Сегодня начинаю серию постов о мероприятии, в котором я принял участие в минувшую пятницу-воскресенье. Речь идет об автопробеге ««Начало войны. Дороги войны 1941». Не скажу, что меня приглашали, скорее, сам предложил свою кандидатуру на роль фотографа данного мероприятия, и меня любезно включили в состав одного из экипажей. Всего было отобрано порядка 450 снимков, 2/3 придется отсеять, чтобы не перегружать блог. В общем, поехали.
Пробег организован Белорусской национально-культурной автономией в Смоленске. Сию общественную организацию возглавляет известный на Смоленщине Сергей Кривко, в недавнем прошлом - вице-губернатор в администрации Сергея Антуфьева. Фактически колонна, которая проследовала без малого 900 км по территории Смоленской, Витебской и Минской областей, состояла из участников клуба «Кривичи», в котором состоят мои ровесники. Все имеют разные рода занятий, но объединяет их давнишняя дружба и совместный досуг. В частности, футбольный клуб, выезды в походы, рыбалка и прочие виды мужского времяпрепровождения.
Сбор был объявлен на рассвете в пятницу, 15 июля возле танка в Печерске. Участникам акции предстояло разобраться с символикой и утвердить составы экипажей. Главной проблемой были флаги. Как выяснилось, они плохо переносят скорость и сильный попутный ветер и периодически теряются. Впоследствии было решено снимать их при выезде с точки маршрута, и надевать при въезде. Но в самом начале об этом никто не думал.
Коллективное фото на память. И поехали! Впоследствии наша колонна прирастала машинами, и на отдельном участке я насчитал 11 авто. На старте было 8, если я не ошибаюсь.
Организация автопробега - дело, понятно, хлопотное. Поскольку акция имела статус официальной, нужно было направить письма в администрации (исполкомы) принимающей стороны на каждой точке маршрута. Это означало, что в условленном месте колонну встречает представитель местной администрации, отвечающий за культуру, социальную политику или идеологию. После официальной церемонии - возложения цветов и минуты молчания - посещение музеев. Въезд и выезд из населенного пункта сопровождался патрульной машиной ДПС с включенными проблесковыми маячками. Координация с милицией также осуществлялась на этапе планирования и по ходу движения колонны. Прибавим к этому фирменные футболки с эмблемой автопробега, наклейки на борта автомобилей, флаги, сувениры. Подарок был приготовлен каждому представителю принимающей стороны, что, полагаю, усилило положительную репутацию автопробега. Не забываем о ночлеге, который также нужно было организовать, плюс организации питания. Ну и, наверное, самое сложное - объединить людей, собрать всех занятых-деловых в одно время и в одном месте и снарядить их в путь. Все эти хлопоты взяло на себя белорусское землячество и лично Сергей Кривко. Что касается финансирования мероприятия - каждый участник пробега скинулся по 2000 рублей, которые были потрачены на ночлег в гостевом доме в Глубоком, цветы для возложения и оплату экскурсий. Остальное - бензин, страховка, продукты - в складчину между членами экипажа.
Выезжаем на М1. Первая заправка, точка очередной планерки.
Раздача слонов футболок. Часть футболок оказалось на участниках акции, а часть - использовалась в качестве сувениров.
Последняя "Роснефть" на российской территории (Красная горка), первый потерянный флаг. Здесь и было решено снять их до Орши.
А вот и Беларусь, которая встретила нас прекрасными дорогами, чистотой и ухоженными полями.
Что касается маршрута, то пролегал он через две области Беларуси - Минскую и Витебскую. Точками маршрута были Орша, Минск, Глубокое, Полоцк, Витебск и Рудня (Смоленская область). «Известно, что фашисты применили тактику блицкрига - это узкий прорыв обороны и максимальная скорость по тылам и узлам снабжения, окружение (котлы) и уничтожение противника. Для реализации этого алгоритма не надо было наступать широким фронтом, а максимально использовать дороги и двигаться. Наши тоже держали дороги и по ним же отводили войска и гражданское население. Вплоть до августа война была придорожной», - пояснил основную идею автопробега организатор проекта Сергей Кривко. Иными словами, мы проехали дорогами, по которым в 1941 году армия Вермахта осуществляла наступление на Москву.
Первый патрульный экипаж ДПС на подступах к Орше.
Надеваем флаги.
Въезжаем в город.
Известный оршанский мемориал - памятник "Катюше", которая, как считается, сделала в этих краях свой первый залп.
Подробный рассказ об Орше я уже размещал в своем блоге. Только здесь -
зимние пейзажи, это был канун нового года. Могу только добавить, что город красив и ухожен, как и вся Белоруссия. Как всегда, ощутили контраст от того «как у нас, и как у них». Пятница, день, город безлюден, все работают. Чистота, отличные дороги.
Один из главных открыточных видов Орши - иезуитский коллегиум.
В Орше мы посетили этнографический музей, расположенный в здании бывшей мельницы. Экскурсия показалась весьма любопытной. Экскурсовод поведала нам ряд любопытных «фишек» о том, как белорусы обустраивали свой быт - рожали в поле, окружали себя множеством поверий и примет, которые упорядочивали их жизнь.
Например, после того, как печник клал печь в избе, по традиции первый ее розжиг предлагалось оценить случайному путнику. Считалось, что тепло от печи он разнесет по белу свету. Но было в этом и лукавство. Вероятно, таким оригинальным способом белорусы проверяли, хорошо ли сделан дымоотвод и не угорит ли человек. Если оставался жив - все в порядке, можно топить и согревать жилище! В общем, музей могу смело рекомендовать к посещению, узнаете много интересных деталей быта ушедшего времени.
Река Оршица. Еще один взгляд на открыточный пейзаж Орши. Время поджимало и нужно было ехать в Минск, но мы решили все-таки дойти до земляного вала, откуда открывается замечательный вид на Днепр.
Однако путь наш был не близок. В Белоруссии свято чтят правила. Можно было перейти неширокую дорогу там, где удобно. Но экскурсовод повела нас на пешеходный переход.
Земляной вал с символическими каменными вратами.
Днепр. Вдалеке виден архитектурный ансамбль Успенского монастыря с куполами церкви Святого Илии, конец XIX века.
Пятница. На улицах - редкие пешеходы. Все люди при делах, все работают.
А мы покидаем Оршу и направляемся в Минск. Машина ДПС выводит нас на трассу. По пути встречаем последствия недавнего шторма. По другую сторону дороги была повалена целая сосновая роща. Увы, снять не успел, а останавливаться каждый раз было нельзя.
К разговору о воспитании белорусов. Обратите внимание на левую обочину. Все встречные машины, завидев машину ДПС с включенными проблесковыми маячками и следующую за ней колонну, послушно останавливались и пропускали нас. Так было везде!
В чате по рации народ шутил: наверно ради нас остановятся поезда и даже сядут самолеты.
Все, прощаемся с машиной сопровождения и своим ходом двигаемся на Минск. Там нас уже ждут. Демонтаж флагов перед дальним пробегом.
Курган Славы под Минском. Увы, заехать сюда не успевали.
Одеваемся на подступах к городу.
Минск. На въезде в город возникают шедевры белорусской архитектуры.
В центре города наша колонна то и дело разрывается пробками. Машины сопровождения нет.
Впереди нас ждет Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Это абсолютно новое, ультрасовременное здание, открывшееся в 2014 году. Строилось 4 года. Место, в котором стоит побывать.
Специально для нас открыли шлагбаум, и мы очутились на территории музея.
Перед нами здесь проходило какое-то важное мероприятие, из здания выходило множество представительных мужчин при костюмах.
Содержанию музейной экспозиции можно посвятить несколько постов в ЖЖ. Я же размещу несколько фото, чтобы был понятен размах, с которым белорусское государство отнеслось к своей истории.
В центре композиции на фото ниже - фляга с вдавленной человеческой костью. Видимо, бойца Красной армии раздавило танком.
Военная техника тех лет качественно отреставрированная.
Мой коллега-газетчик. Таким образом в годы войны выпускались газеты и листовки.
Авиационный двигатель самолета полка Нормандия-Неман.
В музее - множество технических ухищрений: голограммы, проекции на дымовых завесах, а уж компьютеры с сенсорными экранами - так те вообще на каждом шагу. Такой вот хай-тек.
Самый помпезный зал музея.
Белорусский хай-тек: стекло, бетон, лифты, подсветка.
Обедаем кашей из полевой кухни и отправляемся на Линию Сталина.
Дворец, где подписывались Минские соглашения.
Какие-то непонятные здания за Минск-Ареной по Проспекту Победителей. Пару лет назад здесь была огромная стройплощадка.
Сегодня здесь появились странные здания - то ли жилые дома, то ли офисные.
Линия Сталина - комплекс фортификационных сооружений. Как мемориал под открытым небом начал работать в 2005 году. Сегодня это место музейных экспозиций и исторических реконструкций. А накануне первой мировой войны это была весьма важная стратегическая точка. Строилась она не для защиты от Германии, с которой у СССР в 30-х годах даже не было общей границы. На территории Белоруссии СССР граничил тогда лишь с Польшей и Латвией. Главной же задачей укрепрайонов того времени было удержание приграничных районов до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как ошибочно полагают многие, - как гласят справочники.
Бойкие экскурсоводы вам все подробно расскажут. Нас торопила погода - после знойной Орши Минск нам встретил пронизывающим северным ветром.
Ваш покорный слуга. За моей спиной - современные белорусские автострады. Когда-то здесь проходили дороги войны.
За денежку можно даже пострелять.
Как только мы собрались ехать дальше, выглянуло солнце.
Ну и несколько белорусских пейзажей, сделанных из окна автомобиля. Без комментариев.
Постепенно мы добрались до Глубокого. Об этом городке будет вторая часть моего репортажа.
На сегодня всё!