ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ДЛЯ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ СТРАНЫ ИЛИ ВЗГЛЯД СНАРУЖИ
О причинах и следствиях беспрецедентного поражения (формально - победы, см.
здесь) правящей в Малайзии коалиции Национальный фронт поговорим завтра. Пока же попробуем вместе кое-что вспомнить…
Уникальна уже государственная система Малайзии, которую можно определить как "выборная монархия с периодической сменяемостью" местного аналога короля, которого там зовут "Верховным главой").
Как часто шутили совсем недавно в самой Малайзии и ее бывшей колониальной хозяйке Великобритании, британцами пожизненно правит монарх, а премьер-министры то и дело меняются. В Малайзии же каждые пять лет султаны девяти штатов выбирают нового Верховного главу федерации, а вот глава правительства на протяжении долгих 22 лет был одним и тем же.
Махатхира Мохамада часто называют "человеком, который сделал Малайзию", и пока он управлял этой страной, внешне все обстояло прекрасно. И даже было прекрасно на самом деле - в основном и пока.
За эти годы раздираемая межнациональными и религиозными противоречиями страна, известная прежде лишь как ведущий экспортер олова и каучука, обрела стабильность и превратилась в одного из экономических "драконов" Азии.
И не только. В 1970 году к категории "бедных" относилось 50% малайзийских семей. Через 15 лет этот показатель сократился более чем вдвое. В следующие 15 лет - он снова упал вдвое. В 2002 году ниже черты "бедности" жили лишь 5% малайзийских семей.
При Махатхире Мохамаде небольшая Малайзия стала главным мировым экспортером и третьим (после США и Японии!) производителем полупроводниковых чипов - тех "кирпичиков", из которых собирается любой продукт электроники, а объем экспорта в два раза превысил ВНП страны. При нем это государство, не ограничиваясь выпуском компонентов, стало производить каждый четвертый телевизор и видеомагнитофон в мире. При нем был сделан и следующий шаг: в специально созданные малайзийским правительством особые зоны западные страны и Япония перебрасывают уже не просто производство, но и исследовательские и конструкторские работы. При нем доходы малайзийцев на душу населения утроились, а на учебу в зарубежные вузы стали ежегодно выезжать свыше 50 тысяч человек. При нем в Куала-Лумпуре построили самые высокие башни-близнецы в мире.
При нем вырос целый компьютерный город - Сайберджая (а нам нельзя не упомянуть и о состоящем из двух соединенных монорельсом терминалов новом аэропорте Куала-Лумпура…)
Но… прогулка по величественным зданиям новой административной столицы Путраджая оставляет после себя впечатление путешествия в "город призраков". Гулкие от пустоты коридоры, гигантские двери в пустующие кабинеты… Так и подмывает закричать: "Люди, где вы!?"
Сам Махатхир Мохамад говорит, что строил на века. Что лет через 50 величественные здания Путраджаи будут заселены полностью. Что же, очень возможно. И даже скорее всего.
Но вот что делать с такими данными: и по сей день "некоренные жители" (т.е., прежде всего, этнические китайцы и индийцы) составляют всего 3% малайзийских военных? По мнению многих малайзийских аналитиков, за последние десятилетия пропасть между общинами даже расширилась.
К тому же, выражаясь резко, Махатхир Мохамад посадил страну "на иглу" ввозного труда. Впрочем, возможно, у него не было иного выхода. Если почитать воспоминания английских колонизаторов, то можно без труда найти рассказы о том, почему пришлось ввозить китайских и индийских рабочих. Малайцы просто не хотели работать ни на плантациях, ни на рудниках. "Слишком жарко", - говорили они.
Жарко в Малайзии и сейчас, и знаменитые на весь мир малайзийские автострады строят вовсе не полноправные жители этой страны, а миллионы рабочих из Индонезии и Бангладеш. Они же поддерживают порядок на поражающих своей чистотой улицах Куала-Лумпура.
Махатхир Мохамад и Бадави. Трудно представить себе более разных людей. Жесткость первого и внешняя мягкость "дядюшки Лах", как называют нового главу правительства малайзийцы.
Еще когда он был министром финансов в кабинете своего предшественника, авторитетный экономический журнал "Emerging Markets" признал Бадави лучшим министром финансов в Азии. Несколько странно для профессионального богослова, сына и внука богословов, не правда ли?
Впрочем, это далеко не единственный парадокс, связанный с именами как самого Бадави, так и Махатхира Мохамада.
Последний, например, известен не только как автор краеугольной для социально-экономического развития Малайзии "новой экономической политики", предусматривающей огромные льготы для малайцев и представителей более мелких "коренных" народностей. Мало кто из местных политиков позволял себе столь острые критические замечания в адрес некоторых особенностей малайской национальной психологии. Настолько острые, что даже был однажды исключен из собственной партии - о чем вы не найдете ни слова в его официальной биографии. Отлично отдавая себе отчет в причинах их возникновения, бывший малайский лидер вместе с тем нетерпим к нежеланию меняться вместе со временем и очень требователен к согражданам.
Вот одно из его высказываний: "Успехи велики, но все же я разочарован. Разочарован подходом коренных жителей, которые видели в новой экономической политике средство быстро разбогатеть, а не путь для приобретения полезных навыков. Они готовы продать предоставленные им в рамках этой политики права, чтобы получить немедленную выгоду. Они просто вредят сами себе".
И встает вопрос: а не является ли Бадави своего рода воплощением Махатхира Мохамада, но уже в XXI веке? Изменились условия в стране, изменился и вид того, кто управляет ей. Но не осталась ли прежней суть? Может быть, просто раньше главным водоразделом внутри страны был национальный, а сейчас на первый план вышел религиозный?
Если прежний премьер делал упор на зримые грандиозные проекты, то новый - на образование и человека. Первосортная инфраструктура не нужна обществу с менталитетом третьего сорта, считает он.
И потому первый разработанный при Бадави пятилетний план развития страны (на 2006-2010 годы) предусматривает потратить не менее 20% всех государственных расходов на перестройку систему образования. Чтобы не пополнялись ряды насчитывающихся сейчас в стране 60 тысяч безработных выпускников университетов, которые учили не то, что надо.
Точно так же, как его предшественник Махатхир Мохамад известен как автор воплощающейся сейчас в жизнь концепции Восточноазиатского сообщества, у Бадави есть свой "конек".
Для него им стала разработанная этим получившим богословское образование сыном и внуком мусульманских богословов концепция современного ислама.
"Ислам делает упор на обретение знания. Коран начинается со слова "икра" - "читайте". Но именно в обретении знания значительная часть мусульманского мира отстает, - считает премьер. - Во многих странах образовательные стандарты низки, а неграмотность высока".
Уже из этой цитаты видно, что любовь Бадави к собратьям по вере отнюдь не слепа.
"Коран и хадисы читают все мусульмане, но почему же некоторые исламские страны бедны и слабы? - спрашивает он. - Если страна имеет месторождения золота, но мы не знаем, как добывать его - и даже не можем узнать золото - то как это золото может принести нам богатство?"
Тем, кто давно наблюдает за политическими процессами в Малайзии, больше всего импонирует в нынешнем премьере его чувство логики, четкость и "незамусоренность" мышления, способность выделить корень проблемы, отбросив все последующие наслоения.
К примеру, говоря о ближневосточной проблеме, он не увлекается (и не ограничивается) описанием зверств израильтян, чем так грешат многие другие мусульманские "защитники единоверцев". Ее корень он видит в давшей потом рождение Израилю Бальфурской декларации 1917 года (названной так по имени тогдашнего министра иностранных дел Великобритании), суть которой, в соответствии с уже подзабытым в наши дни афоризмом, сводится к "обещанию одной нации (Великобритании) дать другой (евреям) землю, принадлежащую третьей (арабам)".
Возможно, только Бадави смог понятно объяснить немусульманам, почему нападение США на Ирак было воспринято исповедующими ислам как объявление войны всем им. "Западу необходимо понять, что мусульмане рассматривают себя как коллективную умму (сообщество мусульман всего мира), - говорил он. - У мусульман более сильно чувство братства как (членов) сообщества верующих. Это означает эмпатию."
Абдулла Ахмад Бадави родился 26 ноября 1939 года в Кепала-Батас (штат Пинанг). Его отец Ахмад Бадави был одним из основателей ведущей силы НФ - партии Объединенная малайская национальная организация (ОМНО).
Соученики вспоминают нынешнего премьера как аккуратного, следившего за своей внешностью и одеждой подростка, который пользовался общей любовью за свое дружелюбие и терпение, быстро обзаводился друзьями и лидировал в любой компании. Показательно, что эту дружбу он пронес через десятилетия, и его соученики абсолютно уверены в том, что их товарищ сохранил свои лучшие черты характера и по сей день.
Сначала Бадави стал главой правительства Малайзии "по назначению" - как избранный преемник Махатхира Мохамада, которого тот оставил на своем месте, уйдя в отставку. Но вскоре новый премьер вышел на выборы со своей концепцией ислама - и одержал беспрецедентную в истории страны победу. За которой через четыре года последовало столь же беспрецедентное поражение.
"Ислам хадхари" переводится как "цивилизационный ислам". Именно "цивилизационный", а не "цивилизованный". Другими словами, по определению самого Бадави, "подход, направленный на создание прогрессивной исламской цивилизации", который "должен побуждать мусульман уделять так же много внимания происходящему здесь и сейчас, как и тому, что будет потом".
"Это не новая секта, не новая религия… Не новая идеология, это просто разработанный нами новый подход к тому, чтобы привести мусульман к процветанию", - уточняет он.
"Нельзя превращать ислам в окаменелость, - считает Бадави. - Проблемы, с которыми ислам сталкивается сейчас - не проблемы VI века. Политические институты, экономические системы и социальные структуры отличны от тех, что существовали во времена пророка Мухаммеда, праведных халифов и великих имамов и ученых ислама".
"Ислам хадхари продвигает терпимость и понимание, умеренность и мир и, конечно же, просвещение", - подчеркивает он.
"Как премьер-министр я не лидер мусульман, а мусульманский лидер всех малайзийцев", - заключает Бадави.
P.S. Это был взгляд на Малайзию снаружи. Завтра попробуем заглянуть изнутри…