"Есть еще небольшое число моряков, которые продолжают заниматься своим ремеслом на настоящих парусных судах. Вероятно, тысяча суденышек по-прежнему плавает вплоть до Сингапура, где они обменивают птиц с Ириан-джая и Молукк на потребительские товары. Их команды по-прежнему могут проплыть всю Индонезию всего с двумя схемами - одной для запада и одной для востока - и до сих пор больше полагаются на звезды, чем на маленькие компасs, которыми они пользуются при навигации.
Это вымирающее племя "настоящих" моряков с Сулавеси все еще хранит знания о не нанесенных на карты рифах близ забытых островов, или о течениях в опасных проливах, расположенных вдали от обычных торговых путей. На борту их судов сталкиваешься с сохранившимся, в сущности, неизменным на протяжении тысячелетия образом жизни…" Horst H.Liebner, Sulawesi's Archipelagic Fleet (в: Sulawesi, PERIPLUS)
Вот
ЗДЕСЬ я рассказал подробно, какие типы традиционных деревянных
СУДОВ предшествовали на Южном Сулавеси пиниси (
ИНДЕКС), так что теперь перейдем к тому, как строят эти удивительные суда и сегодня …
Вообще-то, рассказ о корабелах Булукумбы (а точнее - Ары и Биры;
КАРТА) уже две недели как выложен на сайте
РИАН.Туризм:
ДЕРЕВЯННЫЕ ГИГАНТЫ ДЛЯ МОРЯ И ХРАНИТЕЛИ - ДЛЯ ЗЕМЛИ, так что мне остается только показать вам полную версию видео…
Click to view
…и некоторые фото, а также привести кое-какие любопытные детали…
Как совершенно верно заметил в комментариях к
ЭТОМУ посту
pascendi, "пиниси подозрительно напоминает португальскую (точнее, средиземноморскую)
ПИНАССУ" (кликабельно). Так что мне лично не совсем понятно, чем именно думал бапак Саэнонг (см. его книгу в том же посте), упоминая лишь две версии происхождения слова "пиниси" (возводящую его к бугийскому panisi ("скоба") и даже почему-то к "Венеции")…
Я об этом раньше не знал, но, оказывается, экспедиция парусника "
БОРОБОДУР" к западным берегам Африки в 2003-04 годах имела прецеденты: пиниси
NUSANTARA доплыла в 1986 году до Ванкувера всего за 62 дня, а похожая на нее
AMMANA GAPPA - в 1991 году до Мадагаскара.
Бапак Саэнонг уверяет, что в 1666 году в ходе титанической битвы в районе острова Бутон соединенная флотилия Гова-Талло, Бимы и Луву в составе 700 судов с 20 тысячами моряков и воинов на бортах наголову разбила флот НОИК.
В 1961 году бапак Сухарто, командовавший тогда Стратегическим резервом сухопутных сил (Kostrad) заказал корабелам Ары 20 судов размерами 9х2х0,9 метра для высадки войск на Западном Ириане. Уверен, они обошлись казне в несчетные разы дешевле, чем высокоточные американские ракеты, которым Канберра собирается отражать подобное же нападение Индонезии на саму Австралию - буде Джакарте взбредет в голову освободить от колонизаторов и "зеленый континент" :-)
Кстати, все юридические основания для этого имеются: ведь буги с макссарами туда приплыли задолго до англичан :-)
Двигатели на пиниси впервые установили в 1962 году.
Традиционный "парусный" (он же - "восточный") сезон в Бире длится с марта/апреля по октябрь, а остальное время приходится на "сезон отдыха" ("западный").