Так же как и в России, сложившийся в Индонезии на этот момент социально-политический строй просто невозможно считать окончательным: «страна трех тысяч островов» В ПРИНЦИПЕ определилась с руслом развития (капитализм, демократия, децентрализация), но в какие именно формы это отольется ОКОНЧАТЕЛЬНО, уверенно может предсказать только полный идиот.
Священной еще лет пять назад корове децентрализации, например, уже заметно обкорнали бодливые рожки и сейчас вовсю принялись подрезать жилы на ногах… А вот партийно-политическая система находится в глубочайшем кризисе (характерный пример см.
здесь).
И этот кризис, пожалуй, нигде не проявляется столь наглядно, как в деятельности уникально индонезийских и - одновременно - двух самых массовых общественных организаций мира: Нахдатул улама (45 миллионов членов) и Мухаммадия (35 миллионов).
Это не политические партии, но у них есть политические воззрения (да и амбиции, хотя обычно это отрицают). Это не организации в западном смысле слова - членство не оформлено, а подразумевается (но при этом все знают, кто к какой ветви индонезийского ислама принадлежит). И уже сама невозможность внятно и четко определить, что же это такое, указывает на то, что все последующее - лишь для специалистов и тех, кто интересуется Индонезией СЕРЬЕЗНО :-) Знание слишком уж многих реалий потребуется для понимания…
Наша вчерашняя беседа с главой «Мухаммадия» и генеральным секретарем Совета улемов (мусульманских священнослужителей) Индонезии (высшего в стране авторитета по вопросам ислама) Дином Шамсуддином…
…(он также является членом группы стратегического видения "Россия - исламский мир" под председательством Евгения Примакова и сейчас собирается в Санкт-Петербург на «Лихачевские чтения», а потому пригласил на неофициальный ужин) началась, естественно, с истории.
- Скажите, бапак Дин, - спросил я его, - в ХХ веке все было понятно: традиционалистская НУ стоит за «индонезийскость» ислама (см. интервью с ее главой
здесь), тогда как «модернистская» (парадоксальным образом в Индонезии это означало возврат к «изначальному» исламу) «Мухаммадия» борется за его «очищение». Но сейчас, в веке XXI, когда радикалы требуют практически полностью перестроить индонезийский ислам по арабскому образцу, две старые доминирующие организации выглядят практически близнецами… Что Вы сами думаете по этому поводу?
(ниже идет не цитирование, а очень волный пересказ):
- В общем-то, по-прежнему НУ опирается больше на Центральную и Восточную Яву и на сельские местности, тогда как «Мухаммадия» - на Суматру и другие острова за пределами Явы и города… А поскольку Индонезия остается в значительной степени аграрной страной, НУ не без оснований претендует на более широкое членство.
По мнению Шамсуддина, начало «радикализации» индонезийского ислама положила исламская революция в Иране, но, тем не менее, «радикалы - наши дети». При этом он считает «Лашкар джихад» «ребенком», скорее, НУ, тогда как FPI (Фронт защитников ислама) - самой «Мухаммадии».
(В более раннем интервью он определял их и подобных им как новые небольшие мусульманские организации, образовавшиеся буквально в последние годы и часто вследствие "внешнего проникновения" (в частности, радикалов из Египта, Индии, Малайзии, Пакистана). При этом первые часто руководствуются больше политическими, чем идеологическими или религиозными мотивами.
"Только в одной Джакарте насчитывается 40-50 подобных "армий", чрезвычайно увлекающихся военной терминологией", - не без иронии рассказывал Дин. - На встречах с их руководством то и дело приходится слышать: "Я - главнокомандующий такой-то армией, а вот - наш начальник разведки или начальник штаба, и мы можем вывести на улицы двадцать тысяч обученных бойцов".)
Но на сей раз Шамсуддин прямо обвинил в создании радикальных организаций и пржнее («сухартовских времен») военное руководство (прежде всего, - Джакарты).
Главный итог встречи: прозвучавшая из уст собеседника новая для меня формулировка: «Мухаммадия» признает «неисламские» традиции (см.
ЗДЕСЬ) индонезийского ислама «как часть индонезийской культуры».
Ребята, хотя формулировка Музади - они «обогощают» индонезийский ислам - это все же мостик для союза с НУ против радикалов…
…Я не стал задавать традиционный вопрос: почему умеренное (бесспорно) большинство индонезийских мусульман столь вяло и безгласно на фоне активного и крикливого радикального меньшинства. На мой взгляд, большинство ВСЕГДА молчаливо. Пока не грянет гром…
(Что-то просто какой-то экуменический блог выходит: вчера поздравляли первоиерарха РПЦЗ, сегодня говорим о судьбах индонезийского ислама, а завтра - Вайсак, в связи с чем кое-что уже готовится :-)