МУЗЫКА БОГОВ И ТАНЦЫ ДЕМОНОВ (Еще одна книга о Бали)

Jan 26, 2012 03:00

m_tsyganov: Давно не появлявшаяся на этом блоге, но (несомненно!) памятная всем вам tasmania_gal на сей раз предлагает вашему вниманию свои "Вольные переводы из книги "Балийские танец, театр и музыка". То есть, судя по всему, вот этой:


Пока - лишь две первые уже появившиеся на ее собственном блоге части, но будем надеяться, что этот труд она продолжит…

"Танец, театр и музыка на Бали - не просто представления. Появились они как составная часть религии с одной простой целью - поговорить или задобрить божества или духи предков. Искусство на Бали - часть ритуала и в очередной раз говорит о том, что балийцы ценят превыше всего: баланс и гармонию. А ramai - слово, обозначающее все праздничное, яркое и насыщенное - пронизывает любое балийское представление, от обыденных церемоний в домашних храмах до торжеств всеостровного значения.


Балийская религия, которую также называют «балийский индуизм», является смесью культа предков, анимизма, индуизма и буддизма. Одно из ключевых положений - противоположности, на балансе которых держится гармония в мире. Мужчина и женщина, день и ночь, хороший и плохой, правое и левое.
Наиболее показательно это проявляется в традиционном танце - выполняя сложные движения, танцор старается удержать баланс и не упасть. В кукольном театре идеальным персонажем считается тот, у кого баланс в характере. В театральных представлениях герои делятся на утонченных и грубых, актеров выбирают по телосложению - стройный и высокий будет играть принца, а корявый и низкорослый слугу или воина.
В балийском языке нет термина, обозначающего искусство. Seni - слово индонезийское. Балийцы называют художника tukang - человек, обладающий умением. А певца, музыканта или танцора - pragina - тот, кто делает красиво (украшает мир).
Традиционно участвующие в представлении не получают за это платы: ведь нельзя платить за то, что выполняешь религиозный ритуал. Да и представление зачастую не требует возведения сцены - это может быть пространство перед чьим-нибудь домом или фронтальная часть храма. Нет билетных касс, зарезервированных мест или четко назначенного времени. Действо начинается, когда все актеры в сборе, перекусили и облачились в костюмы.
Начало обычно часов в девять вечера, серьезные драматические представления могут продлиться до утра. Для зрителя главное - быть одетым в соответствии со статусом действа. Если это публичное представление, подходит обычная скромная и чистая одежда. Если это религиозный ритуал, необходимо надеть саронг. Если это сложный религиозный ритуал, зрителей со стороны не пустят.


Балийцы считают, что все может быть разделено на три части: Utama - самая высокая часть (голова). Madya - средняя часть. Nista - нижняя часть (ноги). На представлении важно не сесть выше, чем все остальные. Запрещается залезать на храмовые стены или ступеньки, чтобы лучше видеть - этим грешат многие туристы, но это считается очень грубым. Нельзя ходить или вставать перед актерами. И уж тем более нельзя приходить на представление в купальных костюмах с бутылочкой пива в руке.
Taksu или духовной харизмой [см. также ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ] обладает искусный балийский актер или музыкант, это дар божий и нужна она для того, чтобы восхитить и человеческую, и божественную аудиторию. Taksu может быть передана от родителя к ребенку, от учителя к ученику, и она не имеет ничего общего с техникой исполнения. Есть актеры, безупречно выполняющие сложные движения, но не обладающие харизмой. И наоборот. Стоит ли говорить о том, что последние ценятся больше. Даже маски, участвующие в представлении, могут обладать Taksu, или целый оркестр, вне зависимости от того, кто в нем играет. Впрочем, taksu не постоянна. Актер может быть в ударе на одном представлении и совсем не проявить себя в другом. Поэтому очень важен настрой перед представлением. Во время разговора с богами актеры просят быть на подъеме и очаровать всех присутствующих своей игрой.
Чтобы taksu появилась, должен быть баланс между bayu - энергией, sabda - внутренним голосом и idep - мыслями. У танцора или актера кукольного театра должна быть энергия, чтобы двигаться, внутренний голос, чтобы правильно играть свою роль, и в мыслях должна быть ясность.
В последнее время становится все меньше и меньше актеров с taksu. Частично этому виной глобализация, когда традиционная культура претерпевает влияние из-вне и не самое лучшее, дети теряют интерес к тому, что делали их родители, предпочитая проводить время перед телевизором, а актеры больше сосредоточены на зарабатывании денег, чем на разговорах с богами.

Между двумя мирами: вера и магия
Видимый и невидимый миры одинаково важны для балийцев, они с легкостью перемещаются из одного в другой. Танцор - из мира предков в мир аудитории; кукольник возвращает предков на землю в виде теней от бумажных кукол, даже простой мотоциклист на мгновение попадает в невидимый мир, когда сигналом просит разрешения у духа воды проехать через мост.


Граница между двумя мирами зыбкая. Предметы, участвующие в церемонии: крис, маска или гамелан - могут обладать сверхъестественной силой. Духи могут вселиться в предметы домашнего обихода или даже в людей - особенно сильны злые силы в ноябре-декабре, в начале сезона дождей, в результате многие болеют. Колдуны, практикующие черную магию, могут наслать порчу на человека. Вот почему многие религиозные ритуалы, а вслед за ними и представления, направлены на то, чтобы отвадить злые силы и восстановить баланс в мире.


Во время представления актер полностью отождествляет себя с героем, важно полностью перевоплотиться, иначе цель представления не будет достигнута. Помогают ему в этом специальные мантры и молитвы, а также амулеты, гарантирующие защиту. Доходит и до крайностей - например, после представления Barong (добрые силы) и Rangda (злые силы), когда актер в роли Рангды призывает все ведьм собраться и доказать свое могущество, вам расскажут страшные истории, кто же победил - актер или ведьмы, в зависимости от того, кто в течение месяца останется в живых.
Более простой и безопасный способ перемещения между двумя мирами - занавес. Как только актер выходит на сцену, он попадает в мир представления, мир прошлого и становится сущностью конкретного персонажа. Когда он уходит обратно, он снова становится самим собой. Занавес выступает контрольным средством, помогающим не затеряться между двумя мирами.
Транс - типичное дело во время представления, как и во время религиозной церемонии. Человек теряет связь с настоящим миром и уходит далеко в мир иной - настолько сильно влияние религиозных верований на сознание. Вернуться на бренную землю помогает священник традиционной религии или другие участники представления, положив бедолагу на землю и приведя его в чувство. Транс является одним из основных показателей успешности церемонии. После транса, как и после представления, актеры проходят обряд очищения.
Балийцы подразделяют все церемонии и связанные с ними представления на пять категорий. Dewa yadnya - для божеств, например, торжество в деревенском храме. Bhuta yadnya - для духов природы, которые могут породить хаос. Manusia yadnya - обряды инициации, например, церемония подпиливания зубов или свадьба. Pitra yadnya - похоронные обряды. Rsi yandya - обряды очищения для священников. Некоторые представления могут быть проведены только во время определенных ритуалов. Другие - в качестве увеселения во время любого из них".

нас-радует, bali, music, art, book, religion

Previous post Next post
Up