КАРЬЕРА AS IS - часть 3.

Jun 11, 2013 15:08

В тот момент, когда мы еще интенсивно общались с ИМА, мне позвонила моя однокурсница по психфаку, которая работала в компании Морган Хант - с предложением познакомиться с некой компанией Росбилдинг и обсудить вакансию директор по персоналу.
Знакомая сразу предупредила меня, что компания, во-первых, очень «мужская», а во-вторых, занимается управлением разными активами, которые скупает по Москве. Мне эта информация, честно говоря, не очень понравилась - особенно на фоне перспектив, которые предполагались в ИМА.
Я ответила, что встречаться не очень хочется. И сидели ребята в каком-то подвале универмага «Краснопресненский» (первый объект, который они купили, а потом продали компании Benetton). Знакомая отдельно предупреждала, что офис не ахти (тем более, что у БКГ последний офис был класса «А» на Покровке в офисном центре ГлавУПДК, и она это знала), но зато ребята готовы были размером жалованья компенсировать имеющиеся неудобства.
Однако те условия, которые мы обсуждали с ИМА, тоже были не обидны и даже сопоставимы. В общем, я отказалась встречаться с потенциальным работодателем. Было это в июне.
А вот в начале июля я уже была гораздо более гибкой - жажды переселиться в подвал универмага во мне не было, конечно, но, в то же время, «оклад жалованья» был втрое выше, чем доход в БКГ, поэтому я позвонила своей однокурснице с вопросом, есть ли еще вакансия. Оказалось, что есть. Несмотря на высокий доход, кандидаты не рвались на должность. Да и работодатели были очень разборчивы - и отметали всех, кто им не подходил хотя бы на один пункт заявки.
Я - не подходила.
Потому, что они искали мальчика лет 28, а я была.. ээээ… девочка около 40)). Однако моей сокурснице удалось их убедить встретиться. К тому времени компания разбогатела настолько, что смогла себе позволить офис класса «С» на Воронцовской улице. Для меня это был еще один сигнал «не мое», поскольку не люблю я район Таганки - вот что хочешь со мной делай!
Короче, обе стороны согласились на встречу от безысходности. Так, наверное, соглашаются на свидание одинокие сердца клубов «кому за 30» - не от восторгов, а от отсутствия альтернатив.
Я приехала сначала на встречу с директором по персоналу Еленой, которая - так получается - искала себе начальника, ибо при росте компании владельцы решили, что управлять персоналом должен кто-то, кого можно будет назвать вице-президентом. А Елена - при всей ее компетентности и сугубой вменяемости - обладала мягким характером, а поэтому не воспринималась «мужской компанией» как объект для промоушена.
Елена мне очень понравилась. И я ей, видимо, тоже. Поэтому она пригласила меня на встречу с Президентом компании Алексеем Тулуповым. И вот я - не желающая продаваться вообще и злая как оса после «облома» с ИМА - влетела на встречу. По-консультантски свысока, глядя на топ представителя компании - молодого и симпатичного. Я была в деловом костюме - как потом выяснилось, «плюс» в мою сторону. БКГ, конечно, выдрессировало персонал с точки зрения вида перед клиентом. Два бывших флотских офицера могут найти доступные стимулы, чтобы уровень дисциплины был высоким, а внешний вид всегда отличным)).
Я пришла на встречу без явного желания продаться (еще один «плюс», как позже обнаружилось), поэтому чувствовала себя абсолютно свободно. Просто экспертно обсуждала проблемы в области персонала, которые в компании были, и тут же выписывала рецепты уровня всей системы управления, не скупясь на рекомендации, так как была уверена, что эта встреча - последняя.
Ну что мне, право - не к лицу ведь и не по летам с юными руководителями в «мужской» компании…на Таганке!!....строить победу капитализма среди персонала в одной, отдельно взятой стране. В смысле - компании. Хотя, конечно, А.В.Тулупов просто супер-переговорщик! Мягко, спокойно вытаскивает информацию из визави, не особо раскрывая карты. Я оценила, что переговоры потенциальный руководитель вести умеет - то ли специально обучен (могла оценить, меня же специально учили в американских программах!), то ли врожденный дар…
Короче, мы любезно побеседовали и расстались на сюжете «ни о чем», потому что ему, конечно, тоже надо было разобраться в ощущениях. Все же между мной - даже в деловом костюме - и искомым 28-летним мальчиком была существенная разница.
Причем отнюдь не только гендерная.
Я была уверена, что первая часть Марлезонского балета будет последней. Тем более, что обе высокие договаривающиеся стороны были не прочь расстаться насовсем. Велико же было мое удивление, когда недели через две меня (уже забывшую про Росбилдинг) пригласили на встречу с Сергеем Гордеевым. Сергей Гордеев - личность демоническая во всех отношениях. Недавний высокий взлет его политической карьеры (сенатор Пермского края), во-первых, не случаен, во-вторых, не предел. Наверное, более мощных людей - по потенциалу, бесстрашию, способности схватывать разнообразную информацию и моментально выуживать из нее то, единственное, что было ценным в конкретной ситуации и т.д. - мне не приходилось встречать. Ни до, ни после. Ощущение возникло сразу, несмотря на то, что Сергею Эдуардовичу тогда и 30 лет не было)).
Мы какое-то время пожевали тему «про персонал», а потом г-н Гордеев начал задавать весьма личные вопросы - о моих вкусах, об образе жизни и т.д. А я очень не люблю, когда мне задают личные вопросы посторонние люди. Я и близким-то людям на личные вопросы не всегда отвечаю. Так что, масштаб личности не оправдывал в моих глазах такое стремление залезть в душу.
О чем я и спросила: «Что Вы, собственно, хотите приобрести: мой профессиональный опыт или мою бессмертную душу?» И тут Гордеев ответил в свойственной всем людям такого типа манере: «Ну, душу-то Вашу я уже купил…»
При общении со мной такие формулировки невозможны. Никогда и никто не сможет безнаказанно сказать мне такую фразу - даже в шутку. Тем более, что юмора как-то не слышалось в утверждении.
Я сказала, что мне было очень приятно пообщаться, и мы попрощались. Навеки. Так как после этого интервью я позвонила своей коллеге и сообщила, что в Росбилдинг я не выйду ни при каких условиях. Ту же информацию я сообщила Алексею Тулупову, так как обещала ему позвонить после встречи с Гордеевым.

************
Было очень грустно - июль был в середине, перспективы были нулевые…Зато был небольшой и приятный компенсационный проект, благодаря мужу.
Консультационная компания, в которой он работал, участвовала в семинаре крупного энергетического клиента. Клиент проводил обучение разным аспектам управления своих сотрудников в Хорватии и пригласил консультантов провести отдельные модули. Часть, связанную с ликбезом в области мотивирования персонала, пригласили провести меня. То есть, я могла приехать в Хорватию, слегка отдохнуть и даже чуть-чуть заработать, обучив людей аспектам мотивирования. Вот и славно.
Я собирала летние вещички, когда позвонил Алексей Тулупов и предложил сделать для Росбилдинга в августе небольшой проект по диагностике системы управления вообще и персоналом, в частности, раз уж мы о штатном сотрудничестве не договорились. Временная работа - тоже хлеб, я благодарно согласилась, сообщив, что на остаток июля уезжаю, а за август мы вдвоем с коллегой, тоже ушедшим из БКГ, готовы сделать этот проектик за разумную сумму. Сумма была озвучена, согласие было получено.
Поездка в Хорватию прошла отлично! Клиент был доволен, консалтинговая компания тоже, мужа не подвела, экспертизу накатила, деньжат слегка подзаработала, в море купалась, на пляже загорала - чего ж еще?
Интересно….Я об этом еще позже порассуждаю…Но вот знаете - не только человек нужный вовремя посылается, но и разные обстоятельства складываются оптимальным образом. Если идешь своим (а не чужим!) путем. Просто это видно не сразу, а, так сказать, в стратегической перспективе.
Поэтому у меня есть глубокое убеждение, что в карьере и вообще жизни НЕ работают бенчмаркинговые модельки.
Нужно, конечно, всего добиваться и перенимать передовой опыт и прочее, но если вдруг что-то не дают в руки, то может это и не твое, как бы ни хотелось? А если что-то под нос прямо подсовывают, то, может, не кривиться, а благодарно взять?
Карьерный бенчмаркинг, на мой взгляд, так же неэффективен, как гонка за лидером: сколько бы ни пыхтел, видишь только спину впереди идущего, бегущего, едущего. Легкость повтора чужого пути - мнимая. Последовательность фактов и повтор действий не создает чуда. Чудо создает внутренняя уверенность в правильности выбранного пути. И, конечно, в смелости ему следовать.
Невозможно, а главное - не нужно - повторять чужой путь или жить жизнь по чужим представлениям о счастье, даже если эти чужие - твои ближние, или особенно, если это твои ближние, ибо им тяжелей всего противостоять.
Как было написано на одном замечательном плакате, случайно увиденном мной где-то в англоговорящих странах во время путешествий:
«В жизни есть только одна роль, которая свободна - твоя собственная. Все остальные уже заняты!» Наверняка у этих слов есть какой-то умный автор, но, к сожалению, на плакате подписи не было.

Вернувшись из Хорватии, я позвонила Тулупову, и мы с коллегой приступили к работе по диагностике. Это было в первых числах августа.
А где-то в десятых числах А.В. Тулупов как бы между прочим спросил:- А где лежит Ваша трудовая книжка?- Как где? Дома….- А пусть у нас полежит - просто так, без обязательств…Если захотите, сможете ее забрать в любой момент…Так ведь и заманил - переговорщик)))….Талант, что тут скажешь!
* * *******
Росбилдинг был настолько особенным периодом в моей карьерной жизни, что после того у меня появился афоризм: «У каждого в жизни бывает свой Росбилдинг». И я даже не могу пояснить, что я имею ввиду: позитивные или негативные смысловые оттенки.
Если очень коротко: достаточно было работы в Росбилдинге, чтобы понять, что мне не надо работать по найму (поняв, как нужно работать по найму) вообще. А надо делать свое дело.Но прошло много времени - еще две работы после Росбилдинга - прежде чем я стала делать то, что следовало: строить свой бизнес. Нужно было осмыслить. И отдохнуть.
Росбилдинг изначально был настолько не подходящим мне ни в чем, насколько это только можно себе представить. И именно поэтому забрал у меня невероятное количество сил - я потратила тьму времени на попытку развернуть компанию в свою сторону, изменить ее, а компания тем временем спокойно перемалывала меня. И к концу моего пребывания там мы оба изменились необратимо. Много дали друг другу и приобрели, и что-то потеряли в себе.
Вообще-то, наверное, не нужно заниматься той деятельностью, которая тебе совсем уж «против шерсти». Не нужно принимать те вызовы, которые заставляют тебя ломать себя. Нужно спокойно реализовывать собственную цельность - в тех проектах, которые по сердцу.
Это не то же самое, что плыть по течению, нет. Это похоже, скорей, на постройку своего дома (особенно, если у тебя его никогда не было, но всегда хотелось) - ты создаешь нужные и полезные вещи, и при этом тебе комфортно, потому что ты изначально этот комфорт закладываешь в scope, неизменяемую часть, проекта.
Это не означает, что нет проблем - могут вовремя не подвезти строительные материалы, или, уже достроив серьезную часть дома, вдруг понимаешь, что первый этаж все же хочешь сделать как-то иначе - и тогда приходится разбирать уже построенное, чтобы выложить заново по изменившейся концепции.
Этим можно заниматься долго, порой проклиная себя за комплекс Данилы - мастера («ну что, Данилушко, не выходит у тебя Каменный цветок?» (с) - и хрясь почти готовое оземь, чтобы начать заново..), испытывая усталость, переходящую в изнеможение, но каждый раз отчетливо понимая, что делаешь свое и для себя, в первую очередь, хотя, может, формально ты это делаешь для других, для потомков, например.
В общем, проекты «по шерсти», а не «против шерсти» - это триумф позитивного самовыражения.

Однако как ты узнаешь, что для тебя хорошо, если тебе не с чем сравнить? «Что стало бы с твоим Светом, если бы не было Тени, глупец?» (с)
Поэтому есть такие вызовы, которые стоит принять для того, чтобы научиться преодолевать течение, даже если плавать далее будешь только в бассейне (фигушки, не будешь!;-) дорожка-то в одну сторону - научился плавать против течения, будешь искать все более крутые стремнины, пока не утонешь….ну или не состаришься).
Есть вызовы, которые открывают тебе самому в тебе же самом как новые возможности, так и серьезные ограничения, не все из которых преодолимы.
И живи потом с пониманием, что это ограничение - твое, оно непреодолимо. И люби это свое ограничение как часть себя - потому что, если не полюбишь его, то возненавидишь. И разрушишь ограничение, которое - как потом может выясниться - было core part твоей натуры. Разрушишь себя. А сможешь ли потом слепить из осколков своей прежней личности новую, более зрелую личность? Неизвестно…
Поэтому бОльшей частью бОльшей части людей я советую не лезть на рожон, не испытывать себя и Создателя без нУжды, реализовываться полностью в том, что дано, и постепенно улучшать себя, свои качества, не ломая себя же об колено. Тем более, если ты не один - и твоими обломками может засыпать ближних твоих. Да и дальним, бывает, достанется.
Жизнь слишком хороша, чтобы ее тратить на борьбу с ней же.
Но я не могу посоветовать это себе после Росбилдинга. Потому что я больше не могу жить спокойную, сытую жизнь. Мне скучно. И мне медленно.
Чем отличается профессиональный воин от новобранца?
Тем, что для первого «воин» - состояние, а не постоянная потребность. Он может есть, пить, спать, жить хорошую жизнь, улыбаться и общаться и слыть приятным человеком - но моментально войдет в состояние «воина», если надо, потому что даже во время очень глубокого сна уши у него чуткие, острые и подрагивают, прислушиваясь.
Новобранец же внутри не воин, а обыватель, поэтому он все время вынужден быть на войне, не давая себе толком ни отдохнуть, ни поспать, ни поесть - и ловит первую же пулю, которая и летела-то не в него…
Pосбилдинг был военной компанией. В том плане, что требовал от сотрудников умения жить в краткие периоды затишья, постоянно прислушиваясь к окружающим звукам. Росбилдинг - по роду своего бизнеса - требовал огромных затрат энергии и постоянной высокой концентрации всех сил. И если не было внешнего «врага», на которого этот адреналин с норадреналином нужно было выплеснуть, все это агрессивное богатство бросалось во внутреннюю топку.
Мне никогда не нравилось мое отражение в зеркале, когда я работала в Росбилдинге, хоть я была единственной женщиной топ-менеджером в мужской среде. Но про пол там как-то не думалось совсем. Надо отметить, что никогда никто из моих коллег-мужчин не позволял при мне «свободу лексики» или явно неуважительное отношение.

Агрессивность стиля выражалась в другом… Как бы это объяснить….Одна моя коллега, работавшая со мной вместе в тот период в Росбилдинге, очень точно отметила особенности корпоративной культуры компании: «Когда в любой другой компании тебе скажут, что у тебя одежда запачкалась, ты поблагодаришь и постараешься ее отчистить, а в Росбилдинге в ответ надо быстро повернуться и сказать - у меня всего лишь одежда грязная, а у тебя - вся рожа!, иначе тебя сочтут слабым и затопчут».
Ерничанье - есть такое любопытное слово. Особенно уместное, если вспомнить, что народный любимец Петрушка, который «ерничал и озоровал», вообще-то не кто иной, как мелкий черт, бес.. Тут нет никакой мистики, я просто пытаюсь подобрать слова, передающие сложный комплекс ощущений - а слов не хватает. Они плохо передают оттенки, а весь Росбилдинг - про оттенки, про нюансы. В этом было их конкурентное преимущество - видеть и использовать те нюансы, которые другие не видели. Использовать против тех, кто не видел.
Попробую опять на примере. Тренеры (в том числе, очень известные, присутствующие и тут на ФБ и вообще на рынке Москвы) плакали не фигурально, когда пытались пройти отбор и презентовали свои обучающие программы менеджменту. Мы их отпаивали корвалолом. При этом ребята из Росбилдинга не были хамами или бандитами, как часто рисуют их разные «потерпевшие» - они были очень искусными и очень жестокими игроками. И именно потому успешными.
Росбилдинг действовал не в нарушение законов, но и не вполне в правовом поле - он действовал на разрывах правового поля. Поэтому там были отличные юристы и постоянный апдейт технологий. Поэтому же там никто никогда никого не жалел. Но никто и не «сдавал своих» - за это уволили бы сразу, безотносительно к позиции. Требования к внешним людям предьявлялись такие же, как к себе. А поскольку к себе требования были высокими, внешние замедленные нежнокожие горожане испытывали жуткий стресс - и выносили в мир потом разные былины о своих мучениях в Росбилдинге.
Тренеров, как человеческую модель, я привела только потому, что с этой аудиторией сталкивались, наверняка все читатели моих постов. Умение или желание обучать не всегда совпадает с наличием твердых знаний в преподносимой области.
Росбилдинг моментально чуял тухлое и, как патологоанатом, вскрывал трупы негодных, устаревших программ, четко разворачивая тренера лицом к причине смерти программы. А дальше уже тренер решал сам - рыдать ли над усопшим (глупо), пытаться его реанимировать, доказывая, что пациент жив (тоже глупо), либо сделать выводы, постараться сохранить возможность второго визита и подготовиться так, чтобы не провалиться.
Росбилдинг так действовал во всем. Общая внешняя и внутренняя жестокая санитария людской тупости, жадности, ригидности, ценностей, сопротивления изменениям, ограниченности, привычек, зон комфорта, веры, пристрастий, зависимостей, привязанностей, ощущения самодостаточности…
Этого требовала суть бизнеса - недружественное поглощение предприятий, расслабленно сидящих в приватизированных зданиях на дорогих земельных участках в Москве, в ус не дующих по поводу эффективности бизнеса, не ловящих вовремя признаки тления. Росбилдинг выкупал предприятия через миноритариев, скидывал неэффективных управленцев, убивал прогнившие активы и продавал вкусные с точки зрения location здания и территории эффективным владельцам. Моментально. Неожиданно. И очень дорого.
Советские универмаги Нового Арбата и Тверской, кожевенный завод на Павелецкой (где сейчас стоит Swiss Hotel и весь комплекс бизнес-центров) и прочие привычно-некрасивые куски Москвы - обрели иной вид и статус благодаря санитарной работе Росбилдинга. Пожалуй, никогда еще пост-советское… ээээээ… пространство не продавалось столь эффективно бодрой, быстрой, умной и жестокой командой игроков-ассенизаторов.
Росбилдинг создал рынок hostile M&A в РФ (в Москве), снял с него сливки - и ушел…Оставив по себе любопытную славу, серию последователей и даже некое юрлицо, все еще что-то делающее под этим же именем, но с принципиально другими владельцами и командой.
Росбилдинг был не привязан ни к кому и ни к чему, даже к самому себе.
Завершая тему про тренеров (но не про Росбилдинг), скажу сразу, что из всего многообразия пытавшихся продаться нам граждан (которые очень часто мелькают везде и поныне, снимаются в телепрограммах, имеют собственные компании, возглавляют разные ассоциации и объединения), в Росбилдинге в мое время получить контракт смогли только двое: Александр Кутузов (по управлению проектами) и Радмило Лукич (по управлению продажами). Причем - с первого раза.С ними обоими мы потом очень подружились - вплоть до совместных проектов и даже бизнесов уже после Росбилдинга.
Previous post Next post
Up