БЫЛОЕ И ДУМЫ о СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

Jan 12, 2018 12:28

Вот такое письмо [немного изменено для конспирации] я получил на днях:
"…в мыслях у меня получить образование (второе высшее, после […] и магистратуры) и профессию, которые дадут возможность в будущем связать род занятий с Индонезией и в Индонезии!


Не совсем мне по душе в туризме себя реализовывать или подобном. Хотелось бы действительно иметь профессию. Как ты упоминал, говоря о себе: "Я НЕ путешественник. У меня профессия есть..."
Самый желанный мною вариант "Востоковедение и африканистика" в ИСАА отпадает из-за только ОЧНОЙ формы обучения! Есть немного вариантов заочной в разных ВУЗах, но смежные: журналистика, культурология, лингвистика (хотя лингвистику с основным направлением индонезийский (малайский) язык не нашёл, не думаю, что есть). Вот хотел бы узнать у тебя, которое из направлений будет ближе к моим интересам и запросам и более востребовано с высокими шансами реализации!"

Я выношу вопрос (с разрешения спросившего) сюда, потому что это письмо - не одно такое было (а потому полагаю, что и еще будут)… Пора, наконец, ответить обстоятельно, со всеми необходимыми пояснениями, чтобы не делать это снова и снова короткими кусками в разных местах. А потому сказал бы так:

Дорогой друг!
Наша жизнь меняется достаточно быстро, а потому сначала давай попробуем вместе спокойно разобраться с тем, что было, а уже затем перейдем к тому, что есть и что будет…

I. Мне ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОВЕЗЛО в жизни ЦЕЛЫХ ПЯТЬ РАЗ:
1. Прежде всего, конечно, родиться в той семье, в которой я и родился - и потому прилететь в Индонезию впервые еще 1967 году и провести в ней уже тогда более трех лет (что и предопределило выбор дела жизни).


А вот это уже второй прилет где-то в 1975-м:


Везение это, надо сказать, как и положено, потом сопровождалось дополнительной работой: например, уже в восьмом классе - Кружок юного востоковеда при Государственном музее искусства народов Востока, в IX-X классах - Школа юного востоковеда при ИСАА (ну, понятно, чтобы повысить шансы поступить в ИСАА).

2. Поступить в дореформенный ИСАА и отучиться в нем.


Что было не просто. Тогда (для меня) это означало полный курс подготовки истфака МГУ (для кого-то другого могло быть экономфака) + одновременно почти полный курс подготовки филфака МГУ (собственно, ИСАА и образовался в результате слияния их восточных отделений. Для того чтобы, руководствуясь девизом "Восток - дело тонкое", готовить не просто восточников, а востоковедов…)
Поэтому ходившая тогда поговорка "Живут студенты весело от сессии до сессии" у нас звучала так: "Живут студенты весело лишь во время сессии". Дествительно, если тебе во время сессии сдавать три языка и что-нибудь типа "Истории стран Азии и Африки в средние века", то за несколько дней подготовиться невозможно. Ты это либо уже знаешь, либо так и не узнаешь…
Я упоминаю здесь об этом лишь для того, чтобы объяснить, почему форма обучения в ИСАА может быть ТОЛЬКО очной. Цель-то (по крайней мере - была) за не столь уж долгий срок сделать выпускника, который сможет заняться в изучаемой стране ВСЕМ, чем угодно. Обычно - не без успеха…

3. Попасть в старый ТАСС и отработать в нем семь лет до первой долгой командировки.
Вот приходишь весь из себя такой с красным дипломом - а тебя: "Хвать!" И за дисплей стажером где-нибудь в Главной редакции информации для заграницы (ага, в 1982 году, когда даже большинство пишущих машинок еще были механическими, а не электрическими - за дисплей!) Учиться писать именно для ТАСС.
И кабы только писать… Вождение автомобиля…Скорочтение… Машинопись… Шлифовка иностранного языка/языков и/или изучение нового… Фотодело… Самостоятельная внутренняя командировка по стране… Все это - (за исключением первого) в рабочее время.
И вот проходит год - и тебя всего такого гордого собой переводят в Редакцию Азии Главной редакции иностранной информации. Где начинаешь учиться уже по-взрослому…
Боже, что это была за школа! На открытую печать шло ведь всего порядка 20% выдаваемого ТАСС. Остальное - информация разной степени закрытости. И вот садишься впервые за неведомые тебе (железный занавес же! Внутри страны их нет!) Financial Times, Economist, New York Times, Far Eastern Economic Review, Asiaweek - и делаешь из наиболее важных материалов и спецвыпусков по своим странам сжатые рефераты уже на русском языке (по-английски же тогда почти никто не понимал!) для распространения среди тех, "кому положено"…
И рано или поздно приходишь примерно вот к такой фазе (еще раз спасибо за присланное, Алексей Турбин!):


4. Быть командированным от ТАСС в Малайзию (так уж получилось по ряду не зависевших от меня причин, что не в Индонезию) и отработать в ней больше трех лет. Сейчас, уже с высоты более чем 40 лет профессионального стажа могу сказать, что это была отличная взрослая практика, но все же - в Малайзии. Уже не Сингапур, конечно, но еще не Индонезия. Даже не рядом.


Но минусов без плюсов - не бывает, так что были они и тут. В стране, где обычно происходит мало что заслуживающего оперативного освещения, остается масса времени для написания аналитики или чего-то еще серьезного… Хотя по возвращении в Россию мне порой снился кошмарный сон: вот прошел рабочий день в Куала-Лумпуре - а я ничего не передал! :( Ну, не было новостей! :)

5. А в январе 2004 года быть командированным от бывшего АПН, а на тот момент - уже РИА Новости в Индонезию (отвечая при этом также за остальную островную ЮВА, т.е. + Малайзия, Сингапур, Филиппины и Бруней).
Почти восемь лет в Джакарте (для жизни в городе с 25-миллионным населением, на мой взгляд, это предел) …


…всего с двумя перерывами по четыре месяца: отпуски я обычно колол на части и ездил/плавал/летал в те районы Индонезии, куда не светило попасть в ходе командировок (на этот момент я как минимум просто побывал в 28 провинциях из 34, а несколько - и излазил от и до… Один из плодов просто для интереса можно посмотреть ЗДЕСЬ).


Кстати, чтобы серьезно освещать страну, надо базироваться именно и только в ее столице. Серьезное освещение - это, в первую очередь, ПЕРВИЧНАЯ информация, которая добывается лично в министерствах/ведомствах/организациях…

…а вот тут необходимо добавить, что пункты 3 и 4 оказались возможными только потому, что я еще застал на работе живой СССР (который отнюдь не был нарисован чисто розовым, и в котором было немало и невеселого, но сейчас речь о другом…)
Прежде всего, надо понимать, что Советский Союз реально был СВЕРХдержавой, и это не красивое словцо, а просто такая разновидность: это держава, которой напрямую касается ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ МИРА (ну, не совсем, конечно, всё-всё-всё везде-везде-везде, но идея, надеюсь, ясна…) И которая готова за то, чтобы знать об этом всем - платить. И не просто готова, а реально - платит, платит, платит…
Платит за Кружок юного востоковеда и Школу юного востоковеда (для меня они были бесплатными…) Не просто НЕ берет денег за подготовку востоковеда, а ежемесячно платит дополнительно 15 рублей (тех рублей, в которых еще было по сто копеек, на каждую из которых вполне реально можно было что-то купить) к стипендии студента ИСАА (при обычной стипендии в 40 рублей это - более 30% сверху. В сумме - половина обычной первой зарплаты выпускника чего-бы-то-ни-было…) А главное для нас сейчас - СССР платил и за содержание огромной сети совсем недешевых корпунктов ТАСС и АПН по всему миру.
Этого больше нет. Россия, бесспорно, великая держава, но великая держава - все же еще не сверхдержава. Россия за все это платить не готова, а частному сектору это просто не нужно (да и не по карману)… Поэтому когда я после пяти лет уже на Бали в январе прошлого года ушел из корреспондентов РИА Новости в Индонезии, мне просто не прислали замену, и сейчас все освещение происходящего в ней делается из Москвы… А корпункт ТАСС в Джакарте закрылся еще году в 2006-м, что ли… Ни одного постоянно работающего там российского журналиста ни в Индонезии, ни в Малайзии, ни на Филиппинах (вместе - под полмиллиарда человек, между прочим) сейчас уже НЕТ.

II. НЕТ больше и ЖУРНАЛИСТИКИ. Есть ее смердящий труп, от которого за версту воняет шоу-бизнесом.
Она умирала долго и мучительно - и не только у нас. Где сейчас тот же Far Eastern Economic Review? Закрыт с 2010 года. Где Asiaweek? Закрыт аж в 2002-м. Это были плохие журналы? Нет, это были удивительно высокопрофессиональные издания. Но слишком умные, слишком глубокие и слишком узкоспециализированные (Сейчас это не модно… Что такое "только Азия"? Мы будем вам нести бред про весь мир сразу!.. И - несут: Reuters насчитывает в Индонезии аж 67 активных вулканов (при реальном числе примерно в 130), Associated Press зачем-то засовывает остров Флорес в Тихий океан… )
Но окончательно журналистику добило, на мой взгляд, распространение смартфонов. Именно им мы обязаны, как мне кажется, рождением нового убогого стандарта: 2.500 ударов по клаве на новость, включая обязательный бэкграунд…
И что самое страшное - это ведь вовсе не чей-то злой умысел или ошибка. А что делать? Если хочешь, чтобы тебя читали массы - изволь приспосабливаться под то, на чем тебя читают массы… :( Гробить дело своей жизни заставляет сама эта самая жизнь…
ВЫВОД: Так что журналистикой сейчас я бы тебе заниматься не советовал. Тем более что, по большому счету, это ведь тоже не профессия: что ТАСС меня в свое время брал востоковедом и учил писать конкретно под свои требования, что РИА Новости переучивало под новые, уже собственные требования (а кое-чему - например, съемке видео (опять же конкретно под СВОИ стандарты!) - учило с нуля…
А главное: а работать-то потом где? В Индонезию теперь не пошлют… Некому… :(
Да, конечно, из любого правила бывают исключения - и в данном случае в голову, в первую очередь, приходят блоги. Вот только исключением они остаются лишь до тех пор, пока они все еще - некоммерческие (т.е. заработать на жизнь таким образом не получится). Блог, ставший коммерческим, начинает подчиниться все тем же законам, что и прочие СМИ, а значит - умирать как журналистика.

III. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЛИНГВИСТИКА
Прежде всего, я сильно сомневаюсь, что приличным культурологом можно стать посредством заочного образования - и не сомневаюсь в том, что приличным лингвистом так стать невозможно. Уж слишком многому надо научиться за слишком короткий срок.


Но самое главное опять не в этом, а все в том же вопросе: а дальше-то что? Драться за гранты? Видел я тут недавно список тем, на которые гранты дают охотно… Как, исследование "Гомосексуальных тенденций в районе Икс провинции Южный Сулавеси" сильно вдохновляет?

IV. И ЧТО ЖЕ - СОВСЕМ ТУПИК?
Но так ведь тоже не бывает. Я вижу на перспективу такой путь в твоей ситуации: профессионально выучить индонезийский язык (именно профессионально, а не на уровне "объяснитьсяна рынке" - и это можно сделать в Москве хотя бы посредством частных уроков: специалистов хватает) - и долго, мучительно и целеустремленно искать себе работу по душе в тех российских компаниях, которые начинают серьезно работать в Индонезии.
Да, это будет, прежде всего, работа над тем, что интересно этим компаниям, а не тебе самому… Но ведь не помешали же погоны тому же Алексею Юрьевичу Другову стать одним из классиков современного российского индонезиеведения?

image Click to view

malaysia, наши, Индонезия-Россия

Previous post Next post
Up