После «пирровой победы» правящей партии на недавних выборах в Малайзии речь идет о самой судьбе компромисса, на протяжении сорока лет обеспечивавшего спокойствие (а, следовательно, и стремительное экономическое развитие) многонациональной и многоконфессиональной страны.
Грубо говоря, его содержание можно передать так: малайцы имеют социально-экономические льготы, и за это не напоминают (в том числе - факелами и крисами) китайцам и индийцам, кто здесь «местный», а кто - «понаехали тут»…
Highlights: Malaysia - Preliminary Conclusions
Причем похоже, что в СЕГОДНЯШНЕЙ Малайзии малайцы, действительно, стали большинством реально (а уже не только благодаря мастерству правительства в обращении со статистикой - как это делалось раньше, см.
здесь): перепись 2000 года показывает увеличение доли малайцев среди всех малайзийцев по сравнению с 1991 годом на 4,5% и снижение долей китайцев и индийцев соответственно на 2,1 (за девять лет!!! - Вань, это персонально тебе) и 0,2 процента. Причин тут много: и реальный отток китайцев, и серьезные льготы госслужащим (читай: малайцам) в случае рождения детей. (Подробнее о демографических изменениях см.
здесь).
(Кстати, Даш, отсюда вытекает вывод о неизбежном возрастании реальной роли индийцев: в кастовой Индии им делать нечего, так что они-то останутся…)
Об этом пока никто не говорит открыто, но мечта малайских националистов УЖЕ сбывается: Малайзия реально продвигается по пути к доминации малайцев- мусульман. На этом пути, однако, заложено несколько мин.
Иммиграционные правила откровенно отдают предпочтение мусульманам, отсюда явное доминирование среди иммигрантов и «гастарбайтеров» индонезийцев и бангладешцев. Но: если «иноверцам» можно было, не стесняясь, во многом отказывать, то попробуй-ка выкинуть подобный номер с собратом по вере!
Между тем, малайзийский ислам на меня лично производит впечатление некоей ущербности - в первую очередь, благодаря именно неуемному рвению энтузиастов. Есть такое стойкое ощущение, что ощущение себя «угрожаемым меньшинством» заставляет многих малайцев находить душевное спокойствие в чрезмерном устрожении религиозных норм…
До кучи: об «исламистском», как сейчас принято писать, терроризме: да, в Малайзии взрывов пока не было (скажем спасибо «чрезмерно жесткому» Махатхиру?) Но вот в Индонезии организацией всех серьезных взрывов руководили как раз два малайзийца (одного, кстати, ловят до сих пор)… Поэтому когда на том же Ломбоке со мной заговорили о надежде привлечь «религиозных туристов» из Малайзии, было достаточно мерзко захихикать и поинтересоваться, не хватит ли этой парочки «путешественников»…
Тоже до кучи - о мусульманских студенческих движениях: как пишет
ЗДЕСЬ milvus_migrans, "Талибан" на арабском значит "студенты", и когда они маршировали на Кабул в 94-96-м годах, их тоже звали «студенческим движением»…
Но не надо забывать, что Малайзию РЕАЛЬНО сделали нынешней Малайзией именно китайцы с индийцами, ввозившиеся злыми британскими колонизаторами для того, чтобы работать ручками (малайцев на это подвигнуть никак не получалось: «Ты что, с пальмы рухнул, туан? - ответствовали они. - Жарко же…») Так что малайцы, сидя в уютных и (сначала) хорошо вентилировавшихся, а (затем) кондиционированных офисах лишь придали ей внешний антураж. И чтобы создавать все новые и новые «рабочие места» в кондиционированных офисах, кому-то ведь надо реально пахать? Строить, к примеру, новую столицу (на снимке - здание МИД).
Или самую высокую в мире двойную башню?
(Справедливости ради отметим, что есть и категория малайцев, работавших и до сих пор работающих на рисовых полях. В северных штатах. И что же? Именно там - колыбель самого радикального малайзийского ислама…)
Пока пахали, в основном, иноверцы из числа «понаехавших тут», им можно было отказывать в равенстве. А поди-ка, откажи в нем собрату по вере! (В общем, сродни проблемам первых халифов: мусульманин должен быть освобожден от налогов. Но если все примут ислам, с кого их брать?)
Однако главной миной является не сокращающаяся, а РАСТУЩАЯ пропасть между национальными общинами (о том, что это действительно так, говорят практически ВСЕ, знающие эту страну).
Так что Анвар Ибрагим может сколько угодно твердить о том, что время этнических партий вышло. Почему бы не повалять дурака перед тем, кто забывает (или просто не знает) о том, что в Малайзии «этнический» означает также и «религиозный». И - «языковой». И много что еще…
(Как вы думаете, в какой школе учился автор вот это таблички в Птичьем парке, перепутавщий попугаев-лори и грузовики lorries?)
Попытка нового, оппозиционного, прогрессивного, многопартийного, многонационального (но во главе - конечно, малаец) правительства штата Селангор заявить о плане построить в окрестностях столицы крупную свиноферму УЖЕ вызвала демонстрации протеста и вселенский хай в СМИ. «Мы боимся, что число свиней возрастет», - открытым текстом заявил агентству БЕРНАМА один из демонстрантов. Так что продовольственный кризис - продовольственным кризисом, но честь дороже!
Что - отвечая на вопрос к одному из постов - не позволяет усомниться в том, что система привилегий «коренному» населению сохранится в том или ином виде даже в случае прихода к власти оппозиции. Уже потому, что рассуждать о демократии - это одно, а реально и непоправимо восстановить против себя большинство избирателей - совсем иное…
Да и кто это будет делать? Когда практически все рычаги управления - в руках малайцев?
Но снаружи все, конечно, красочно и весело: