ГДЕ НЕТ РАБОТЫ ДУШИ, ТАМ НЕТ ДЛЯ НЕЕ И ПОЛЬЗЫ…
"Я уже написал в завещании, что прошу похоронить меня вместе с куклами ваянга. Ведь ваянг - это вся моя жизнь: в нем я выражаю себя, размышляю, молюсь, в нем же даже занимаюсь политикой". Даланг Ки Мантеб Сударсоно (1948 - ?)
Я давно обещаю вам рассказать о ваянге - яванском традиционном теневом театре (строго говоря, ваянг бывает разный: есть ваянг кулит, то есть собственно театр теней с плоскими куклами из буйволиной кожи (kulit); есть ваянг голек с объемными марионетками, есть и просто ваянг оранг - такой же, по сути, как наш театр. Но когда на Яве говорят просто "ваянг", все же обычно имеют в виду именно ваянг кулит)… Да, ну так вот: ваянг я вам давно обещал показать (и рассказать) - практически всякий раз, как приходилось его упоминать (а делать это приходилось часто: см. тэгом "
wayang"). Но была вот какая трудность: все никак не мог решить, с чего начать… И вот неожиданно вопрос решился сам собой: и вовсе мне придется ни с чего начинать. За меня это сделает совсем другой человек.
Знакомьтесь: один из самых известных далангов (одновременно и "дирижер", и "кукловод", и рассказчик ваянга) Индонезии Ки Мантеб Сударсоно из Соло:
Именно он представлял далангов Индонезии в Париже в 2004 году, когда ЮНЕСКО объявляла ваянг культурным достоянием человечества.
И именно ему сейчас принадлежит рекорд Индонезии по продолжительности непрерывного показа: 24 часа и 28 минут.
("Все это время я не ничего не ел, но, правда, пил воду и курил", - вспоминает сам Ки …
…(кстати, это такое яванское уважительное обращение, которое нам уже несколько раз встречалось, но тогда я писал его "кьяи") Мантеб. Ничего удивительного: ваянг неотделим не только от гамелана (см. тэгом "
gamelan"), …
…батика (см. тэгом "
batik"; и обратите внимание на одежду музыкантов гамелана…
…и криса (см.
БАЛЛАДА О КРИСЕ), …
…(роскошный, кстати, крис у Ки Мантеба - с ножнами из слоновой кости:)…
…но и от кретека (см. также
ЗДЕСЬ ;-) :
Познакомился я с Ки Мантебом в минувшую пятницу (как всегда, материал притекает быстрее, чем я успеваю показывать его вам - еще и предыдущие "выходные" не отработаны полностью) в том самом отеле Marriott, который три месяца назад немножко взрывали (см.
ЗДЕСЬ): культурный фонд Lontar Foundation продолжал начатый им еще в апреле марафон ваянга "Сериал о Биме": разделенный на несколько сегментов, показываемых в разных городах Индонезии, рассказ о приключениях братьев Пандавов (см.
ЗДЕСЬ).
Уникальность этого марафона заключается еще и в том, что он сопровождается синхронным английским текстом, и не-яванцу (а классический ваянг представляют на старояванском языке), наконец, тоже можно понять, о чем, собственно идет речь (за что огромное спасибо переводчице Kitsie!).
Ведь в ваянге главное - не тени, а именно текст (также как в кечаке - не музыка и танец, а напев - см.
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ).
(Обратите внимание, как меняется выражение лица даланга:)
На сей раз речь шла о приключениях Бимы в лесу Вономарто (Babad Wonomarto).
Но на самом деле, это не важно. Вот почему:
- Для яванцев, - говорит Ки Мантеб, - ваянг - это философия, которую можно увидеть и почувствовать. Мы сосредоточиваемся на смысле представления. Вот великан воюет с Арджуной - воюет при помощи наследного криса. Но причиной гибели великана становится именно этот самый крис. Мораль: не пытайся убить других, а не то будешь убит сам.
- Те, кто говорят, что ваянг устарел, и ему нет места в современной жизни, просто не понимают его языка. Ну да, обычно представление идет на кави, так что чужому, действительно, понять непросто. Часто его не знают даже молодые яванцы, хотя сейчас ваянг порой показывают и на современном яванском, и на индонезийском, и на английском… Однако ощущения при этом все же возникают другие - не те, что во время оригинального представления на кави…
- Но я вообще считаю, что ваянг - не для дураков. Он - для умных, для интеллектуалов. Ваянг заставляет думать. Глядя телевизор, думать не надо: палец покажут, и уже смешно. В ваянге такое невозможно: там надо размышлять, чувствовать…
А в заключение давайте я вам покажу все рассказанное выше в одном вот таком видеоролике - пожалуй, лучшем из всех, что я делал до сих пор. Только предупреждаю, что он довольно длинный - свыше 8 минут. И достаточно высокого разрешения - так что трафик очень и очень серезный:
Click to view
P.S. "Мы также должны думать о своей индивидуальной судьбе и ответственности перед миром. Если ты - даланг, то будь таким далангом, который следует традиции. Если ты президент, то будь таким президентом, который следует правилам и законам".
P.P.S. Некоторые справочные материалы на английском - ниже:
The Profile of Ki Manteb Soedharsono The Puppeteer
Ki Manteb Soedharsono who was born on August 31st 1948 in Jatimalang Village, Palur rural, Mojobalan sub-district, Sukoharjo district, Central Java, is a leather puppeteer who became famous after monthly Banjaran Bima show for a year in Jakarta in 1987.
He was nicknamed as ‘Satan Puppeteer‘ due to his excellent skill in playing puppets. In addition, he was also considered as the proponent in integrating modern instruments to puppetry art.
In 70 and 80’, leather puppet world was dominated by Ki Narto Sabdo and Ki Anom Suroto. Ki Manteb incessantly tried to keep his existence in puppetry wolrd. Ki Narto was excellent in the art dramatization, Ki Anom in voicing, whereas Ki Manteb chose to learn the art of moving puppets, which is named as sabet.
Ki Manteb’s skill in performing sabet is not merely about fighting scenes, but also including dancing, happy, joy, surprised, sleepy scenes, and etc. He also created flashback scenes which were initially recognized in film industry and literature piece. He argued that in order to be a skillful sabet puppeteer, one had to be able to make a puppet by one’s own hand.
Ki Manteb Soedarsono has earned many achievements, one of which was in 1982, when he became the winner of Pakeliran Padat in Surakarta. This achievement made him a rising star. In the early 19898, Ki Manteb also held a colossal show entitled Rama Tambak in Keprajuritan Museum in Taman Mini Indonesia Indah. The show was a success and gained support from the puppetry experts of Indonesian Art High School.
In 1993, a Puppet Poll was taken to commemorate the 6th Indonesia Puppetry Week in which Ki Manteb Soedarsono came up as the the runner up of favorite puppeteer after Ki Anom Suroto Lebdocarito. Ki Manteb Soedarsono who is famous for his ’oye’ slogan earned Satya Lencana Kebudayaan from the President due to his dedication to puppetry world.
In 2004, Ki Manteb broke the MURI record for performing for 24 hours and 28 minutes non stop. Ki Manteb who once represented Indonesia in Unesco Award grant in Paris was also recorded to ever perform averagely ten times in a month. He also performed in Spain, Germany, The United States, Switzerland, Suriname, and Japan.
Synopsis of Babad Wonomarta
This story continues from the Bale Segolo-golo story, in which Pandawa was thought to die in flames. The time had arrived for Pandawa Knight to return to Astina, and only to find that Duryudana was crowned as the King of Astina. Puntadewa and his siblings had lost the crown of Astina Kingdom.
In Wirata Kingdom, Prabu Matswopati who was the grandfather of Pandawa knights gave the forest concession so that they would build a kingdom for the Pandawas. Wanamarta Forest was eerie and inhabitated by the vicious genie kingdom.
The Pandawas met Anggoro Parno genie when they cut through the Wanamarta Forest. The genie gave them three weapons, such as Pratolo Oil which made the ownerder able to see invinsible genie, Tempuru Stone which was used as a weapon, and Bajuro Root which was used to heal diseases. The Pandawas were successful in building a Kingdom named Amarta by using the three sacred weapons.
UPD: Б.Андерсон о
политической роли ваянга
UPD:
Ваянг борется с фальшивомонетчикамиUPD:
Цифровой ваянгUPD:
Кукольник Ki LedjarUPD: А есть еще
ондел-онделUPD:
Мастер wayang golek из Богора ИНДЕКС по ваянгу:
НЕсколько отличных
ВИДЕОФРАГМЕНТОВ в танцевальной драме Satra Tama (Бантул, Джокья)
Шпис о ваянгеКто такой
СЕМАР и почему он великолепен + Почему я -
СЕМАР Ваянг и крис Ваянг в Москве Ваянг и балийская живопись (стиль камасан)
Ваянг в яванской опере Ваянг в танце +
имитация в танце Ваянг вонг