Первый рабочий день нового директора: как это было

Jan 28, 2013 19:30

Вот как выглядело начало первого рабочего дня нового директора Музея-заповедника "Кижи" Андрея Витальевича Нелидова. Ролик довольно длинный - пятьдесят четыре минуты, но досмотреть его до конца, на мой взгляд, стоит.

image Click to view



А вот репортаж, буквально по горячим следам написанный карельским журналистом Анатолием Цыганковым.

К девяти утра первый этаж административного здания Музея-заповедника «Кижи» был полон; собравшиеся - а больше всего пришло журналистов - ждали, когда явится на работу новый директор музея Андрей Нелидов. Пять минут ожидания, десять, полчаса - директора на рабочем месте нет. Народ, не имея возможности потратить первый рабочий день в ожидании, стал помаленьку расходиться. И вдруг прокатился слух: едут в музей губернатор республики А. Худилайнен вместе с вновь назначенным директором Нелидовым.

В здание вошли трое: А. Худилайнен, за ним инспектор полпредства А. Хюннинен и Нелидов, который в общественном сознании по-прежнему ассоциируется как недавний неудачный глава Карелии, по этой причине и удалённый с должности ранее положенного срока. Собравшиеся, плотно обступив троих, пройти Нелидову на рабочее место не дали. Он просил пропустить его, обещая, что обязательно встретится и с трудовым коллективом (в первую очередь) и с журналистами, но чуть позже. Для начала, мол, надо пройти в директорский кабинет. Но без почтения к должностям люди стояли недвижимо, не размыкая ряды. Посыпались вопросы. Их было очень много, и обращены они были, прежде всего, к А. Нелидову. Хотя и губернатор, естественно, не безмолвствовал, но он не стал мешать журналистам и сотрудникам музея пришпиливать Нелидова вопросами, и чуть позже, дождавшись когда первая волна, захлестнув, перекатилась, стал объяснять свою позицию в связи со скандальным назначением А. Нелидова директором музея. Чем дольше шло обсуждение, тем эмоциональнее звучали вопросы, ответы на них, реплики, выступления. Толпа наседала на Нелидова, тесня его в угол, и он вынужден был пятиться всё дальше и дальше, в конце концов оказавшись в углу из которого отбивался от сыпавшихся на него с разных сторон вопросов.

Вопросы были разные. Профессиональные, связанные с федеральным и международным законодательством, регулирующим музейную деятельность. Много раз и в разных вариациях заходил разговор о «концепции Нелидова» по развитию музея, будто бы понравившейся министру культуры России В. Мединскому. Довольно много вопросов, перераставших в общественные обличения, касались прошлой губернаторской деятельности Нелидова. Ему прямо в глаза говорили, что он своим губернаторством доказал, что не способен занимать серьезные управленческие должности. И что не надо бы федеральному центру опять экспериментировать над Карелией, навязывая республике человека, профессиональная несостоятельность которого многим в Карелии очевидна. А. Нелидов стоял красный, потный, раздавленный такой мощной агрессий против него. Он пытался говорить, что по отношению к нему собравшиеся ведут себя несправедливо, даже жестоко. Но от этого эмоции лишь вскипали. Со всех сторон кричали, что он был никчёмным главой Карелии.

Разговор ветвился, скакал, одни и те же темы повторялись не по одному разу. Выделю лишь несколько важных сюжетов.

Во-первых, что такое «концепция Нелидова», с которой он приходит в музей? А министр культуры России В. Мединский, напомним, когда объяснял журналистам мотив назначения им Нелидова директором музея «Кижи», говорил именно о том, что ему понравилась «концепция Нелидова». Ответ последнего был удивителен. «Нет никакой концепции у меня»,- убеждал собравшихся Нелидов. Есть общие идеи о будущем музея, но они не оформлены в документе, и он ещё собирается только разрабатывать концепцию, делая это вместе с трудовым коллективом. Кто из двоих говорит неправду? Министр Мединский? Директор музея Нелидов? Министр точно сильно удивится, когда узнает, что назначенный им директор разоблачил его в Петрозаводске. В этой ситуации, думаю, можно верить Нелидову, никакой концепции действительно нет. И потому никто не понимает, почему министр культуры России именно Нелидова предпочёл.

Во-вторых, как проходила в Москве процедура подбора кандидатуры на должность директора музея «Кижи»? А. Нелидов сначала сказал, что был конкурс и он победил в нём. За эту фразу журналисты уцепились и стали пытать: кто ещё, кроме Нелидова, участвовал в конкурсе? где условия конкурса публиковались? Оказалось, что конкурировали два кандидата: сам Нелидов и ещё петрозаводчанин Иван Романов (двое всего). Второй - Романов, для тех, кто не знает, скажем, что он коммерсант, считается в Петрозаводске «водочным магнатом», в прошлом был депутатом парламента Карелии, и действительно, в декабре прошлого года по собственной инициативе подготовил «концепцию», с которой выступал на заседании общественного совета при министерстве культуры России. Выступил, надо сказать, позорно. И вот этот Романов со своей проваленной «концепцией» и Нелидов, как он сам утверждает, не имея никакой концепции вообще, и вышли вдвоём на конкурс. И победил в глазах министра В. Мединского Андрей Нелидов. Когда посыпались недоумённые вопросы относительно конкурса (его условий, сроков подачи заявлений для участия в нём и т. д.), новый директор Нелидов понял, что ляпнул что-то не то, и стал отыгрывать назад, дескать, он оговорился, не было конкурса, а вот просто попали на глаза министру Мединскому две фамилии и он одну из них и предпочёл. Как называется такая процедура подбора кадров - А. Нелидов ответить не смог. Ситуация работы с кадрами в Министерстве культуры России выглядела совершено уж дикой. Не понятно, откуда министр Мединский узнал о существовании гражданина России И. Романова, который никогда не занимался музейным делом (он водкой торговал и успешно, надо сказать). Совершенно не ясно, почему отправленного в отставку губернатора Карелии А. Нелидова стали рассматривать в качестве кандидата на пост директора музея «Кижи», тем более у Нелидова нет на руках никакого документа по развитию музея «Кижи», который бы мог сразить своей гениальностью министра культуры России. На всю Россию и нашлись только два не специалиста, чтобы дать возможность министру Мединскому сделать свой профессиональный выбор. Таким образом все кадровые вопросы в правительстве России решаются? Хотелось бы получить ответ на этот не риторический вопрос от председателя правительства страны Д. Медведева. Дмитрий Анатольевич по такому же принципу кадры для правительства России подбирает?

В-третьих, возник и ещё один вопрос, на мой взгляд, совершенно несущественный, но почему-то много места ему было уделено в общении с новым директором музея Нелидовым. Он пригласил к себе в качестве первого заместителя бывшего депутата ЗС РК, и водочного магната И. Романова или нет? Нелидов тут же открестился от дискредитирующей его фамилии (Романов теперь может и обидеться на товарища, так запросто вычеркнувшего его из списка соратников). Символ «иван романов» стал каким-то буквально нарицательным. Даже Нелидов не рискует рядом стоять. Хотя министр культуры Мединский, знаем, ничего - терпит, и даже рассматривал его кандидатуру (Романова) в качестве возможной на должность директора музея (об этом сам Нелидов рассказывал сегодня), но проиграл в глазах министра.

А. Нелидов просил окруживших его в холле музея людей не представлять его в виде некоего вселенского зла и дать ему возможность поработать директором музея, обещая, что, если через полгода мнения специалистов и сегодняшнее общественное презрение к нему не изменятся, то он сам добровольно уйдёт с должности. В ответ звучал смех, добивающий нового директора, которому прямо показывали на дверь: уходи сейчас.

Буйство эмоций длилось не менее полутора часов. В конце концов стихийно возникло два центра внимания, одни сгруппировались вокруг губернатора А. Худилайнена, умоляя его защитить республику от возвращения Нелидова (и предлагая варианты действий), другие наседали на нового директора музея, каждым вопрос взвинчивая градус напряжения и враждебности. Потом все стали расходиться, устали. В пустующем зале одиноко стоял директор музея «Кижи» А. Нелидов. Он попросил кого-то из сотрудников показать, где находится его рабочий кабинет - в ответ холод молчания и уходящие спины людей. Нелидов стоял красный, жалкий. Фигура его обмякла, взгляд был растерянным, он просто выдохся в этом оре, гвалте, споре, обвинениях, подозрениях и откровенной ненависти по отношению к нему («за что?» - спрашивал он журналистов; и даже становилось по-человечески жалко его, хотя у меня лично ответ на вопрос был, естественно, он мой субъективный: так честно, в глаза глядя, оценили жители Карелии его двухлетнее губернаторство).

На второй этаж директор музея пошёл один.

P.S. Сегодня в 14.00 глава Карелии А. Худилайнен собирает представителей музея и общественности, чтобы сообща искать выход из сложившейся кризисной ситуации. Возражать против принятого кадрового решения министра культуры России В. Мединского он не может, но желает выслушать все стороны в спокойной обстановке, чтобы затем сформулированные суждения и предложения передать руководству страны. 31 января у А. Худилайнена будет возможность встретиться лично с президентом России В. Путиным.


Как непосредственный участник описываемых событий могу лишь подтвердить: да, всё именно так и было.

Ещё не поздно попытаться повлиять на ситуацию, приняв участие в онлайн-голосовании. Некоторые читатели предыдущего моего поста пожаловались, что ссылки для голосования в нём недостаточно хорошо видны, и я решил исправить эту ошибку.

ПОДПИСАТЬСЯ ПРОТИВ НАЗНАЧЕНИЯ НЕЛИДОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ" (1)

ПОДПИСАТЬСЯ ПРОТИВ НАЗНАЧЕНИЯ НЕЛИДОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ" (2)

ПОДПИСАТЬСЯ ПРОТИВ НАЗНАЧЕНИЯ НЕЛИДОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ" (3)

ПОДПИСАТЬСЯ ПРОТИВ НАЗНАЧЕНИЯ НЕЛИДОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ" (4)

Карело-Финская ССР, моя работа, позор, про пиздец

Previous post Next post
Up