То есть, ОПЯТЬ О РЕЛИГИЯХ И ИСТОРИИ (XIX век + после 1941)
Когда португальцы впервые высадились на острове Сулавеси, они доверчиво поинтересовались (на португальском же языке, естественно) у попавшего им под прицел мушкетов местного кузнеца, как называется этот остров. На что тот резонно ответил: "Слепые, что ли? Сами не видите - работаю (sele) с железом (besi) …"Sele + besi = Целебес (старое название Сулавеси)
Местная легенда (но если учесть, что sele звучит почти как латинское insula = остров, то, может быть, примерно так все и было :-)
Ну ладно, это присказка была.
Самого большого в Азии (возможно) Христа я вам уже показывал
ЗДЕСЬ, но в ходе последнего посещения свет падал намного лучше, поэтому давайте вкратце повторим:
Тем более, что за этот год проект по строительству жилья в районе статуи заметно продвинулся вперед:
Богу, короче, богово…
…а слесарю - слесарево…
Да, чтобы закрыть на время тему о христианстве на Северном Сулавеси (
ИНДЕКС) приведу попавшиеся данные: 60% протестанты, 28% мусульмане, 6% католики, 5% буддисты, 1% индуисты.
А всего на Минахасе насчитывается более 40 религиозных конфессий.
Да, после осмотра самого большого Христа вы можете посетить по пути к водопадам Кали (рассказывал
ЗДЕСЬ) расположенный в семи километрах от Манадо мавзолей индонезийского героя национально-освободительного движения
Имама Бонджола, выстроенный в стиле традиционных домов минангкабау (см.
ТЭГом).
Честно говоря, "Война падри" (о которой я вкратце упоминал
ЗДЕСЬ) была в большей степени разборкой между самими минангкабау, чем чисто национально-освободительным движением, …
…что не помешало голландским "колонизаторам" сослать Имама Бонджола в Манадо (после двух промежуточных мест ссылки).
Почему именно сюда? А вы вспомните, что я писал в
ЭТОМ посте о судьбе бежавших из тюрьмы в 1901 году и в
ЭТОМ по поводу "голландских собак" …
Имам Бонджол скончался в деревни Лота подрайона Пинеленг в 1864 году (хотя доска в мавзолее утверждает, что в 1854-м) …
Ну, и чтобы закончить рассказ о новейшей истории Минахасы, всего несколько слов о том, что здесь происходило после 1945 года.
Доконавшая миф о непобедимости голландцев японская оккупация в 1942-45 гг. была, как и по всей Индонезии, временем зверств со стороны японцев и лишений для местного населения.
В знак своей приязни к минахаса союзники подвергли Манадо мощнейшей бомбардировке в 1945 году, что, судя по всему, сыграло свою роль в том, что даже в этой "12-й провинции Нидерландов" появилось достаточно мощное антиколониальное движение.
Но и опасения относительно будущего христианской Минахасы в мусульманской Индонезии были достаточно сильны. Так что Сукарно с Хаттой мудро назначили первым республиканским губернатором Восточной Индонезии родившегося в Манадо
Сама Ратуланги.
Тем не менее, экономический бардак эпохи Сукарно привел к тому, что минахаса в целом поддержали мятежников PRRI-Permesta, и в феврале 1958 года Манадо бомбардировали уже индонезийские войска, высадившиеся там в июне того же года. "Новый порядок" Сухарто окончательно навел порядок, проведя в жизнь многие из экономических реформ, которые требовали мятежники Permesta, после чего крупных проблем в истории Минахасы уже не было.
Зато было множество беженцев-христан с Молукк, бежавших туда от резни, начавшейся там после ухода Сухарто. Но это уже совсем другая история…