Имена на карте-1б: ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ И КРОВАВАЯ МЭРИ или КОГДА БЕЛОЕ МОРЕ БЫЛО БЕЛЫМ (Пряности-8)

Jul 31, 2009 07:23

"В начале были пряности". Стефан Цвейг, "Магеллан"

Белое море тогда было совсем белым. В прямом смысле этого слова: на его месте на картах было большое белое-белое пятно… Ну, ОЧЕНЬ белое… И ОЧЕНЬ большое… Россией тогда правил царь Иван Грозный, прозванный за ласковость и доброту Васильевичем. А Ричарда Ченслера (Richard Chancellor; 1521-1556; ПОРТРЕТ) "Вики" определяет как "английского исследователя и навигатора, который ПЕРВЫМ ПРОНИК В БЕЛОЕ МОРЕ и установил отношения с Россией".


Вот так… То, что поморы по этому самому Белому-белому морю плавали, как минимум, с XI века, оказывается, не считается. Потребовался "английский исследователь и навигатор", чтобы первым в него "проникнуть"…
Хотя из других источников мы знаем, что, возможно, именно в Поморье, зародилась даже сама идея о возможности плавания на восток, в Китай, Северо-Восточным проходом. Ведь именно такую мысль еще в начале XVI века высказал в беседе с итальянским историком Пауло Дживио дьяк великого князя Московского Василия III Дмитрий Герасимов, причем в подтверждение своих слов показал Дживио чертеж Севера России, который считается самой древней картой Ледовитого океана (подробнее см. ЗДЕСЬ).


Итак, в плавание Ченслера послала та самая "Тайна, компания и братство торговцев-предпринимателей для открытия регионов, доминионов, островов и [прочих] неизвестных мест", о которой я уже упоминал ЗДЕСЬ: примерно 240 лондонских "авантюристов" от слова venture (ср. "венчурный капитал") скинулись (скорее всего, в 1551 году) на акции по 25 фунтов штучка и основали это самое братство, которому суждено было стать предшественником намного более известной Московской компании (см. ЗДЕСЬ). Среди основателей - Ричард Ченслер, сэр Хью Уиллоуби и уже известный нам (см. линк выше на первую часть) пылкий патриот Себастьян Кабот, которого король Эдуард в 1553 году и назначил управляющим новой компанией специальной грамотой (патроном «фирмы» стал герцог Нортумберлендский). "Целями компании было [ВНИМАНИЕ!] искать новый, северный торговый ПУТЬ В КАТАЙ (КИТАЙ) И НА ОСТРОВА ПРЯНОСТЕЙ (Молукки, к северу от Индии)".


Это не я придумал… Это "Вики" пишет… Со ссылками на документы…

"Когда наши купцы заметили, что английские товары имеют мало спроса у народов и в странах вокруг нас и близ нас и что эти товары, которые иностранцы когда-то на памяти наших предков настойчиво разыскивали и желали иметь, теперь находятся в пренебрежении и цены на них упали, хотя мы их сами отвозим к воротам своих покупателей, а между тем иностранные товары [читай: "пряности" - М.Ц.] дают большую прибыль и цены на них сильно поднимаются, некоторые почтенные граждане Лондона, люди большой мудрости и заботящиеся о благе своей родины, начали раздумывать между собой, как бы помочь этому тяжелому положению. Им казалось, что средство удовлетворить их желание и изжить все неудобства имеется налицо, ибо, видя, как удивительно растет богатство испанцев и португальцев [sic!], вследствие открытий новых стран и поисков новых торговых рынков, они предположили, что могут добиться того же самого, и задумали совершенно новое и необыкновенное морское путешествие. А так как в то самое время случилось, что в Лондоне находился некто Себастьян Кабота, муж в те времена знаменитый, то они начали с того, что прилежно советовались с ним и, после многих переговоров и совещаний, было в конце концов принято решение, что будут приготовлены и снаряжены три корабля для исследований и открытий в северных частях света, чтоб найти нашим людям путь и проход для путешествий в новые неизвестные государства". "Новое плавание и открытие царства Московии по северо-восточному пути в 1553 г., предпринятое рыцарем сэром X. Уиллоуби и выполненное Ричардом Ченслором, старшим кормчим плавания. Написано на латинском языке Климентом Адамсом",
"Столь нетерпеливо эти торговцы стремились принять участие в гонке за пряностями - при том, что были совершенно не готовы к ее рискам и опасностям - что они позволили энтузиазму возобладать над практичностью…" Giles Milton, Nathaniel's Nutmeg


Как пишет Мильтон, "…было решено, что их корабли отправятся на север - путем, который позволит "срезать" более двух тысяч миль от длинного путешествия к Островам пряностей. Дополнительным плюсом было то, что это позволит избежать конфликта с португальцами, которые плавали восточным путем почти целый век и основали укрепленные бастионы в каждом порту".
Тот же Мильтон отмечает, что если Ченслер "имел определенный опыт морских плаваний", то Уиллоуби "не имел абсолютно никакого представления о навигации".
Пикуль же формулирует это короче: «В начальники экспедиции был выбран Хью Уиллоуби - за его большой рост, а пилотом (штурманом) эскадры назначили Ричарда Ченслера - за его большой ум».


Итак, три корабля под общим командованием Уиллоуби (сам он был на борту 120-тонной Bona Esperanza), и штурманским управлением Ченслера (на 60-тонной Edward Bonaventure) отплыли из Лондона 11 мая 1553 года. У берегов Норвегии их разъединил сильный шторм, и Ченслер напрасно прождал неделю в обусловленной точке встречи в Баренцевом море (о нем мы поговорим в следующем посте серии), после чего продолжил плавание в одиночестве.
Уиллоуби же на двух кораблях (+ 90-тонная Bona Confidentia) обогнул Нордкап (КАРТА) и "открыл" Новую Землю (КАРТА), после чего оба экипажа погибли во время зимовки где-то в районе нынешней границы между Россией и Финляндией.


Ченслер же первым из англичан вошел в белое пятно Белого моря и 24 августа 1553 года отдал якорь близ устья Двины в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь, а впоследствии основан город Северодвинск. (КАРТА):

Вот только… выполнял ли английский "первопроникатель" лишь функции "исследователя и навигатора"? Совершенно ясно, что нет. То, что главным для него была торговля, уже стало очевидно выше, а о том, что Ченслер был еще и шпионом, мы можем лишь догадываться: по оставленным им запискам и той простой причине, что в те времена иначе не бывало, и, строго говоря, никто функции купца и шпиона не разделял.
Просто прочтите рассказ Ченслера о поездке в Москву, который открывается вот такими словами: "Ввиду того что всем, кто ставит себе целью путешествовать в далеких, чужеземных краях, приличествует и даже необходимо стараться не только узнать о порядках, товарах и плодородии этих стран, но и сообщать об этом во всеобщее сведение и тем побудить других к путешествиям, я счел ныне за благо составить короткий рассказ о ходе этого моего путешествия в Россию и Московию и в другие прилегающие к ней страны".
Всем? Ну да, всем. Всем, кто умел тогда читать по-английски :-) И кому было интересно, например, вот это: "Я не буду больше говорить ни о царе, ни о его придворном обиходе, но я сообщу кое-что о его стране и народе и о свойствах и могуществе русских в военных делах. Этот князь - повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико. Он в состоянии выставить в поле 200 или 300 тысяч человек, и если он идет сам походом, то оставляет на всех границах своего государства немалое число воинов. На границах Лифляндии он оставляет 40 тысяч, на границе Литвы - 60 тысяч, а против Ногайских татар также 60 тысяч, что даже удивительно слышать. Однако он никогда не берет на войну ни крестьян, ни купцов. Все его воины - конные. Пехотинцев он не употребляет, кроме тех, которые служат в артиллерии, и рабочих; число их составляет 30 тысяч. Всадники - все стрелки из лука, и луки их подобны турецким; и, как и турки, они ездят на коротких стременах. Вооружение их состоит из металлической кольчуги и шлема на голове".
Или вот это: "Теперь - о их ведении войны; на поле битвы они действуют без всякого строя. Они с криком бегают кругом и почти никогда не дают сражений своим врагам, но действуют только украдкой. Но я думаю, что нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские: никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает более, чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного, чтобы защитить свою голову. Наибольшая их защита от непогоды - это войлок, который они выставляют против ветра и непогоды, а если пойдет снег, то воин отгребает его, разводит огонь и ложится около него. Так поступает большинство воинов великого князя за исключением дворян, имеющих особые собственные запасы. Однако такая их жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость, ибо каждый должен добыть и нести провизию для себя и для своего коня на месяц или на два, что достойно удивления. Сам он живет овсяной мукой, смешанной с холодной водой, и пьет воду. Его конь ест зеленые ветки и т. п., стоит в открытом холодном поле без крова и все-таки работает и служит ему хорошо. Я спрашиваю вас, много ли нашлось бы среди наших хвастливых воинов таких, которые могли бы пробыть с ними в поле хотя бы только месяц. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми и животными. Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн. Если бы в землях русского государя нашлись люди, которые растолковали бы ему то, что сказано выше, я убежден, что двум самым лучшим и могущественным христианским государям было бы не под силу бороться с ним, принимая во внимание степень его власти, выносливость его народа, скромный образ жизни как людей, так и коней и малые расходы, которые причиняют ему войны, ибо он не платит жалования никому, кроме иностранцев".


Так что я все же буду звать Ченслера купцодиплошпионом… Почему - "дипло"? А вот:
"Русские варвары, в свою очередь, спрашивали у наших, откуда они и зачем они приехали, на что они получали ответ, что приехали англичане, посланные к этим берегам превосходнейшим королем Эдуардом шестым с приказанием сделать их королю сообщение о некоторых делах, что они ничего не ищут кроме его дружбы и возможности торговать с его подданными, отчего великая прибыль будет для подданных обоих королевств. Варвары охотно слушали такие речи и обещали помочь и содействовать немедленному осведомлению своего короля о столь умеренной просьбе". "Новое плавание…"
Как явствует из этого текста, Ченслер не то, чтобы врал: он просто дипломатично не говорил всей правды :-) Ну да, наличие грамоты от короля Эдуарда можно было - после употребления некоторой толики фантазии - трактовать и так… Вместе с тем, расчет на то, что подобная гибкая формулировка заставит воспринять его в качестве именно посла очевиден… Кстати, послы в те незамысловатые времена тоже ничем не отличались от шпионов :-)

Далее (впрочем - как и до :-) собственно о путешествии Ченслера см. превосходный (в том числе - блестяще иллюстрированный) рассказ vaga_land ЗДЕСЬ, а я остановлюсь лишь на некоторых аспектах, имеющих отношение к главной для меня теме - пряностям.


Ченслер вернулся к своему кораблю в марте 1554 году и тут же пустился в обратный путь, в ходе которого его ограбили фламандские пираты, однако письмо Ивана Грозного сохранилось… Несмотря на не столь уж долгую отлучку, в Лондоне произошли некоторые перемены: не было уже не только Эдуарда VI, но и Нортумберленда: новая королева Мария Кровавая, прозванная за доброту и гуманизм Тюдор, уже приказала своим опричникам… Ой! Это же Англия! …своим приближенным понизить его на голову… Впрочем, пряности любила и она:
"Женская суетность тоже требует все больше и больше благовоний Аравии, и притом все новых - дразнящего чувственность мускуса, приторной амбры, розового масла; для женщин ткачи и красильщики вырабатывают китайские шелка, индийские узорчатые ткани, золотых дел мастера раздобывают белый цейлонский жемчуг и голубоватые нарсингарские алмазы. Еще больший спрос на заморские товары предъявляет католическая церковь, ибо ни одно из миллиардов зернышек ладана, курящегося в кадильницах, мерно раскачиваемых причетниками тысяч и тысяч церквей Европы, не выросло на европейской земле, каждое из миллиардов этих зернышек морем и сушей совершало свой неизмеримо долгий путь из Аравии. … Ни один товар не пользовался таким спросом, как пряности: казалось, аромат этих восточных цветов незримым волшебством околдовал души европейцев". Стефан Цвейг, "Магеллан"


В общем, для Ченслера все обошлось: более того, королева приказала реорганизовать сообщество "купцов-авантюристов" в Московскую (она же - Российская) компанию, которая должна была развивать торговлю Англии с Московией, что и было сделано в 1555 году (привилегии компании были подтверждены парламентским актом 1566 года, вновь трансформировавшим ее в Fellowship of English Merchants for the Discovery of New Trades).
А сам Ченслер в том же 1555 году снова отправился в Россию - уже по делам Московской компании, причем его сопровождали на сей раз уже настоящие королевские послы, которым предстояло остаться при российском дворе.
В эту поездку он узнал о судьбе Уиллоуби, чьи корабли были найдены поморами с мертвыми экипажами на борту, и вновь побывал в Москве, где и провел лето 1555 года, пытаясь… РАЗУЗНАТЬ ДОРОГУ В КИТАЙ!
В обратный путь осенью 1556 года Ченслер пустился еще с одним послом - вологжанином Осипом Григорьевым по прозванию Непея.

image Click to view


Пустился на "Доброй удаче" (Edward Bonaventure), подхалимском Philip and Mary и отремонтированных кораблях неудачливой экспедиции Уиллоуби. Вероятно, зря: Bona Esperanza затонула, Bona Confidentia пропала без вести, Bonaventure 7 ноября разбилась о камни у берегов Шотландии (Ченслер погиб, а Непея спасся) и лишь Philip and Mary (как это обычно бывает с подхалимами) благополучно вернулась в Лондон в апреле следующего года…


Вот и получается, что первым обменом посольствами и первыми регулярными торговыми контактами Россия и Великобритания обязаны пряностям. А позже (в 1600 году) они же привели к появлению в Англии Ост-Индской компании ...
Но это было уже намного позже… А пока… пока итоги плаваний Ченслера (из обоих не столь уж продолжительных плаваний вернулось по одному лишь кораблю), помимо всего прочего, показывают, что на морскую державу Англия в середине XVI века не тянула никак…
А когда потянула? Да после завершения к началу XVII века огораживаний, ужасы которых намного превосходят даже самые преувеличенные описания зверств опричников Ивана Васильевича (ох, не случайны эти постоянные англо-российские параллели XVI века, далеко не случайны…)
P.S. Все же эпитет «грозный» мне чисто стилистически нравится больше, чем «кровавая»…

P.P.S. Индекс серии об истории пряностей - ЗДЕСЬ

flora, jamu, history

Previous post Next post
Up