Смоленская глубинка, часть 11. Любавичи

Mar 12, 2013 23:26

Продолжаем обозревать смоленскую глубинку. Сегодня я расскажу вам о Любавичах Руднянского района. Первая часть рассказа - здесь.



Местечко с белорусским названием и российской разрухой едва ли привлекло внимание путника, не разразись вокруг него скандал международного уровня. Точнее, не вокруг местечка, а вокруг коллекции книг, некогда принадлежавшей некогда жившему здесь ребе Йосефу Ицхоку Шнееерсону, основателю хасидской династии Шнеерсонов.

Тут следует остановиться на нескольких ключевых моментах. Во-первых, деревня Любавичи в начале ХХ века находилась на территории Могилевской губернии. Сейчас она расположена в приграничной зоне. Если взглянуть на карту Яндекс, то от деревни тянутся тонкие нити проселков в сторону белорусской границы. Сие обстоятельство, кстати, нас несколько возбудило, и мы решили "нечаянно" заехать в соседнюю республику не по Витебскому шоссе, а проселком, а заодно сравнить приграничные деревеньки на территории разных государств. О близости к границе говорит хотя бы вот это:



Во-вторых, в этой богом забытой глуши зародилось не какое-нибудь, а самое крупное, любавичское течение хасидизма. Центр находится в Нью-Йорке. Большие общины Хабада существуют в США и Израиле. Более 5000 посланников Хабада проживают по всему миру, где создают еврейские центры, школы и синагоги. Представителей Хабада можно найти почти во всех крупных городах бывшего СССР. Движение основано р. Шнуер Залманом из Ляд в конце 18 века. Династия Хабада была прервана после смерти последнего любавического ребе Менахем-Мендла Шнеерсона в 1994 году. (источник)



Я не знаток религиозных течений, но как я понял, Хасидизм - это примерно как Протестантизм в Христианстве. Сначала - ответвление иудаизма, затем - полноправная конфессия. Известно, что рост влияния хасидизма вызвал реакцию неприятия со стороны ортодоксальных раввинов. В-третьих, деревня Любавичи на протяжении нескольких столетий являлась фактически еврейским поселением. Первое упоминание о любавичских евреях встречается в летописи ХVII века. В 1813 году в Могилевскую губернию приезжает Дов Бер Шнеерсон, после чего Любавичи становятся центром хабадских учений. Из 382 домов Любавичей 238 были еврейскими, также в селе располагалось пять (!!!) синагог. В начале XIX века евреи составляли почти 70% населения местечка. (источник)

И, наконец, в-четвертых. Собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг (!!!) и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек. То есть это не просто стопка книг на полке, это десятки тысяч документов, имеющих сакральное для хасидов значение. О перепитиях этой коллекции и о собственно скандале вы без труда узнаете из открытых источников, а мы посмотрим, что же из себя представляет потенциальная мекка паломничества хасидов (мекка паломничества хасидов - сильно сказано!).

Движение Хабад, пишут в энциклопедиях, призывает к служению иудаизму и исполнению законов Торы с радостью, вызывает положительные эмоции. Увы, родина этого вероучения сегодня никаких положительных эмоций не вызывает. От Рудни - меньше 20 км. по сносной дороге.

По пути на родину Хасидизма наткнулись на культурно-массовое мероприятие православно-языческого характера. В деревне Березино праздновали масленицу.









Прибыли.



Пара километров - и вот он, двор Любавических Ребе (духовных глав хасидского течения). Мелкими буквами: еврейская религиозная община любавических хасидов в СНГ. Вот так, ни много, ни мало. Вокруг синагоги штук пять табличек на идише и одна (на самом здании) - в т.ч. на русском.



Хасидов здесь мы так и не повстречали.



Зато встретили рабочих из Москвы (как они сами представились) с белорусским акцентом. Территорию синагоги обносили добротным забором из красного кирпича.











Территория синагоги стенка к стенке граничит с церковью Успения Пресвятой Богородицы, построенной в стиле виленского барокко, XVIII в. Справа - сельпо (советский конструктивизм).











Разузнать о расположении культовых хасидских объектов мы решили у продавщицы и местного главы администрации.





После расспросов, кто мы такие, и кто нас сюда послал, информация была получена. Итак, дом Шнеерсона. Того самого, коллекционера хасидских фолиантов.





Проходим во двор и направляемся к склепу двух любавических ребе.





Возле склепа примечаем человека.



Человеком оказалась местная жительница, которая сначала что-то вынесла из здания (это "что-то" - на заглавной фотографии), а затем долго и мучительно пыталась совладать с замком. На контакт не пошла, адресовала к смотрителю мемориала, даже попыталась запретить нам вести съемку. А вы говорите, развитие туризма!



Мраморная плита.





Внутри все выглядит вот так. (источник)







И еще один культовый объект здешних мест - мемориал "Любавичи", аллея праведников мира. Расположена на окраине деревни.









Аллея заложена совсем недавно, 27 сентября 2012 года. Это первая в России Аллея праведников народов мира.





Аллеи праведников народов мира увековечивают имена людей разных национальностей, которые рискуя жизнью спасали евреев в годы войны. Существуют как в Израиле, так и в ряде других стран мира. По состоянию на 1 января 2012 года звания Праведника народов мира, которое присуждается израильским институтом изучения Холокоста "Яд ва-Шем", были удостоены 24 355 человек, в том числе 179 человек в России. (источник)



Аллея в Любавичах создана в память о 483 евреях Любавичей, казненных нацистами осенью 1941 года.



На этом религиозную часть поста считаю законченной. К сожалению, провести экскурсию нам никто не пожелал, а потому, наверняка, что-то любопытное мы пропустили. Чтож, будет стимул побывать здесь еще раз. А теперь походим по деревне и посмотрим по сторонам. Позвольте следующие фотографии оставить без комментариев.



























И последнее. Мы все-таки попытались прорваться в Беларусь по проселку. Навигаторы указывали нам путь. Проделав километров 15 в сторону границы, мы нашли дорогу, которая должна была вывести нас в деревню Село Витебской области. Однако от затеи пришлось отказаться. Свежая колея описывала "круговое движение", обратно в Россию, к коровникам Загорья.



Все мои записи о смоленской глубинке вы можете прочитать по этому тэгу.
Рассказы о Белоруссии - здесь.

А на сегодня - всё!

Рудня, фото, Смоленская область, смолэтно, Любавичи

Previous post Next post
Up