m_tsyganov: Совсем как в случае с "Тремя мушкетерами" Дюма наши "три безалаберные курицы" в Джакарте тоже дождались своего д'Артаньяна - так что их теперь уже не три, а четыре, и потому больше именовать их этим оскорбительным выражением нет никаких оснований :-)
О пополнении начавшая
ЗДЕСЬ рассказ о своих похождениях
Оксана Коткина расскажет при случае, а сегодня в меню - рассказ о джакартском Музее ваянга и намного менее симпатичном лично мне Музее Джакарты (спорить и уточнять на сей раз почти не буду - раз уж за пять лет рассказать сам подробно ни об одном из них не удосужился…)
Оксана Коткина: …"а мы
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ остановились в подземном переходе в Джакарте. Оттуда мы направились в старую часть города, именуемую "
КОТА" (поскольку kota по-индонезийски значит "город", жители Джакарты оказались не более оригинальны, чем англичане с лондонским City или нью-йоркцы с Манхэттеном; кстати, если говорить о последнем, то по аналогии с всемирно-известным Big Apple, Джакарту иногда называют "Большим
ДУРИАНом").
Городом голландцы называли центральную часть города, потому что вокруг него, по их мнению, были всего лишь деревушки (которые теперь превратились в городские районы-kelurahan ("староства" от lurah - "староста"). В чём-то голландские колонизаторы оказались поэтичнее современных жителей города: главный город островов, приносивших до определённого времени солидные барыши в казну Нидерландов, они часто именовали "Драгоценностью Азии" и "Королевой Востока" [m_tsyganov: "солидную" - это еще очень мягко сказано. На получаемые
БАРЫШИ вполне можно было позволить себе не только тюльпаны, но и поэзию :-)].
В Коте, построенной по образцу европейского города XVII в., сконцентрированы практически все достопримечательности индонезийской столицы. Неудивительно, что нам не удалось посмотреть их все за один приcест, мы пока ограничились Музеем истории Джакарты и Музеем ваянга.
Музей истории Джакарты
На меня первый из них произвёл почти магическое впечатление.
Здание, в котором раньше находилась мэрия, напоминает уютный голландский домик в сердце старой Европы: крашеные белой краской деревянные дощатые стены, протёртые половицы пола, красные поперечные балки под потолком…
Состояние, правда, весьма потрёпанное, что заставило Marvel презрительно фыркать, пока мы осматривали музей.
А вот я ходила как зачарованная. Тяжёлая резная мебель, огромные зеркала в деревянных рамах: мне казалось, я попала во времена действия романа "
МАКС ХАВЕЛААР". Мне казалось, я видела судьбы тех, кто жил здесь когда-то, кто ходил по этим половицам, выглядывал в окна, отворял дверцы шкафов и смотрелся в зеркала. Казалось, дамы в кринолинах и джентельмены в сюртуках и париках всё ещё незримо присутствуют в этих комнатах и нужно только остановиться и прислушаться.
Мы прошли мимо традиционного джакартского свадебного костюма: красное платье с золотым шитьём, и я внезапно и со всей полнотой ощутила, как же уникальна, разнообразна и неповторима культура этой страны. Здесь нет тех некоторых однообразия и духоты, присущих Ближнему Востоку, где, раз посмотрев на наряд, иногда можно предположить, какими будут остальные, нет холодности, какой-то отстранённости от человека и человеческого, присущих Китаю и Японии. Индонезия - это страна "с миру по нитке", и одновременно совершенно своя собственная и особенная.
Да, сложно представить, на какие мысли может навести романтичную курицу обыкновенный костюм в музее. Мы вышли во двор и увидели крошечную дверцу, куда не иссякая струилась вереница туристов. А там было маленькое треугольное подземелье и лежали кандалы.
Мы поспешили покинуть дворик и выйти на просторную площадь перед бывшим зданием голландской администрации. И нас тут же обступили детишки. Оказалось, тут бродил целый класс, разделённый на группки, и у всех было одно и то же задание: отыскать иностранцев и взять у них интервью. Мы дали интервью одной группке детей, сфотографировались со всеми желающими и пошли было дальше. Но буквально через пару шагов нас снова остановили и всё повторилось снова. Ребята держали диктофон и наотрез отказывались говорить с нами на индонезийском: домашнее задание-то было для урока английского.
Вдруг я увидела себя глазами этих малышек: взрослая тётя, гуляющая по городу где-то в нескольких сотнях тысяч километров от своей родной страны, болтающая на их родном языке и вдобавок ко всему знающая английский. Хорошо, однако, быть двадцатилетней. И я вспомнила себя в их возрасте, когда такие люди казались мне какими-то существами из другого мира, пока я сидела на скучных уроках, они путешествовали по миру, учили новые языки, знакомились с интересными людьми и вообще жили. И сейчас я видела в глазах этих совершенно не знакомых мне индонезийских подростков те же самые чувства, и мне хотелось сказать им: "Ребята, у вас всё будет очень и очень хорошо, если вы постараетесь, только, пожалуйста, постарайтесь".
Особенно мне понравилась моя вторая группка интервьюеров. Они были стеснительнее первых, но их вопросы были намного интереснее, вдумчивее. Я бы даже сказала, что совсем не детские были вопросы. Что бы Вы ответили, например, на такой вопрос: "Что, по вашему мнению, Индонезия уже дала миру и что может дать в будущем?" С такими детишками, я уверена, ещё очень много даст.
А что дала? Я назвала гамелан, батик и ваянг, но в действительности... Я часто размышляю здесь над этим вопросом. Пытаюсь представить себя индонезийской девочкой, пытаюсь увидеть свою жизнь, такой, какой она была бы, родись я здесь, на Зондском архипелаге. Своей неприкрытой любовью к иностранцам индонезийцы очень напоминают мне русских, а сама Индонезия почему-то кажется мне Россией, только перенесённой в реалии Южного полушария.
Местные жители с таким неподдельным интересом и беззастенчивостью будут разглядывать Вас (а также кричать вам по десять раз на дню 'Miss, miss, beautiful', что однажды заставило Alianre сказать: "Убью любого, кто меня сегодня ещё раз назовёт мисс")" [m_tsyganov: Ничего! Как заберется поглубже - начнут называть "ми-и-и-истером" :-)], а также Ваши одежду, компьютер, документы, как будто через них могут увидеть всё то, про что они так много слышали, но своими глазами не видели и вряд ли когда-нибудь увидят.
Большинство индонезийцев никогда не были за границей. И им кажется, что где-то там, может быть, лучше. Хотя они смутно ощущают, что такой уникальной страны как Индонезия они больше никогда не сыщут. Эта разорванность между любовью к родине и интересом ко всему остальному миру и напоминает мне в индонезийцев русских.
Но есть и одно отличие. Индонезийцы никогда не смогут поддаться соблазну идентифицировать себя с западной цивилизацией. Этого им не даст сделать хотя бы их цвет кожи, форма носа, одним словом, юго-восточноазиатская внешность. И, должно быть, осознание своего своеобразия и общности индонезийской нации действительно сплачивает этот народ.
Прожив в Индонезии две недели, я поняла, что лично для меня было необычного в атмосфере этой страны. Индонезия, индонезийцы - это страна и нация на подъёме. Возможно, здесь им помогает их молодость (государству всего-то 72 года), возможно быстроразвивающаяся экономика (не будем забывать, что Индонезия уже сейчас входит в число 20 ведущих экономик планеты - и стремительно рвется вперед), или это следствие хорошей работы агитпропа. Но в Индонезии совершенно не ощущается российского пессимизма. Этим людям есть за что бороться, учиться и творить: они создают свою страну.
Конечно, непоследовательная смена идеологий прошлого века, доминирование США в мире не могли не отложить свой отпечаток на современную индонезийскую действительность. И сейчас Индонезии невероятно нужна идеология. Подойдут ли пять принципов Панчасилы к жизни двадцать первого века? А если не подойдут, поддастся ли Индонезия соблазну взять готовую исламскую идеологию? Мне очень хочется надеяться, что нет. Но, честно говоря, перед отправлением в Индонезию я не ожидала, что окажусь в настолько мусульманской стране. Не готова была к количеству мечетей, непрекращающимся азанам, женщинам, сплошь носящим хиджабы, джилбабы и керудунги (kerudung - индонезийское название хиджаба).
Музей ваянга
"Традиционный яванский теневой театр
ВАЯНГ кулит - это самая сердцевина яванской театральной традиции и, более того, яванской культуры в целом". С.С.Кузнецова, "
У ИСТОКОВ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ", М., 1989
Однако я отвлеклась, а мы тем временем по узкой "голландской" улочке добрались до Музея ваянга. Ваянг - это ещё одна особенность Индонезии, которую непременно нужно пробовать на ощупь. Индонезия - вообще такая страна, которую издалека и не разглядишь, в неё нужно именно "вчувствоваться", "впадываться", как сказала бы Марина Цветаева. "Так вслушиваются (в исток Вслушивается - устье). Так внюхиваются в цветок: Вглубь - до потери чувства! Так в воздухе, который синь Жажда, которой дна нет. Так дети, в синеве простынь, Всматриваются в память. Так вчувствовывается в кровь Отрок - доселе лотос. Так влюбливаются в любовь: Впадываются в пропасть".
До этого я, конечно, знала, что такое ваянг и с чем его едят. Но одно дело видеть разрозненные куколки wayang golek'a (ваянг, в котором актёрами выступают деревянные марионетки) …
…или смотреть представление wayang kulit (ваянг, в котором кукловод за сценой управляет плоскими фигурками из кожи, а зрители наблюдают движение их теней) по телевизору, и совсем другое дело увидеть всех этих кукол в богато украшенных тканях, резные фигурки из кожи, где каждый завиток имеет особое, веками вырабатывавшееся значение, своими глазами.
Наверное, несмотря на то, что в первый день нашего приезда в комнате Marvel воняло чем-то отвратительным (лишь через несколько дней мы поняли что запах распространяли разбросанные на полу ванной комнаты аппетитненькие розовые шарики, на деле оказавшиеся отравой для насекомых), несмотря на острую, пряную пищу, Индонезия - страна, у которой очень тонкий аромат, его нельзя почувствовать издалека, и он в самом деле специфичен, тут уж либо понравится, либо нет. Но если всё-таки понравилось, видимо, всю оставшуюся жизнь будешь хватать носом воздух, надеясь, вновь учуять это чуть слышное благоухание.
…Так, Остапа понесло. А мы всё ещё в Музее ваянга на улице Пинту Бесар Утара...
В переходе между залами мы наткнулись на удивительное место. Маленький дворик. С одной стороны какое-то возвышение или надгробие. На стене за ним перечислены все генерал-губернаторы до эпохи наполеоновских войн. А с другой стороны металлические плиты с гравировкой на голландском: Hier legt begraven... Оказалось, что Музей ваянга располагается в здании церкви XVII в. и здесь, на этом самом церковном дворике проходили похороны одного из первых генерал-губернатора Нидерландской Индии Яна Питерсзоона
КУНа, где он и был похоронен. Странное чувство охватило меня здесь: так много читать про этих людей и вот - увидеть своими глазами.
- Aneh sekali (индонез. "как странно"), - почти шепчу я, ни к кому конкретно не обращаясь. Но Акбар слышит и отзывается тоже очень тихо: "Bisa mengerti (индонез. "могу понять")". На такой ноте взаимопонимания и остановимся.
Продолжение
СЛЕДУЕТ