Патриотический автопробег смолян по Белоруссии: как это было

Jul 18, 2016 21:26



Сегодня начинаю серию постов о мероприятии, в котором я принял участие в минувшую пятницу-воскресенье. Речь идет об автопробеге ««Начало войны. Дороги войны 1941». Не скажу, что меня приглашали, скорее, сам предложил свою кандидатуру на роль фотографа данного мероприятия, и меня любезно включили в состав одного из экипажей. Всего было отобрано порядка 450 снимков, 2/3 придется отсеять, чтобы не перегружать блог. В общем, поехали.





Пробег организован Белорусской национально-культурной автономией в Смоленске. Сию общественную организацию возглавляет известный на Смоленщине Сергей Кривко, в недавнем прошлом - вице-губернатор в администрации Сергея Антуфьева. Фактически колонна, которая проследовала без малого 900 км по территории Смоленской, Витебской и Минской областей, состояла из участников клуба «Кривичи», в котором состоят мои ровесники. Все имеют разные рода занятий, но объединяет их давнишняя дружба и совместный досуг. В частности, футбольный клуб, выезды в походы, рыбалка и прочие виды мужского времяпрепровождения.

Сбор был объявлен на рассвете в пятницу, 15 июля возле танка в Печерске. Участникам акции предстояло разобраться с символикой и утвердить составы экипажей. Главной проблемой были флаги. Как выяснилось, они плохо переносят скорость и сильный попутный ветер и периодически теряются. Впоследствии было решено снимать их при выезде с точки маршрута, и надевать при въезде. Но в самом начале об этом никто не думал.





Коллективное фото на память. И поехали! Впоследствии наша колонна прирастала машинами, и на отдельном участке я насчитал 11 авто. На старте было 8, если я не ошибаюсь.



Организация автопробега - дело, понятно, хлопотное. Поскольку акция имела статус официальной, нужно было направить письма в администрации (исполкомы) принимающей стороны на каждой точке маршрута. Это означало, что в условленном месте колонну встречает представитель местной администрации, отвечающий за культуру, социальную политику или идеологию. После официальной церемонии - возложения цветов и минуты молчания - посещение музеев. Въезд и выезд из населенного пункта сопровождался патрульной машиной ДПС с включенными проблесковыми маячками. Координация с милицией также осуществлялась на этапе планирования и по ходу движения колонны. Прибавим к этому фирменные футболки с эмблемой автопробега, наклейки на борта автомобилей, флаги, сувениры. Подарок был приготовлен каждому представителю принимающей стороны, что, полагаю, усилило положительную репутацию автопробега. Не забываем о ночлеге, который также нужно было организовать, плюс организации питания. Ну и, наверное, самое сложное - объединить людей, собрать всех занятых-деловых в одно время и в одном месте и снарядить их в путь. Все эти хлопоты взяло на себя белорусское землячество и лично Сергей Кривко. Что касается финансирования мероприятия - каждый участник пробега скинулся по 2000 рублей, которые были потрачены на ночлег в гостевом доме в Глубоком, цветы для возложения и оплату экскурсий. Остальное - бензин, страховка, продукты - в складчину между членами экипажа.

Выезжаем на М1. Первая заправка, точка очередной планерки.



Раздача слонов футболок. Часть футболок оказалось на участниках акции, а часть - использовалась в качестве сувениров.



Последняя "Роснефть" на российской территории (Красная горка), первый потерянный флаг. Здесь и было решено снять их до Орши.



А вот и Беларусь, которая встретила нас прекрасными дорогами, чистотой и ухоженными полями.



Что касается маршрута, то пролегал он через две области Беларуси - Минскую и Витебскую. Точками маршрута были Орша, Минск, Глубокое, Полоцк, Витебск и Рудня (Смоленская область).  «Известно, что фашисты применили тактику блицкрига - это узкий прорыв обороны и максимальная скорость по тылам и узлам снабжения, окружение (котлы) и уничтожение противника. Для реализации этого алгоритма не надо было наступать широким фронтом, а максимально использовать дороги и двигаться. Наши тоже держали дороги и по ним же отводили войска и гражданское население. Вплоть до августа война была придорожной», - пояснил основную идею автопробега организатор проекта Сергей Кривко. Иными словами, мы проехали дорогами, по которым в 1941 году армия Вермахта осуществляла наступление на Москву.

Первый патрульный экипаж ДПС на подступах к Орше.



Надеваем флаги.



Въезжаем в город.



Известный оршанский мемориал - памятник "Катюше", которая, как считается, сделала в этих краях свой первый залп.



Подробный рассказ об Орше я уже размещал в своем блоге. Только здесь - зимние пейзажи, это был канун нового года. Могу только добавить, что город красив и ухожен, как и вся Белоруссия. Как всегда, ощутили контраст от того «как у нас, и как у них». Пятница, день, город безлюден, все работают. Чистота, отличные дороги.









Один из главных открыточных видов Орши - иезуитский коллегиум.



В Орше мы посетили этнографический музей, расположенный в здании бывшей мельницы. Экскурсия показалась весьма любопытной. Экскурсовод поведала нам ряд любопытных «фишек» о том, как белорусы обустраивали свой быт - рожали в поле, окружали себя множеством поверий и примет, которые упорядочивали их жизнь.



Например, после того, как печник клал печь в избе, по традиции первый ее розжиг предлагалось оценить случайному путнику. Считалось, что тепло от печи он разнесет по белу свету. Но было в этом и лукавство. Вероятно, таким оригинальным способом белорусы проверяли, хорошо ли сделан дымоотвод и не угорит ли человек. Если оставался жив - все в порядке, можно топить и согревать жилище! В общем, музей могу смело рекомендовать к посещению, узнаете много интересных деталей быта ушедшего времени.



Река Оршица. Еще один взгляд на открыточный пейзаж Орши. Время поджимало и нужно было ехать в Минск, но мы решили все-таки дойти до земляного вала, откуда открывается замечательный вид на Днепр.



Однако путь наш был не близок. В Белоруссии свято чтят правила. Можно было перейти неширокую дорогу там, где удобно. Но экскурсовод повела нас на пешеходный переход.





Земляной вал с символическими каменными вратами.





Днепр. Вдалеке виден архитектурный ансамбль Успенского монастыря с куполами церкви Святого Илии, конец XIX века.



Пятница. На улицах - редкие пешеходы. Все люди при делах, все работают.





А мы покидаем Оршу и направляемся в Минск. Машина ДПС выводит нас на трассу. По пути встречаем последствия недавнего шторма. По другую сторону дороги была повалена целая сосновая роща. Увы, снять не успел, а останавливаться каждый раз было нельзя.



К разговору о воспитании белорусов. Обратите внимание на левую обочину. Все встречные машины, завидев машину ДПС с включенными проблесковыми маячками и следующую за ней колонну, послушно останавливались и пропускали нас. Так было везде!



В чате по рации народ шутил: наверно ради нас остановятся поезда и даже сядут самолеты.



Все, прощаемся с машиной сопровождения и своим ходом двигаемся на Минск. Там нас уже ждут. Демонтаж флагов перед дальним пробегом.



Курган Славы под Минском. Увы, заехать сюда не успевали.



Одеваемся на подступах к городу.



Минск. На въезде в город возникают шедевры белорусской архитектуры.



В центре города наша колонна то и дело разрывается пробками. Машины сопровождения нет.



Впереди нас ждет Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Это абсолютно новое, ультрасовременное здание, открывшееся в 2014 году. Строилось 4 года. Место, в котором стоит побывать.



Специально для нас открыли шлагбаум, и мы очутились на территории музея.



Перед нами здесь проходило какое-то важное мероприятие, из здания выходило множество представительных мужчин при костюмах.



Содержанию музейной экспозиции можно посвятить несколько постов в ЖЖ. Я же размещу несколько фото, чтобы был понятен размах, с которым белорусское государство отнеслось к своей истории.



В центре композиции на фото ниже - фляга с вдавленной человеческой костью. Видимо, бойца Красной армии раздавило танком.



Военная техника тех лет качественно отреставрированная.





Мой коллега-газетчик. Таким образом в годы войны выпускались газеты и листовки.



Авиационный двигатель самолета полка Нормандия-Неман.



В музее - множество технических ухищрений: голограммы, проекции на дымовых завесах, а уж компьютеры с сенсорными экранами - так те вообще на каждом шагу. Такой вот хай-тек.

Самый помпезный зал музея.



Белорусский хай-тек: стекло, бетон, лифты, подсветка.



Обедаем кашей из полевой кухни и отправляемся на Линию Сталина.







Дворец, где подписывались Минские соглашения.





Какие-то непонятные здания за Минск-Ареной по Проспекту Победителей. Пару лет назад здесь была огромная стройплощадка.



Сегодня здесь появились странные здания - то ли жилые дома, то ли офисные.



Линия Сталина - комплекс фортификационных сооружений. Как мемориал под открытым небом начал работать в 2005 году. Сегодня это место музейных экспозиций и исторических реконструкций. А накануне первой мировой войны это была весьма важная стратегическая точка. Строилась она не для защиты от Германии, с которой у СССР в 30-х годах даже не было общей границы. На территории Белоруссии СССР граничил тогда лишь с Польшей и Латвией. Главной же задачей укрепрайонов того времени было удержание приграничных районов до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как ошибочно полагают многие, - как гласят справочники.







Бойкие экскурсоводы вам все подробно расскажут. Нас торопила погода - после знойной Орши Минск нам встретил пронизывающим северным ветром.



Ваш покорный слуга. За моей спиной - современные белорусские автострады. Когда-то здесь проходили дороги войны.











За денежку можно даже пострелять.





Как только мы собрались ехать дальше, выглянуло солнце.



Ну и несколько белорусских пейзажей, сделанных из окна автомобиля. Без комментариев.























Постепенно мы добрались до Глубокого. Об этом городке будет вторая часть моего репортажа.



На сегодня всё!

Беларусь, Минск, Орша, автопробег

Previous post Next post
Up