Вот и дошли руки написать про поездку в Стамбул. Откладывал по двум причинам. Во-первых, слишком много впечатлений, и писать так много мне было просто лень. Во-вторых, хоть я и поехал у Турцию с сертификатом переболевшего, решил выждать две недели, чтобы быть уверенным в том, что никакой «турецкий сувенир» я от туда не привез. Ситуация с ковидом в Турции такая же плачевная, как и у нас. Правда в атмосфере Стамбула это не ощущается. Там царит всеобщий праздник нон-стоп и радость жизни. Почему именно Стамбул, а не отельных отдых? Потому что больше двух дней я на лежаке не выдержу. Организованные экскурсии на автобусах - тоже скука. А так - появилась возможность посмотреть жизнь в древнем и многоликом городе, что называется, изнутри. В первую очередь интересовал именно быт турков, устройство туристической части города.
Впечатлений получил массу. Фотографий - почти 500, не считая забракованных и удаленных тут же. Как все это объединить в один пост?
- Перелет. Туда летели «Северным ветром» (Nord Wind), обратно «Аэрофлотом». Не летайте Нордвиндом, по возможности. Задержка рейса на половину суток - легко! В результате вместо 6 часов вечера оказались в Стамбуле далеко за полночь. Учитывая, что никакого трансфера до отеля, конечно, не было, пришлось поплутать по ночным стамбульским улицам.
Для въезда в страну требуется свежий ПЦР-тест, сертификат о вакцинации или перенесенном заболевании. Данные вносятся на сайт турецкого минздрава для получения HES-кода. Он нужен при пересечении границы (на самом деле нет) и для покупки единого проездного на общественный транспорт Стамбула - Istanbul Card. Проездной - штука полезная. Он позволяет ездить на трамвае, метро, автобусах и паромах без лишних хлопот с покупкой билетов и по более выгодной цене. Лететь до Стамбула - около 4 часов. Новый стамбульский аэропорт шикарен. По сравнению с ним даже новый терминал Шереметьево выглядят пережитком прошлого. Аэропорт расположен на берегу Черного моря. С него организованы трансферы до Стамбула на комфортабельных автобусах Havaist.
2. Как устроен город? Стамбул поделен на две части проливом Босфор. Старый город со всеми достопримечательностями расположен в европейской части города. Но и в азиатской есть, что посмотреть. Между ними есть ветка метро и туннель для автомобилей «Евразия», которые проходят под Босфором. И паромное сообщение. Паромы в Стамбуле такая же повседневность, как у нас маршрутки. Посмотрим, что есть интересного в «европейской» части.
Стоит только выйти из отеля (а размещаться лучше в старом городе), как ты тут же окунаешься в неповторимую атмосферу Стамбула.
Мраморное море на перспективе.
Кругом флаги Турции. Турки большие патриоты, и вряд ли вывешивают флаги по разнарядке сверху.
На старых улочках народ занят делом. На первых этажах - магазины. На верхних, или в подвалах - мастерские. Всюду запах клея, кожи. Здесь делают обувь и бижутерию, которую затем продают в том числе и в Россию.
А вообще Стамбул очень большой, огромный город с 15 млн жителей. И туристическая его часть - капля в море мегаполиса, который раскинулся на берегах Босфора и Мраморного моря.
3. Транспорт. Как я уже отмечал выше, в городе распространены трамвай, метро и паром. Есть и автобусы, но они ходят по новым районам города с широкими магистралями. А в старом городе им просто нет места. Паромы здесь снуют так лихо, что диву даешься, как они не сталкиваются друг с другом.
Удобный и быстрый трамвай доставит вас на другой берег бухты Золотой рог к пристани Кабаташ. По пути - множество популярных туристических мест.
Про паромы я уже говорил. Если вы отдыхаете в Стамбуле, обязательно будете ими пользоваться.
Машины, мотороллеры (многие на электрической тяге). Все это гудит, сигналит и напрочь игнорирует ПДД. Пешеход в Стамбуле - бесправное существо. Зато начинает работать периферийное зрение. Начинаешь чувствовать опасность затылком и уходить в сторону.
Мастерству парковки турков диву даешься. Каждый миллиметр пространства идет в дело.
Обыкновенный траффик в старом городе.
Ну и не в не очень старом.
Улица Кеннеди. Она же набережная, по которой я пару раз бегал. Неподалеку въезд в туннель «Евразия».
Старый стамбульский трамвай. Ездить на нем можно по той же Istanbul Card. Этот вагон идет по главной туристической улице города Истикляль.
Фуникулер. Их есть два. Один идет от остановки Каботаш (пристань) до площади Таксим (где начинается Истикляль). Другой доставит вас с конечной старинного трамвая до побережья бухты Золотой Рог.
4. Архитектура. Помимо туристических достопримечательностей, куда вас доставят на экскурсионных автобусах в «пакетных турах», я бы советовал просто погулять по городу. Парадокс Стамбула в том, что архитектурный хаос, который, кажется, никто не собирается регулировать, и есть его визитная карточка. Все это разнообразие странных домов, надстроек-пристроек создает неповторимую атмосферу города. Но, конечно, она не была бы такой яркой без архитектурных доминант - огромных мечетей, которые тут повсюду. Получается такой коктейль из архитектур разных эпох. Посмотрите!
Похожие постройки для отдыхающих часто встречаются на российских курортах.
Трафик в азиатской части Стамбула.
Переулки старого центра.
Часто попадаются всякие заброшенности, даже в центральной части города.
Дом между домами. Коммуникации - наружу!
Винегрет из архитектурных стилей.
Христианских храмов в Стамбуле очень мало. Мне попался один.
5. Азиатская часть города. Здесь расположены деловые кварталы Стамбула. Но много и элементов старого города. Есть где погулять туристам. Добираемся сюда на пароме.
Пристань района Кадыкёй. Здесь выходят те, кто приплывает в азиатскую часть города.
Несмотря на то, что это как-бы Азия, европейских улочек здесь больше, чем по другую сторону Босфора. Правда, даже в самой-самой «Европе» Стамбула обязательно будет толика азиатской небрежности, которая тут повсюду.
Набережная.
Апартаменты.
6. Люди. В целом турки производят впечатление гостеприимных людей. Страна, как и сам Стамбул, «заточены» на торговлю и туризм, поэтому каждый гость Стамбула - это источник их дохода. В целом город производит впечатление безопасного.
Men at work.
Турецкая кухня -это отдельный разговор. Готовят здесь везде.
Продавцы дандурмы - турецкого мороженого.
Мужчина делает аттракцион на набережной.
Женщина кормит кошек. Сколько же их здесь! (кошек)
Конец рабочего дня. Люди едут домой на общественном транспорте. Вообще стамбульцы - народ в основной своей массе небогатый. В городе гораздо меньше показной роскоши, чем, например, в Москве.
В хорошую погоду половина мужского населения Стамбула ловит рыбу.
Дети в трущобах Стамбула.
Турецкие мужчины проводят досуг.
Члены стамбульского фотокружка упражняются в фотосъемке моделей.
7. Трущобы. Они появляются также неожиданно, как и исчезают. Вот идешь по торговой улочке...
И вдруг начинается вот такая красота!
8. Город развлечений. Как я уже говорил выше, вся центральная часть старого города - это территория развлечений. Многочисленные улочки, кафе, рестораны, сувенирные лавки, уличный фаст-фуд - всего это здесь в избытке.
Великая и прекрасная улица Истикляль.
Click to view
Торговые ряды повсюду. Огромные рынки один сменяет другой.
Гранд-Базар, храм торговли Стамбула. Запутанные торговые галереи с тысячами лавок. Здесь торгуют всем, чем угодно - от изделий турецкой промышленности и сувениров, до масс-маркета из Китая. До авторских прав на торговые марки здесь никому нет дела.
Один из рынков под стеной «Голубой мечети» в конце рабочего дня. Вообще примыкание торговых мест к культовым - в Стамбуле повсеместно.
Рыбу ловят. Тут же, в ресторанах, ей кормят.
Бесчисленные улочки, кругом уютные рестораны, кафешки... ААааааа!!!
Цены на общепит - не сказать, чтобы низкие. По сравнению со Смоленском - наверное, даже дороже. Но выбор и качество блюд того стоят. Дороже всего стоит алкоголь. И если местное (и весьма неплохое) вино обойдется вам во вменяемую сумму, то крепкие спиртные напитки неоправданно дороги. Рюмка водки в турецком кафе будет стоить как две бутылки хорошей водки в каком-нибудь российском магазине. Про более благородные напитки я вообще молчу.
Вообще, местные жители не очень жалуют крепкий алкоголь. Многочисленные питейные заведения в центре Стамбула оккупируют туристы.
9. Про КОВИД. Рассказывать про Стамбул можно очень-очень долго. отдельным постом расскажу про Босфор, Мраморное море и Принцевы острова. А пока еще несколько наблюдений.
Ежедневно в Турции регистрируется около 30 тыс случаев ковида. Большая часть их приходится на Анкару и Стамбул. На бумаге меры предосторожности весьма строгие. На улице необходимо быть в масках, иначе штраф. На входы в большие торговые комплексы как и у России проверяют HES- коды. На практике же в Стамбуле царит беззаботная атмосфера. Люди живут своей жизнью и не парятся по поводу вируса. Проверка кодов - фикция. Поскольку основная торговля в Стамбуле ведется через изолированные пороговые точки, на которые «кодирование» не распространяется. Единственное мест, где маски носят дисциплинированно и правильно - общественный транспорт, трамваи, автобусы, метро. В общем, на неделю в Стамбуле я почти забыл, что мы теперь живем в ковидную эпоху. Но умом я понимаю, что в этой беззаботности таится опасность. Поэтому ехать сейчас бог знает куда никому не рекомендую. Все решения принимаются на ваш страх и риск.
Во второй части рассказа напишу немного про море и Принцевы острова.