"Гора Поэта"-2: ДЕВЯТЬ ЧАНДИ или "А, МОЖЕТ, ЭТО ДВОРНИК БЫЛ"…

Jan 12, 2013 03:00

"Одну простую сказку, / А может, и не сказку,
А может, не простую / Хотим вам рассказать".
Здесь и далее: Э.Успенский, "А, может быть, ворона"...

Как и обещал в НАЧАЛЕ рассказа о комплексе Гунунг-Кави, показываю здесь самое важное (но не самое любимое :-)


А это, бесспорно, вот эти девять высеченных прямо в скалах ЧАНДИ - группа из четырех на ближнем от входа (западном) берегу реки Пекерисан (выше), освящающей своими водами весь комплекс, и еще пять на дальнем (восточном) берегу (ниже):



Эти чанди и впрямь наверняка "связаны с погребальным царским культом" (см. ТАМ ЖЕ; и, кстати, этот пост о Менгенинге только что обновлен вчерашним материалом), вот только историки до сих пор спорят - с чьим именно: по одной (и не очень убедительной) версии, весь комплекс посвящен аж самому ЭРЛАНГЕ, по другой (и, на мой взгляд, самой вероятной) - его сыну АНАК ВУНГСУ (прав. 1050-77). Ну, а по третьей (и самой невероятной) - не только Анак Вунгсу, но и Эрланге и даже родителям Эрланги (и, соответственно, дедушке и бабушке Анак Вунгсу) Удаяне, его СУПРУГЕ-ЯВАНКЕ - ну и, конечно, наложницам обоих царей (надо же кем-то заполнить оставшиеся места :-).
Ну, а по любимой версии балийского простонародья, это всего лишь КЕБО ИВА развлекался - и выцарапал все это богатство собственными ногтями за одну ночь :-)
В общем: "Но тут лиса бежала, / А может, не бежала,
                 А может, это страус злой, / А может, и не злой,
                 А может, это дворник был, / Он шел по сельской местности
                 К ближайшему орешнику / За новою метлой".


Однако бесспорно то, что комплекс датируется второй половиной XI века (это подтверждают сохранившиеся надписи, найти которые сейчас, однако, уже невозможно из-за эрозии), а также то, что он как-то соотносится с яванскими традициями тех времен: чтобы упокоившийся правитель мог не только воссоединиться с предками, но и сам стать богом, зачем-то было нужно возвести чанди (зачем именно? Ну, я уже много раз писал, то история Явы - это, на самом деле, не наука, а игру в "угадайку" :-(

На западном берегу в нишах с овальным верхом высотой примерно семь метров стоят четыре чанди - ложных гробницы ("ложными" их называют потому, что никаких камер для захоронения праха внутри них нет - опять какие-то тонкости все того же уже прочно забытого яванского обряда…)










Раньше они были полностью покрыты специальным защитным слоем, который сейчас кое-где облупился:


Точно так же на месте этих незамысловатых водосливов наверняка были красочные "горгульи":


А теперь переходим Пекерисан по этому мосту…


…ну и заодно уж посмотрим на реку немного:






Судя по всему, центральное чанди в группе из пяти на восточном берегу - …


…посвящено "самому главному" - на его вершине (уверяют авторитеты) имеется сделанная шрифтом Кадири надпись: "Царь, увековеченный в Джалу" (последнее слово, видимо, - старое название Гунунг-Кави):




Возможно, это она и есть - но эрозия, эрозия… :-(


В основании всех чанди - дыры, некогда содержавшие каменные пластины, поделенные на девять квадратов (восемь сторон света и центр)…
Чанди в долине Пекерисана (почему-то во всем балийском ДВУРЕЧЬЕ они обычно встречаются именно здесь) есть еще довольно много (и большинство из них я вам покажу позже) - но подобная группа всего одна. Балийцы вообще обычно отдают предпочтение изукрашенности, а не величию в чистом виде, но Гунунг-Кави - исключение из этого правила, что вновь говорит о сильнейшем яванском влиянии.


Да, кстати, когда будете осматривать чанди на восточном берегу, не забудьте спуститься к самой Пекерисан:




И умыться из этого источника:


Обратите внимание и на священный ВАРИНГИН - вот как он разросся за прошедшие века:








А вот в собственно храм (справа)…


…мы зайдем в следующем посте минисерии, который СЛЕДУЕТ

P.S. "Идею этой сказки, / А может, и не сказки
        Поймет не только взрослый, / Но даже карапуз.
        Не спорьте и не прыгайте, / Не пойте, не пляшите
        Там, где идет строительство / Или подвешен груз".

pura, candi, bali, religion, history

Previous post Next post
Up