Зап.Суматра-14: ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТРИАРХАТ-2

Mar 06, 2008 08:44

Всей жизнью минангкабау управляет обычай (адат), но в результате компромисса, достигнутого после "Войны падри", основывается он на исламе (который, оказывается, матриархату вовсе не помеха).
Формулируется суть этого принципа в следующей поговорке: "Адат основывается на обычае, обычай основывается на Коране" (Adat Basandi Syarak, Syarak Basandi Kitabullah)
Такой дуализм вообще очень характерен для этого народа, главной особенностью которого, похоже, является редкое умение ничего не доводить до крайности. Бесспорный внешне матриархат сбалансирован элементами патриархата, а соотношение адат-шариат (исламское право) ярко продемонстрируют вот эти фото:


HIGHLIGHTS: Adat and Shariah of Minangkabau

Рядом с главной мечетью обычно можно найти "румах гаданг" (большой дом), в которых когда-то проживало до ста человек.



Причем если мечеть может обновляться и перестраиваться, "румах гаданг" сохраняется в первоначальном виде:


Устроен он так: перед домом идет длинная терраса, на которой проходят общие встреч, а также живут дети и гости, а внутри имеется большая комната для совместного проживания и трапез.


Но достигшие брачного возраста дочери получают отдельную комнату, в которой и проводят потом всю свою жизнь.


Традиционный дом минангкабау легко расширяется за счет все новых и новых пристроек, а ответственность за то, чтобы каждая взрослая дочь имела свою комнату, несет брат матриарха.


Раньше "румах гаданг" строился на сваях на высоте в три с лишним метра над землей - под ним держали скот, а в сам дома вела единственная лестница - бревно с засечками. В случае опасности его было легко втянуть наверх, и дом превращался в крепость.


А принадлежит "румах гаданг" (вместе с общественными землями, другими общими зданиями и плодами коллективного труда) родоначальнице общины, и наследование (так же как и титулов и даже фамилии) идет исключительно по женской линии. Дети мужчины не являются его наследниками: его имущество достанется племянникам и племянницам от старшей сестры.
Однако представителем большой семьи и тем, кто общается от ее имени с внешним миром, является старший брат или старший сын родоначальницы.
Но давайте по порядку. Самая мелкое сообщество у минангкабау - это семья, во главе которой стоит бабушка и ее дочери. В семью входят братья матриарха, зятья и дети дочерей, тогда как дети сыновей не считаются ее членами.
Несколько таких родственных семей образуют paruik - клан (сами его члены называются saparuik - "происходящие из одной утробы). Формальным главой клана (его называют penghulu или datuk, а в Малайзии datuk даже стало титулом местной аристократии) является мужчина, выбранный из числа представителей наиболее уважаемой семьи, причем когда возраст заставляет его уйти от дел, этот титул передается обычно одному из его братьев или старшему из их сыновей одного (как изящно матриархат здесь разбавлен патриархатом, а?)
Еще одним уравновешивающим матриархат элементом являются (ninik) mamak - братья матери. Они отвечают мир и гармонию в семье, а также ее благополучие и безопасность. Они же занимаются воспитанием и образованием детей сестры, тогда как их собственных воспитывают братья их жен.
А уже кланы образуют ту самую нагари, которую я несколько раз упоминал в предыдущем посте. Сейчас на Западной Суматре их насчитывается около 540. Каждое такое поселение в несколько тысяч жителей имеет квартальную планировку: входящие в нагари паруики имеют свой квартал из нескольких румах гаданг и рисовых амбаров. В нагари обязательно есть мечеть, религиозная школа, общинный дом (балэй), государственная школа…







P.S. "Так вот, у птичек - то же самое…"
Так вот, у также живущих при матриархате африканских туарегов - то же самое. См.  здесь
Совпадения:
1. Самая эффективная система самозащиты.
2. Мужчины - лучшие торговцы в стране.
3. "Исполнительная власть" - тоже у мужчин, передается так же.
4. Много "интеллигентов".
5. Жесткое следование обычаю.

Да не осудит меня
strannik17, ибо я снова задам провокационный вопрос (накануне 8 марта - самое время :-) :
Как вы считаете - это СЛУЧАЙНОСТЬ или ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, что в обществе матриархата, окруженном со всех сторон патриархатом, получаются такие мужчины?

UPD: окончание серии о матриархате у минангкабау - здесь, перенос дискуссии на сообщество - здесь

sumatra, minangkabau, religion

Previous post Next post
Up