В современном балийском языке слово lempuyeng означает "головокружение" или "головная боль", и это глубоко символично. Мучительно (хотя одновременно и прекрасно) не только восхождение к десятому, самому высокому храму из тех, что обычно объединяются под общим названием "Лемпуянг" (он входит в каноническую "
шестерку главных храмов" Бали, являясь самым восточным из них -
КАРТА).
Но не менее мучительны и головокружительны (хотя и намного менее прекрасны) и попытки разобраться с тем, что именно означает его название. На самой табличке перед десятым и самым верхним храмом комплекса (если вы сможете прочесть это сквозь постоянно затягивающие Лемпуянг облака) написано - Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur:
Но вот наш новый знакомый - пеманку этого храма Джеро Манку Геде Ванги …
… - предпочитает писать на своей визитной карточке "Lampu Hyang Luhur", а Управление по вопросам культуры провинции Бали в изданной в 1998 году книге "Lempuyang Luhur" также утверждает, что первое слово происходит от lampu (в смысле: "сияние") и слова hyang (''обожествляемый дух предков"). То есть, "священный свет Господа, который ослепительно сияет, озаряя все вокруг".
И это, бесспорно, верно, поскольку Лемпуянг (я все же буду следовать наиболее часто встречающемуся написанию) является обителью Dewa Iswara ("ИШВАРА - имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистической тенденции или монотеистическом уровне в индуизме. Исходное значение слова - "владетель", "обладатель"… В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших - Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И."
academic.ru. На Бали Ишвару еще зовут Ida B(h)atara Hyang (a)G(e)ni Jaya).
Примечание: Я пока не задавал никому вопрос о том, как Ишвара соотносится с верховным богом балийского индобуддизма Сангхьянг Види Васой (грубо говоря, в чем между ними разница), но непременно сделаю это, как только встречу достаточно компетентного собеседника. Однако некоторые бабады называют Лемпуянг обителью не Ишвары, но Брамы.
Намного более хилая версия возводит название храма к яванскому слову ''(lem)puyang'', которое означает душистый дикий
ИМБИРЬ Zingiber aromaticum. Самое минимальное правдоподобие этому мнению придает лишь тот факт, что в двух деревнях близ балийского храма - Bangle и Gamongan - также выращивают лекарственные растения.
Намного интереснее еще одна гипотеза, согласно которой название восходит к словам empu и emong - т.е., "хранить, охранять". Согласно ей B(h)atara Hyang Pasupati, обитающий на вершине самого высокого яванского вулкана
СЕМЕРУ, некогда послал троих своих детей охранять и хранить от бедствий соседний остров Бали. Для этого он заключил их в ствол слоновьей пальмы, а затем переправил эту первую подводную лодку к берегам Бали, после чего она по волшебству оказалась сразу на
ГУНУНГ-АГУНГе. Первый из них B(h)atara Hyang Putra Jaya (Mahadewa) там и поселился, а храм свой держит в
БЕСАКИХе; B(h)atari Dewi Danuh обитает на
БАТУРе, а поклоняются ей в одноименном комплексе храмов
PURA ULUN DANU BATUR; тогда как B(h)atara Hyang Gni Jaya обосновался на горе Лемпуянг.
(Уже за этим последовала вторая порция из еще четырех божественных детей Hyang Pasupati, поселившихся соответственно в
АНДАКАСе, на горе Братан (Pucak Mangu), горе Батука(р)у и в Педженге - но к этой легенде из древних лонтаровых хроник Babad Pasek и Babad Kayu Selem мы вернемся в самом конце, а пока давайте по порядку.
Прежде всего - как туда попасть?
А очень просто: трогаемся от
BALI CLUB'a (дорогу ДО него см. кликом), на восток к Амлапуре; через 11 км на "клумбе" - направо по Jl. Sudirman; 11,8 км - на Т-образном перекрестке направо; 14,3 км - на "Т" направо на Тирта-Ганга; 22,7 км - на "Т" направо; 24,5 км - на "Т" налево; 27-й километр - парковка под первым из храмов.
Когда туда попадать?
А чем раньше, тем лучше. Восхождение не из легких, так что лучше начать его по утренней прохладе. Вдобавок, выше будет вероятность урвать хоть какое-то время с хорошей видимостью.
На парковке вам сразу попытаются всучить саронги и гида, а также слупить деньги за посещение. Я надеюсь, что вы уже читали
ЭТОТ ПОСТ, и саронг с поясом у вас есть свои. Что касается денег, то на Лемпуянге на момент нашего посещения (менее месяца назад) действовала система donation, а посему я вежливо объяснил, что мы сделаем свой взнос на содержание храма после того, как его осмотрим (а поскольку и впрямь средства на поддержание всей дороги к храму и его самого требуются немалые, то мы не поскупились).
Что же касается вопроса о гиде, то тут решать вам самим. На мой взгляд, если вы хотите просто попасть кратчайшей дорогой к верхнему храму, то вам хватит вот этой карты, имеющейся в будочке на парковке, …
(Здесь пока лишь первая треть, которую пройдем сегодня)
…и описаний в этой мини-серии. Но если вы хотите обойти все семь основных храмов (ну да, выше я говорил о десяти, но сколь-нибудь интересны только указанные на схеме семь), то, вероятно, гид и не помешает. По найденным в Интернет отзывам других лазавших, обойдется он вам в сумму от 100 тысяч рупий (не так много, учитывая продолжительность почти восьмикилометрового маршрута).
Да, воду на себе тащить не обязательно - по пути будет несколько точек, где ее можно купить.
Итак, поднимаетесь вот по этой лестнице…
…и обходите ничего особенного из себя не представляющий деревенский храм Pura Bale Agung, …
…- позже у вас будет время полюбоваться на него сверху:
И оказываетесь у обозначенного на схеме "единицей" многоуровневого Pura Penataran Agung:
Главный смысл его существования этого "нижнего" храма - очищение и духовная подготовка к дальнейшему восхождению.
You can watch this video on www.livejournal.com
Но мы, чтобы сэкономить время, воспользовались услугами (10 тысяч рупий с человека в одну сторону) местных "оджеков" - мотоциклов-такси…
…которые и доставили нас к самому началу следующего этапа.
You can watch this video on www.livejournal.com
Но напоследок еще посмотрим виды с "нижней площадки":
Ну, вот - почти приехали:
Продолжение
СЛЕДУЕТ Еще упоминания о Батара Гни Джая:
Пура Панти Тимбра в Клункунге;