Ну вот, спустя почти неделю дошли руки написать отчет о второй части нашей поездки в Починковский район.
В первой части речь шла о Шаталово, в котором мы поблуждали по моей инициативе. В планах Мининой было доехать до Шмаково и посмотреть на Десну. Мы как-то привыкли, что Днепр у нас главная река, и ничего шире Днепра на Смоленщине нет. Так вот, это совсем не так.
Западная Двина в Велиже помощнее Днепра будет, а Десна в Шмаково, да что там десна... правый приток Десны Стряна - и тот уложит Днепр на лопатки. К сожалению, кругом все белым-бело, картинки получились бледные, так что придется сюда ехать летом.
Ну а пока - Мачулы, усадьба Энгельгардта. Как известно, в России были две ветви рода Энгельгардтов: прибалтийская и смоленская. История рода Энгельгардтов на Смоленщине известна на протяжении более чем трёх столетий, с середины XVII в. Известен подполковник Павел Иванович Энгельгардт, казнённый французами в 1812 году за организацию на Смоленщине активного сопротивления крестьян наполеоновскому нашествию. Смоляне хорошо знают дом Энгельгардтов в центре города на ул. Глинки - ныне Дворец бракосочетаний, который принадлежал когда-то Александру Платоновичу Энгельгардту, бывшему городским головой и почетным гражданином Смоленска.
Усадьба Мачулы была основана в 1780-е годы потомками шотландского дворянина Якова Реада, получившего земли под Смоленском от русского царя. После смерти всех потомков мужского рода Реадов, усадьба перешла по наследству к Софье Яковлевне Реад. Она вышла замуж за Александра Платоновича Энгельгардта, который и занялся обустройством усадьбы. Был построен усадебный жилой дворец в стиле эклектики, оранжереи, парк с прудами, павильонами и беседками. Станция Энгельгардтовская неподалеку от Шаталова - тоже плод усилий Александра Платоновича. В 1918 году усадьба была националирована. Последний владелец Александр Александрович Энгельгардт получил разрешение жить в деревянном флигеле. В 1921 году бывший хозяин усадьбы был арестован. Во время Великой Отечественной войны в главное усадебное здание попала бомба, однако стены здания устояли.
Станция Энгельгардтовская.
Гостей усадьбы в Мачулах встречает информационная доска.
А вот и сама усадьба.
Местная жительница вспоминает о днях минувших.
Click to view
Так что и клуб, и ЗАГС, и контора... Всё здесь было.
Когда-то здесь кипела жизнь.
Красота!
1993 год. Тоже история.
Из справочников: Сохранились эклектичный двухэтажный главный дом 1862-1872 гг. с пониженной служебной частью, хозяйственное здание. Деревянная церковь Рождества Богородицы 1796 г. утрачена; парк и подъездная липовая аллея вырублены во время Великой Отечественной войны. Сейчас аллея состоит из порослевых и подсаженных в 1980-х гг. лип.
В имении было образцовое сельское хозяйство. Сейчас нет ни имения, ни сельского хозяйства. Сельпо - и тот закрыт воскресным утром.
Весь поселок застроен одноэтажными каменными домами послевоенной архитектуры.
Мемориал вполне ухоженный.
Почта, ДК, контора.
А мы едем дальше, на Шмаково.
По пути примечаем оазис процветания посреди заросших полей. Мы, часом, не в Белоруссию заехали?
Оазис благополучия - один из филиалов Останкинского мясокомбината и растениеводческое предприятие "Тропарево". Как я понял, мясной гигант создал на Смоленщине свинокомплекс полного цикла. В симпатичных зеленых корпусах живут хрюшки. А ниже - комбикормовый завод. Здесь готовят еду для хрюшек.
Распаханные поля кругом поставляют для завода злаки. Катаясь по окрестностям, мы заметили несколько похожих комплексов, все они принадлежат "Останкину". Как известно, в Гагарине построен мясоперерабатывающий комбинат, который является конечным звеном производственного цикла. Всего в Починковском районе проживает 165 тысяч хрюшек, что обеспечивает работой порядка 200 жителей района. Неподалеку от комбикормового завода мы видели какой-то населенный пункт с типовыми коттеджами, где, видимо, и живут работники предприятия.
Климщина. Интересуемся, как проехать на Шмаково. Мужики не ждут автобус. Просто отдыхают.
Здесь же находим большое и красивое озеро Глуботынь.
Внезапно...
…Внезапно посреди леса, вдалеке от населенных пунктов, мы встречаем какой-то двухэтажный особняк.
Непонятно, что это за дом, кто в нем мог жить... Или и не жили здесь вовсе, а было это какое-то здание, как сейчас говорят, общественного назначения... Но ведь и общества то рядом нет!
Никто не в курсе, что это за особняк?
Update: как мне подсказали на ФБ, это здание - Нагорновская школа. "В конце 19 века на этом месте на средства местной помещицы была открыта земская школа, но это первое здание не сохранилось. В начале 20 века (1902?) появилось то самое строение, которое вы сфотографировали. Вплоть до начала 80-ых в нем размещалась общеобразовательная школа, потом ее закрыли, все стало разваливаться..."
Проехать мимо него сложно. Напротив - деревце с ленточками.
Вот координаты.
А вот и Шмаково. Типовые двухэтажки полностью заброшены. Псевдогородские условия жизни здесь не в чести. Раз уж поселился в глуши - имей свой дом и земельный надел.
Закрыт магазинчик.
Труды какого-то местного депутата.
Сельский креатив.
Ну мы и зашли. Как нам рассказали местные жительницы, делать в Шмаково особо нечего. Работа - администрация, почта и магазин. Да мужики в лес ходят с топорами. Вот и вся экономика. По ценам, кстати - явно не дискаунтер.
Здесь работали студенты МГУ.
А вот и Десна. Точнее, ее приток Стряна.
Как вам размах?
Снимать особо нечего. Красок - ноль. Надо приезжать сюда летом.
А вот и ДК, на который местный депутат собирает пожертвования.
Почта.
...ага, пришли.
Приплыли, мля...
Мемориал. На это пессимистичной ноте мы покидаем Шмаково и через Стодолище возвращаемся в Смоленск.
А на сегодня всё!