В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ПЕТРГУ СОКРАЩАЮТ СЕКТОР РЕДКИХ КНИГ
Заведующая сектором редких книг научной библиотеки ПетрГУ Светлана Новожилова будет работать в июле ещё три недели, и на этом сектор прекращает свою работу. Она и её коллега получили уведомления о сокращении.
Светлана Викторовна Новожилова работает в университетской библиотеке с 1979 года - если бы не сокращение, в следующем году отмечала бы сорокапятилетие трудовой деятельности на одном месте. Из них двадцать восемь лет - в секторе редких книг. И это тот случай, когда годы только в плюс: ведь таких специалистов нигде не готовят.
«С редкими книгами мне хотелось работать всегда. Эта мечта осуществилась в 1995 году, когда был создан сектор редких книг (изданных до 1945 г.). Я начала изучать и пропагандировать фонд, ещё работая в книгохранении; правда, для этого приходилось самой с книгами выходить к студентам - биологам, филологам, историкам»,
- рассказывает Светлана Викторовна.
Окончательное формирование сектора редкой книги завершилось в 2001 году: был определён штат, выделено отдельное помещение с собственным читальным залом, где можно было проводить экскурсии, занятия и делать обзоры. В настоящее время фонд сектора насчитывает более 25 тысяч единиц: здесь рукописные и печатные книги, альбомы, журналы, листовой материал, открытки, денежные знаки. Есть и книжные памятники, изданные до 1830 года.
Что будет со всем этим богатством при сокращении сектора? Почему такой уникальный специалист, как Светлана Новожилова, вдруг стал не нужен руководству ни библиотеки, ни университета в целом?
Даже если фонд редких книг сохранится, и на это место поставят какого-то «нужного» человека, уйдут годы, прежде чем удастся выйти на какой-то минимальный уровень квалификации. Заведующей сектора редкой книги пришлось не только изучать фонды, составлять каталоги, готовить книжные выставки, разыскивать в антикварных магазинах, у частных лиц и на интернет-аукционах раритетные издания, восстанавливать историю (происхождение, принадлежность тому или иному лицу), но и освоить ряд смежных профессий. Много раз Светлана Новожилова посещала мастер-классы по сохранности книжных фондов, а по возвращении учила коллег использовать специальные составы для борьбы с грибком и другими книжными болезнями, изготавливать картонные футляры для старопечатных книг.
Некому будет и проводить экскурсии: сейчас сюда приходят первокурсники всех институтов и школьники. Бывали здесь и важные гости: космонавты Анатолий Иванишин и Сергей Крикалёв, писатель Алексей Варламов, литературный критик Лев Аннинский и другие. Спрашивается: чего ради мне вдруг взбрело в голову перепащивать эту новость, которая уже давно не новость для всех, кроме меня? С сектором редких книг научной библиотеки Петрозаводского Государственного Университета связана часть моей, так сказать, трудовой биографии: для него я неоднократно выполнял переплётные работы, а однажды по просьбе Светланы Викторовны даже читал что-то вроде лекции по истории книжного переплёта для студентов историко-архивного отделения. Хотел к ним в штат, но мне могли предложить только 0,5 ставки (для стажа нужна полная ставка) и зарплату, которую и зарплатой-то назвать язык не поворачивается. Теперь получается, что если бы даже для меня тогда удалось выбить штатную единицу, в июле я всё равно оказался бы на улице вместе с другими сотрудниками сектора.
Что я могу сказать по этому поводу?
Только одно: ПИДОРАСЫ.