(Почему БатУр, а не БатЫр? Потому что он родился аж на самом
БАТУРе (кликабельно), сейчас живет на его склоне, и вообще - он балиец, а не монгол…)
Disclaimer: я даже рядом не кино-лог, а просто кино-любитель, поэтому профессиональной терминологией не владею, а буду писать человеческим русским (изредка и по чуть-чуть - также английским) языком… По возможности, давая ссылки на источники информации…
Начнем с начала - на Бали есть две разновидности местных собак: 1. бегающая по всему Острову балийская уличная (
BALI STREET DOG = BSD aka
BALI HERITAGE DOG = BHD) и 2. в принципе, входящая в первую категорию, но обладающая большей спецификой и более узким ареалом обитания собака Кинтамани (уже по названию - из охватывающего всю кальдеру Батур
ПОДРАЙОНа;
KINTAMANI DOG = KD).
И та, и другая - никакие не породы (в том смысле, что они не были выведены человеком с какой-то конкретной и узкоспециализированной целью, а сформировались как бы "сами собой" (хотя за прошедшие тысячелетия не столь уж редкое вмешательство человека в формирование разновидности не могло не сказаться…)
Важное уточнение 1: естественно, под BSD/BHD (несмотря на слово "уличная") понимаются исключительно автохтонные балийские собаки без примесей привезенных на Остров чужих пород (СЕЙЧАС смешение кровей становится всё большей проблемой, особенно - на наиболее захваченном Великим переселением народов-2 балийском Юге). Тем не менее, окраска BSD/BHD - практически любая:
Важное уточнение 2: KD как породу в полном смысле этого слова признают только индонезийский Perkumpulan Kinologi Indonesia & азиатский Asian Kennel Union. Но идут переговоры о признании ее и Международной кинологической федерацией (МКФ).
Стандарт породы: полностью белая шерсть с персиковым отливом сверху черепа (включая уши) и вдоль хребта, включая достаточно пышный хвост (в общем, все, как у Батура на фото...)
Совсем недавно BSD было, по разным оценкам, около 600-800 тысяч, но начавшаяся десять лет назад и продолжающаяся и по сей день (хотя и явно идущая на убыль)
ПАНДЕМИЯ БЕШЕНСТВА на Бали сократила численность примерно до 150 тысяч (прежде всего, вследствие массовых забоев и отравлений).
Как ни странно, даже весь намного более широкий спектр BSD/BHD обладает ярко выраженными особенностями… Исследование "
GENETIC VARIATION ANALYSIS OF THE BALI STREET DOG USING MICROSATELLITES", проведенное в 2004 году генетиками из Калифорнийского университета в Дэвисе, показало, что ее ближайшими родственниками являются китайские чау-чау (
CHOW CHOW), австралийские
ДИНГО (! - кстати, завезённые в Австралию всё теми же австронезицами, что привезли их с собой и на Архипелаг, и там повторно одичавшие) и японские акита (
AKITA). Как видите, все - шпицеобразные (к слову, к ним относится и наша лайка!) Отсюда и "шпицеобразные" же внешние особенности: заостренные уши, компактное туловище, хорошо развитая грудь, морда похожа на лисью, густая пушистая шерсть с мягким подшерстком, хвост пушистый, обычно - закинутым на спину кольцом.
В общем, американские генетики пришли к выводу, что вполне себе устойчивая и способная поддерживать свое существование популяция собак существовала на Бали уже 12 тысяч лет назад (и после того, как Бали примерно 10 тысяч лет назад стал островом, она отлично сохранила в наступившей изоляции все свои особенности).
Важное уточнение 3: кому самостоятельно читать все исследование лениво, просто поверьте, что исследование НЕ содержит категорического утверждения, что "the Bali dog is the oldest breed of dog known to man" (оставим это на совести его наиболее экзальтированных комментаторш…) Но то, что вообще "шпицеобразные = древнейшего происхождения",
ОБЩЕПРИЗНАНО.
Важное уточнение 4: да, байку о переселившемся где-то между XII и XVI веками (ничего так себе перепад, а?) на Кинтамани вместе со своими домочадцами и чау-чау китайском торговце Ли, который, якобы, и вывел там из оных чау-чау (и домочадцев?) KD, мы тоже оставим для гидов и экзальтированных тёть… Напомню, что чау-чау и без того является ближайшим родственником ЛЮБОЙ BSD по умолчанию…
Предыдущий пост по теме
Любимые занятия КD в жизни:
1. Сломя голову, нестись на…
…деревенскую тусовку во всех видах:
Даже не пытайтесь запереть ее в вольере даже вполне приличных размеров! Счастлива она там НЕ будет… И поводок она любит не больше…
2. Обожает в ходе скачек по рисовым полям изгвоздаться просто в дребодан:
3. Залезть на что-то высокое и гордо озирать окрестности (в отличие от многих других собак, крутые каменистые склоны совершенно не смущают).
Дрессуре поддается с трудом. Хотя нам все же удалось отучить его пересекать границу нашей кухни/гостиной:
Но чего это стоило!
В общем, не агрессивна - но лаять любит (так ведь работа такая! За это и кормят!)
Как относятся к ним сами балийцы?
Как и положено, начнем с "Махабхараты", упоминающей о путешествии
ЮДХИШТХИРЫ (старшего из пяти братьев-Пандавов, еще о них см.
ЗДЕСЬ) в сопровождении старой, тощей и облезлой собаки на небеса. Когда его остальные четыре брата уже пали по пути из-за грехов своих, к Юдхиштхире снизошел с небес на сиюящей колеснице сам бог Индра - и предложил подкинуть его на небеса прямо на ней:
Но: БЕЗ собаки, конечно (ну, зачем она в Раю, правда?)
"Юдхиштхира сказал:
- О достойный Тысячеокий! Не подобает достойному совершать столь недостойное, злое деяние. Ни к чему мне обретение счастья, если ради этого я должен покинуть того, кто мне верен... Говорят, что отречься от того, кто тебе предан, - грех беспримерный, в мире сравнимый разве с убийством брахмана. Поэтому ныне я ни за что не покину ее, о Махендра, даже во имя своего собственного блага... Отказать пришедшемцу за покровительством, убить женщину, похитить достояние брахмана, предать друга - все эти четыре греха, о Шакра, по моему мнению, равны одному - отречению от того, кто тебе предан…"
После чего наступает хэппи-энд: все уговоры Индры оказываются лишь последним испытанием героя, и собака превращается в бога Дхарму aka Яму…
И как после этого будет относиться к собаке балиец, почитающий "Махабхарату" священной книгой?
Но Бали есть Бали - и без наличия в соседней деревне версии, прямо противоположной той, что рассказывается в нашей, не обойтись! Некоторые балийцы верят, что быть собакой - наказание, наложенное в новой жизни на воров и прочих преступников.
В диапазоне между этими двумя мнениями лежит весь прочий спектр. Балийцы - народ суеверный; и кто-то со всей убежденностью считает ту или иную собаку залогом удачи (или: НЕудачи) из-за ее раскраски. Или: формы ее хвоста. Или: да чего угодно!
Но вот что факт - то факт: да, в церемонии очищения от злых духов
MECARU BALIK SUMPAH, действительно, в жертву приносятся щенки (обычно) с редкой коричнево-оранжеватой раскраской и черными языками…
Важное примечание 5: мне это нравится не больше, чем вам, но все же напомню: балийцы верят, что приносимые в жертву животные тем самым получают поистине уникальную возможность пересечь незримый, но принципиально важный барьер - и возродиться в новой жизни уже человеком…
Upd 2023 «На Филиппинах - и, насколько я могу судить, в других частях Юго-Восточной Азии - собаку приносят в жертву в основном в целительных и похоронных ритуалах. Даже в качестве жертвенного животного собака сохраняет своё особое положение как помощника, защитника человека. Основная цель всех других жертв - донести духам сообщения, слова устроителей обряда. Ритуальный специалист говорит: «Не будь ленивой, свинья, иди к богам таким-то, скажи им…». Жертвенные животные - посланники и одновременно дары богам, а также объекты распределения благ в человеческом обществе: забой свиньи и тем более буйвола - всегда потлач. Мясо жертвенных животных, наряду с дичью, было для земледельческого населения редкой драгоценной животной пищей. Собака же, напротив, не посланник и не дар, а воин, защитник, она должна охранять дух больного/умершего и нападать на тех, кто представляет для него опасность…»
М.Станюкович, «Собака в культуре филиппинцев и других австронезийцев: этнография, лингвистика, мифолоогия, ритуал».
А совсем на практике? Как показывает проведенное в три года назад социологическое исследование “
ON DOGS, PEOPLE, AND A RABIES EPIDEMIC: RESULTS FROM A SOCIOCULTURAL STUDY IN BALI, INDONESIA”, лишь 2% респондентов считали собак важными для религии и традиций, примерно четверть относилась к ним как к друзьям, а абсолютное большинство видело в них просто охранников.
А потому в заключение: если вы едете через балийскую деревню (даже ночью!) и видите на дороге толпу собак, не считайте их автоматически бродячими. Сначала посмотрите, на скольких из них есть ошейники. Но даже если ошейника нет - эта собака тоже, весьма вероятно, "чья-то"…
Важное примечание 6 (и последнее): "чья-то" собака на Бали - не обязательно означает "чья-то конкретно". Например, она может быть собакой ВСЕГО того или иного банджара…
Вместо эпилога: а еще эти собаки - просто лапы и ми-ми-ми!
upd 2023 БАТУР И РАФТИНГ:
Click to view
upd
The island for the dogs upd
Barking mad, biting backupd
РОССИЯ - РОДИНА СОБАК upd
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ - РОДИНА СОБАК upd
М.В.Станюкович, «Собака в культуре филиппинцев и других австронезийцев: этнография, лингвистика, мифология, ритуал», 2021 upd Балийская «собака Кинтамани» получила международное признание Fédération Cynologique Internationale (FCI) - международной федерации национальных кинологических клубов. Письмо о признании было официально представлено бельгийской организацией 20 февраля [2019] за подписью её исполнительного директора Ива де Клерка.
«FCI объявила всему миру, что собака Кинтамани является породой, происходящей из Индонезии», - заявил председатель Индонезийского кеннел-клуба (IKK) Бенни Квок Ви Сио.
Скриншот анатомических особенностей Кинтамани с сайта FCI