Сегодня я публикую последнюю запись уходящих праздников. Завтра - работа. А вчера я впервые побывал на родине Глинки. Воспоминание из детства, урок английского языка. Заучивали: Mikhail Ivanovich Glinka - is a great Russian composer. Ht was born on June, 1, 1804 in the village of Novospasskoe near Smolensk. Получилось, что английский выучил, а в Новоспасском не побывал. Накануне я исправил это упущение.
Путь предстоял неблизкий - 250 км. в оба конца. Сначала по Рославльскому шоссе, затем сворачиваем на Починок и на Ельню, в глубинку. В настоящую смоленскую глубинку. Уже не первый раз путешествую по старым дворянским усадьбам, и каждый раз думаю: в те далекие годы не было автомобилей, телефонов и Интернета. Однако высшее сословие не чуралось селиться вдалеке от крупных городов. Чтобы добраться из Смоленска в Новоспасское Глинкам требовался ни один день. На обычных то лошадях да по грунтовым дорогам. А вот современных господ в глубинку силком не затянешь. Все хотят жить в городах, ну или в непосредственной близости от них. Так культура начала уходить из провинции. А вместе с ней - и люди. Смотришь по сторонам - вроде и асфальт сносный, и автобусная остановка выкрашена в яркие цвета, и таксофон рабочий. Да вот только не надо это никому. Чем дальше от райцентра - тем меньше обитаемых деревень. Болезнь вымирания вплотную подобралась и к самим райцентрам. Ее метастазы - полузаброшенные дома - появились и на окраине Ельни. Туда мы заехали на обратном пути.
Когда-то усадьбы были центрами европейской материальной, художественной, интеллектуальной и технической культуры. Они как окна в Европу, давали губерниям ценности европейской цивилизации. Накануне отмены крепостного права в Смоленской губернии было
5308 дворян-землевладельцев. Закончилось все тем, что аграрная отрасль пришла в упадок, усадьбы отдали пролетариату. И начался закат российской глубинки. Как гласит статистика, соседнего с Ельней, Глинковского района в скором времени
может не стать. Так что, думается, не дурак был царь, коли жаловал дворянам земли в провинции.
Дорога до Новоспасского, как я уже сказал, вполне сносна. Посыпана песком, асфальт терпимый. Родину Глинки мимо не проедешь. Хоть впереди есть еще несколько деревень, дальше дорога плотно заметена снегом. Заехали в деревню. Безлюдно. Такое впечатление, что мы здесь были одни. Точка в центре - моя машина.
Идем далее. Хозяйственные постройки и гостевые флигели. Все строения, включая дом Глинок - восстановлены с фундамента.
Когда выезжали, светило солнце. Надеялся, что оно не сядет и на закате мне удастся сделать красивые фото. Но не сложилось. Погода испортилась. Последние солнечные фотки:
Дальше - дом Глинок. Как и
в прошлую поездку во Фленово, столкнулся с требованием оплатить фотосъемку. Я уже писал о том, что это требование не законно. И я, естественно, отказался платить 150 рублей. Как мне сообщила хранительнца, платную псевдоуслугу утвердила
диркеция Смоленского музея-зповедника. Далее - несколько фотографий, которые мне-таки удалось снять. Коментировать снимки не буду. Кому интересно - можете съездить и посетить экскурсию.
Дом Глинок. Сделан из дерева. Из оригинального - только фундамент. Дом и его убранство скопированы по рисункам и чертежам. Хотя попадаются в доме и оригинальные вещи того времени.
Рисунок дома Е.Врангеля, 1847г. Похож, да не очень. То ли художник был плох, то ли дом не так воссоздан.
Вот так дом выглядит в солнечную погоду. Собака на фото была и в наш визит. Милая псина))
источник Хозяин дома.
Какая усадьба без водоема?
Травка зеленеет. Середина января!!!
Серия снимков "сквозь веточки". Обладает повышенной художественной ценностью))
Идем на выход.
Церковь в Новоспасском.
Спустившись вниз находим еще один водоем и сооружение на нем непонятного назначения.
Опять художественные веточки))
Оглядываемся назад.
Подкармливаем знакомую псину, и в путь!
На подступах к Ельне вспоминаем о ее героическом прошлом.
Въезд в город.
Центр.
На улице уже стемнело. Свет вытягивал в редакторе.
На этом всё!