"Одну простую сказку, / А может, и не сказку,
А может, не простую / Хотим вам рассказать".
Здесь и далее: Э.Успенский, "А, может быть, ворона"...
Как и обещал в
НАЧАЛЕ рассказа о комплексе Гунунг-Кави, показываю здесь самое важное (но не самое любимое :-)
А это, бесспорно, вот эти девять высеченных прямо в скалах
ЧАНДИ - группа из четырех на ближнем от входа (западном) берегу реки Пекерисан (выше), освящающей своими водами весь комплекс, и еще пять на дальнем (восточном) берегу (ниже):
Эти чанди и впрямь наверняка "связаны с погребальным царским культом" (см.
ТАМ ЖЕ; и, кстати, этот пост о Менгенинге только что обновлен вчерашним материалом), вот только историки до сих пор спорят - с чьим именно: по одной (и не очень убедительной) версии, весь комплекс посвящен аж самому
ЭРЛАНГЕ, по другой (и, на мой взгляд, самой вероятной) - его сыну
АНАК ВУНГСУ (прав. 1050-77). Ну, а по третьей (и самой невероятной) - не только Анак Вунгсу, но и Эрланге и даже родителям Эрланги (и, соответственно, дедушке и бабушке Анак Вунгсу) Удаяне, его
СУПРУГЕ-ЯВАНКЕ - ну и, конечно, наложницам обоих царей (надо же кем-то заполнить оставшиеся места :-).
Ну, а по любимой версии балийского простонародья, это всего лишь
КЕБО ИВА развлекался - и выцарапал все это богатство собственными ногтями за одну ночь :-)
В общем: "Но тут лиса бежала, / А может, не бежала,
А может, это страус злой, / А может, и не злой,
А может, это дворник был, / Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику / За новою метлой".
Однако бесспорно то, что комплекс датируется второй половиной XI века (это подтверждают сохранившиеся надписи, найти которые сейчас, однако, уже невозможно из-за эрозии), а также то, что он как-то соотносится с яванскими традициями тех времен: чтобы упокоившийся правитель мог не только воссоединиться с предками, но и сам стать богом, зачем-то было нужно возвести чанди (зачем именно? Ну, я уже много раз писал, то история Явы - это, на самом деле, не наука, а игру в "угадайку" :-(
На западном берегу в нишах с овальным верхом высотой примерно семь метров стоят четыре чанди - ложных гробницы ("ложными" их называют потому, что никаких камер для захоронения праха внутри них нет - опять какие-то тонкости все того же уже прочно забытого яванского обряда…)
Раньше они были полностью покрыты специальным защитным слоем, который сейчас кое-где облупился:
Точно так же на месте этих незамысловатых водосливов наверняка были красочные "горгульи":
А теперь переходим Пекерисан по этому мосту…
…ну и заодно уж посмотрим на реку немного:
Судя по всему, центральное чанди в группе из пяти на восточном берегу - …
…посвящено "самому главному" - на его вершине (уверяют авторитеты) имеется сделанная шрифтом Кадири надпись: "Царь, увековеченный в Джалу" (последнее слово, видимо, - старое название Гунунг-Кави):
Возможно, это она и есть - но эрозия, эрозия… :-(
В основании всех чанди - дыры, некогда содержавшие каменные пластины, поделенные на девять квадратов (восемь сторон света и центр)…
Чанди в долине Пекерисана (почему-то во всем балийском
ДВУРЕЧЬЕ они обычно встречаются именно здесь) есть еще довольно много (и большинство из них я вам покажу позже) - но подобная группа всего одна. Балийцы вообще обычно отдают предпочтение изукрашенности, а не величию в чистом виде, но Гунунг-Кави - исключение из этого правила, что вновь говорит о сильнейшем яванском влиянии.
Да, кстати, когда будете осматривать чанди на восточном берегу, не забудьте спуститься к самой Пекерисан:
И умыться из этого источника:
Обратите внимание и на священный
ВАРИНГИН - вот как он разросся за прошедшие века:
А вот в собственно храм (справа)…
…мы зайдем в следующем посте минисерии, который
СЛЕДУЕТ…
P.S. "Идею этой сказки, / А может, и не сказки
Поймет не только взрослый, / Но даже карапуз.
Не спорьте и не прыгайте, / Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство / Или подвешен груз".