни миллионов. И что? И ничего, ушли в промышленность и сферу услуг. Ну вот собственно говоря сейчас такая ситуация сложилась, когда и "работа" в принципе не нужна. Ну то есть финита ля комедия - "пахать для прокорма" смысла нет, все основные базовые материальные и духовные потребности всего человечества могут быть обеспечены совсем скромными человеческими (и нескромными механическими и инженерными) силами, которые за это время сформировались. То есть сейчас актуальная проблема которую должен перешагнуть каждый человек - перестать париться насчет "средств к существованию" и сформировать у себя потребность к труду как одну из своих подлинно-человеческих потребностей, не менее важную и интересную, чем для некоторых посещение ресторанов и стадионов, и, что самое главное - не связанную с непосредственной задачей обеспечения своего существования. Ну вот тот самый свободный труд.
Итого, что имеем в сухом остатке - новая "идея", которая поднимет массы на осмысленную активность государственного уровня, должна предлагать в первую очередь такую жизнь/систему/положение дел в качестве цели, в которой необходимость в ежедневном с перерывами, "труде" (работе) в принципе нафиг не нужна - этим будет заниматься вполне определенная структура, достаточно небольшая по составу людей, но управляющая мощностями обеспечивающими всю эту условную благодать. Гораздо большее значение будет иметь изменение в сфере образования и воспитания. Потому что на воспитателей и педагогов ляжет непростая задача не просто спихнуть материал, а помочь человеку сформировать у себя потребность к творческой (не креаклиной, а творческой, созидательной), самостоятельной деятельности и вывести это умение на высокий уровень.
Ну, зарисовки вот такие, "из будущего".
Каждый человек, родившийся, воспитанный и образованный в рамках такой системы (назовем ее условно государством), вместе с аттестатом зрелости получает и неотчуждаемые гарантии тех прав (жизни, неприкосновенности и т.д.), которые декларируют почти все нынешние конституции, но в части права на жизнь, например эти заявления приобретают не сугубо декларативный, а вполне конкретный характер, выражающийся в праве получить тот уровень материального обеспечения, который позволит человеку не только существовать, но иметь все возможности для дальнейшего развития и образования. То есть, если ты вырос в этой стране, усвоил ее язык (языки), культуру, традиции, законы, накопленный багаж знаний об окружающем мире, позволяющий не только пользоваться, но и хранить и приумножать - тогда вэлкам, условно - с аттестатом зрелости ты становишься полноправным членом общества с гарантированными неотчуждаемыми правами на указанные выше права, извините за тавталогию. И вперед. Этакая пенсия сразу после школы.
Но у этого обеспечения есть один "нюанс". Это обеспечение выражается не в деньгах. Потому что финансовый кретинизм - это вообще бич наших дней. Предполагаемая система должна обеспечивать все это прежде всего в натуральном выражении, а не в ваших любимых ноликах. Вообще когда забывают о том, что деньги это в первую очередь средство обмена и перераспределения материальной продукции (далеко не самое совершенное), а в качестве спасения от "финансовых потрясений" единственным выходом видят введение обеспечения денег какой-нибудь фигней вроде золота, остается только поставить крест на системе, у которой такие мощные онолитеги. Ну это и хорошо, она и так уже себя пережила. Вообще-то обеспечением денег может (и должна) служить та продукция, которая необходима данному обществу для обеспечения собственного существования и которую ему приходится перераспределять в рамках разделенного труда. Проще говоря - товарное обеспечение. При этом требование к "товару" достаточно простое - спектр продукции должен быть полностью самодостаточным чтобы поддерживать самостоятельное существование такой структуры. Ну и все дела. Если этого нет - но вот такая общественно-политическая фигня все равно существует, значит это на самом деле чей-то придаток-симулякр (если быть предельно точным то речь идет о существовании упомянутой фигни в определенном качестве и на определенном уровне, хотя иногда речь идет и о существовании вообще). Но опять же, повторяю - деньги это тоже анахронизм, по большому счету, потому что в условиях развития современных технологий производства на первое место выходит не материальный, а информационный обмен. Ну то есть - можно вдаваться в эти детали, можно не вдаваться, можно упразднять деньги, можно не упразднять, главное - наличие самодостаточного сектора материального производства (и источников энергии и пластических ресурсов всего этого хозяйства). Это основа. Нет этого - нет и всего остального.
Ну еще один момент, достаточно важный. Структура основы, так сказать. Производительный сектор, обеспечивающий основные потребности человека и возможности для его дальнейшего развития, назовем его государственным социальным сектором, будет относительно небольшой, хотя и вполне самодостаточной (на уровне собственного самовоспроизводства, сохранения и развития) частью имеющихся производительных сил и мощностей общества. Больше того - он не будет и "обязательным к употреблению", так сказать (что предполагает определенную гибкость в его развертывании и свертывании в соответствии с имеющимися потребностями). Это - твердые гарантии. Но помимо этого сектора более крупными будут научный и служебный государственные сектора (фактически такие же самодостаточные, но располагающие известной научной и технологической спецификой). Не буду на них подробно останавливаться, СССР еще все помнят с его системой НИИ, "ящиков", номерных заводов и т.д. - вот что-то вроде этого. Четвертый - кооперативный сектор, то есть сектор деловой негосударственной активности, в котором вполне самостоятельные и не нуждающиеся в трудовой активности для поддержания своего существования люди занимаются научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной деятельностью в составе относительно небольшых групп и коллективов. Все вполне серьезно, просто никаких государственных ограничений, чисто творчество - техническое в основном и полностью коллективное. Одиночки мало чем будут отличаться от "частников", которые конечно тоже могут быть, и могут даже называть себя аллигархами, но какой пролетарий к ним пойдет работать в условиях наличия государственного социального сектора, обозначенного выше - это хороший вопрос, не требующий ответа. А вообще частным сектором в таких условиях могут быть названы люди, овладевшие полным комплексом технологий самодостаточного технологического ядра (и "ресурсно-энергетического цикла"), располагающими той или иной работающей конфигурацией этого комплекса и не нуждающиеся в постоянных услугах государственного социального сектора.
Ну это так - общие черты, с большим количеством пропущенных элементов (поскольку касается только производственной активности) и не приведенной (в силу ее очевидности) схемы превращения одного сектора (или его элементов) в другой (другие). Но общая картина понятна - общество господства свободного труда должно предполагать твердые гарантии свободы для этого самого труда. И развитую систему не только этих гарантий, но и гарантий того, что в людях сможет быть воспитана и в дальнейшем развита эта основная способность человека.
P.S. Специально для дятлов: идея - это инобытие вещи или ее сущности в другой вещи. Ну это если чисто конкретно.
P.P.S. Ну и творчество, разумеется, вовсе не должно относиться только и исключительно к материальному производству.
ну и практика местами,
теория