"Мир Бали устроен в соответствии с принципом Gunung Catur Loka Pala [Четырех Мировых Гор], которые высятся во всех четырех сторонах света, а именно: на востоке - гора Лемпухьянг, обитель Ida Batara Agni Jaya [= Hyang Gni Jaya = Dewa Iswara]; на западе - гора Bheratan [Bratan], обитель Batara Watukaru; на севере - гора Мангу, обитель Batara Hyang Dhenawa; на юге - гора Андакаса, обитель Hyanging Tugu [Брамы]". Лонтаровая хроника Usana Bali
Как рассказывают в традиционной деревне Антига, жители которой наравне с соседями из деревни Гегеланг ухаживают за храмом
АНДАКАСА, давным-давно туда прямо из космоса упали три яйца. Когда люди потихоньку осмелели и стали подходить поближе к ним, все три яйца взорвались - и из них повалил дым, образовавший три струи с центром в деревне Антига: на юго-запад, на северо-запад и на север. И зазвучал Голос, пояснивший, что текущий на юго-запад дым - это Батара Брама. Вот так и назвали эту гору Андакасой - местом поклонения Браме (на расположенном к северо-западу от деревни холме Чеменг в храме Пунчаксари молятся Вишну, а к северу, в храме Джати - Шиве).
Когда именно на самом деле был основан храм Андакаса, как водится в Индонезии, не знает никто. Однако традиция и некоторые лонтаровые хроники связывают его с именем все того же
МПУ КУТУРАНА - и, соответственно, датируют XI веком н.э.
Другая традиция упоминает и о намного менее известном святом Sang Kulputih'е (на фото ниже - не обязательно именно он), который проповедовал именно здесь перед тем, как перебраться в Лемпуянг (скоро покажу), а затем - в
БЕСАКИХ.
Самый главный балийский принцип - это desa - kala - patra: одно и тоже высказывание будет истинно или ложно в зависимости от 1. конкретного места (desa); 2. конкретного времени (kala); и 3. конкретных же обстоятельств (patra); так что в Карангасеме находят место храму Андакаса…
…и в рамках общей балийской космогонии Dewata Nawasanga, закрепляя его за Брамой как "южным" воплощением верховного божества Hyang Widhi, "населяющего" все девять сторон света; и в рамках концепции Catur ("четыре") Loka Pala (хотя яиц, как вы помните, было всего три); и даже концепции Sad Winayaka - поклонения шести воплощениям верховного Бога в шести главных балийских храмах Pura Sad ("шесть") Kahyangan (хотя в масштабах всего Бали, напомню, Андакаса к этой "
ШЕСТЕРКЕ" не относят).
Отличная схема внутренней планировки храма имеется
ЗДЕСЬ, и я буду пользоваться для пояснений указанными там числами.
Итак, как это бывает обычно, еще до входа в храм видим Bale Kulkul (26 - ага, 'kulkul' и означает "колокол"…
Кстати, только что пополнил свою коллекцию общих в индонезийском и русском языках благодаря санскриту слов "лампой" = lampu).
Огибаем "кулкульню"…
…и проходим в первые ворота храма (27), ведущие в первый, наименее священный и "полухозяйственный" двор jabaan.
Прямо перед вами - вторые, главные ворота (21), …
…которые также охраняют стражи-дварапалы:
Эти ворота ведут во второй двор храма - jeroan, …
…где и расположены главные святилища. Самым важным является стоящий в северо-восточной части jeroan жертвенник - восьмилистный (в честь восьми сторон света) лотос Sanggar Agung Padmasana (7), отражающий всю балийскую космогонию.
В нижней части вы найдете здесь и Мировую Черепаху Бедаван Налу, и ее верных спутников - двух змеев, …
…еще уровнем выше - снова двух дварапал, гонящих дубинами злых духов:
При взгляде сзади на этом уровне добавляется также
ГАРУДА:
Ну, и на самом верху - пустой трон непознаваемого верховного балийского Бога - Санхьянг Види Васы (порой его зовут также Batara Surya - Бог Солнца):
Собственно поклонение Браме происходит у отделенного от падмасаны трехуровневым меру (Meru Tumpang Telu - 8)…
…впечатляющего жертвенника Batara Hyang Tugu (9):
К югу от него - еще два жертвенника поменьше - Sapta Patala ("Семь уровней" - 10) и Ngelurah (Anglurah) Agung ("Верховный царь" - 11):
Но вот на самом севере jeroan небольшая калитка…
…ведет еще в один, видимо, самый старый дворик, надежную информацию о котором пока собрать не удалось :-(
Самое интересное здесь, пожалуй - вот этот Lingga Jineng (3):
Ну, что такое лингам, полагаю, знают все, а вот при чем тут jineng (амбар для хранения риса), у меня, скажу честно, нет даже гипотез (то есть ясно, что это имеет отношение к древним доиндуистским культам плодородия - но вот какое именно?)
Еще два любопытных жертвенника здесь - Gedong Sari (2 - на переднем плане) и Piyasan Meru Tumpang Lima ("потаенное пятиуровневое меру" - 1 - на заднем плане):
Gedong Sari покажу вам поподробнее:
Да и вообще в этом дворике много интересного - но увы, не слишком пока понятного:
P.S. (Пи)одалан в храме Андакаса проводится в соответствии с календарем
ВУКУ - то есть, через каждые 210 дней - в Anggara Kliwon Wuku Medangsia. Кроме того, каждые Anggara Kliwon - Wuku Perangbakat, Wuku Dukut и Wuku Kulantir - там производятся жертвоприношения
ЧАРУ.