…ВЕЛИКАЯ НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЗАПОЗДАЛО УХОДИТ ПОД ВОДУ
"Использование рифовых рыб остается охотой, а не сельским хозяйством. Произошедшая десять тысяч лет назад неолитическая революция, когда наши предки перебили крупных животных и не имели другого возможности обеспечить себя продовольствием, кроме того, чтобы сажать в землю семена и ждать, пока те вырастут, только сейчас начинает проникать в океаны". Том Горо
Я уже не раз (например -
ЗДЕСЬ) ныл на этом блоге о том, что летающее на Луну человечество понятия не имеет о том, что происходит у него под ногами/животом: как на суше, так и - тем более! - под водой. И это далеко не случайно: до тех пор, пока мы еще не загадили всю Землю, Мировой океан оставался местом, где купаются, а не средством выживания человечества в целом. Это заметно даже в языке, хотя в английском термин 'mariculture' уже имеется. В русском - еще нет, но, пользуюсь такой же параллелью, как 'agriculture/mariculture' давайте звать это явление "морским хозяйством".
Проблема здесь заключается в том, что если в сельском хозяйстве вы обычно видите там поле, засеянное гречихой, а сям - уже морковью, и это - хорошо; то в морском такой подход весьма чреват…
- Традиционное морское хозяйство практически полностью основывается на плотной культивации одного вида, обычно даже единственного клона, и тем самым подменяет сложные экосистемы…
…чрезвычайно простыми, размывая генетическое многообразие, - поясняет Том Горо. - Из-за плотности поголовья, последние становятся питомниками для паразитов и болезней, которые передаются живущим в естественной среде диким поголовьям; а из-за отсутствия генетического разнообразия, когда умирает одна рыба или креветка, часто за ней следуют все остальные. Эти системы зависят от дорогих импортных кормов, а портящаяся еда и экскременты чрезвычайно сильно загрязняют окружающие экосистемы. Подобное морское хозяйство редко является самоподдерживающимся; приносит больше вреда, чем пользы; и разрушает многообразные кустарные рыбные промыслы, заменяя их лишенными разнообразия и такими дорогими, что обычно их могут позволить себе только самые богатые рыбаки. Конечным же продуктом часто является лишь дорогой экспортный товар, который не по карману местным жителям, что лишь усиливает экономическое неравенство.
- Напротив, восстановление рифового рыбоводства по технологии Biorock делает упор на чрезвычайно разнообразные экосистемы и не использует никаких внешних пищевых добавок, - подчеркивает океанолог. - Биофизическая энергия вводится в виде безопасного электрического тока низкого напряжения, которые трансформируется в биохимическую энергию самими организмами. А посему это является чрезвычайно многообразной, продуктивной, устойчивой и естественной системой, лишенной специфических недостатков традиционного морского хозяйства, и обходящейся намного дешевле его.
- Истощение рыбных ресурсов, …
…в сочетании с уничтожением среды обитания…
…означают, что рыбные ресурсы не восстановятся, даже если вообще прекратить любую рыбную ловлю. Лишь активное возрождение среды обитания рифовой рыбы позволит нам восстановить ее ресурсы. Наши не дети не смогут стать в будущем охотниками - как их деды, жившие во времена изобилия кораллов и рыбы…
…и малочисленности людей: им придется стать рифовыми фермерами. Наш опыт жизни и работы с натуральными рыболовными сообществами по всему миру на протяжении полувека свидетельствует, что большинство рыбаков - вполне разумные люди, которые прекрасно понимают, что их борьба за пропитание для их семей сегодня означает уничтожение ресурсов, которыми их дети должны пользоваться в будущем. Практически все из них готовы перейти к более производительным и менее разрушительным методам, однако правительства и распределяющие финансирование органы не смогли предоставить им возможности для обучения и необходимый инструментарий.
- По всему Коралловому треугольнику рыбацкие относятся к числу беднейших и наиболее маргинализированных как с политической, так и экономической точки зрения сообществ, вгоняемых в еще большую бедность проходящим коллапсом рыбных ресурсов и не получающих тех преимуществ глобализации, которые достаются городским элитам. Мало инвестиций делается в их образование или обучение их новым и лучшим методам.
- Любое правительство понимает, что для перехода живущих при натуральном хозяйстве крестьян в производителей товарных культур они должны быть обучены новым, более продуктивным методам и получить доступ к займам и капиталу для приобретения лучших семян, инструментов и агрохимикатов, и соответствующие механизмы финансирования уже созданы. Но живущие при натуральном хозяйстве рыбаки по преимуществу просто игнорируются.
- Большая часть правительств всего мира субсидирует крупные капиталоемкие рыболовные флотилии, которые самым разрушительным образом хищнически эксплуатируют рыбные ресурсы открытого океана в то самое время, когда глобальное потепление вызывает изменения в океанических течениях, что в совокупности приводит к коллапсу этих ресурсов, ориентированному как сверху вниз, так и снизу вверх. На самом деле, правительства швыряют деньги на финансирование гонки между самыми богатыми рыбаками за то, кто из них внесет больший вклад в уничтожение ресурсов океана.
- Эти субсидии называют "извращенными", поскольку они поощряют тех, кто ускоряет разрушение окружающей среды в ущерб тем, кто ведет себя ответственно. Этому надо положить конец, а финансировать вместо этого подготовку и деятельность рыболовных сообществ по восстановлению коралловых рифов в Коралловом треугольнике, тем самым, сохранив бесценное биоразнообразие для грядущих поколений за счет того, что подавляющее большинство рыбаков будет иметь прямую экономическую долю в выращивании ресурсов, а не их разрушении.
- Проекты восстановления рифов по технологии Biorock осуществлялись на Бали, Ломбоке, Сулавеси, Флоресе и Сумбаве в Индонезии, в Негросе, Панае и Миндоро на Филиппинах, в Новой Британии в Папуа-Новой Гвинее, в малайзийском Сабахе и примерно 20 странах в Карибском бассейне, Тихом и Индийском океанах и Юго-Восточной Азии. Проекты Biorock в Пемутеране (Бали) и Гили-Траванган (Ломбок) являются крупнейшими проектами по восстановлению коралловых рифов в мире.
m_tsyganov: о том, что увидел корреспондент AP, побывавший в Пемутеране (Бали), и чего он не увидел, я писал
ЗДЕСЬ. В частности, он не увидел (а если увидел - то не понял, а если и понял - то не написал), что САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ проект по восстановлению кораллов потребляет столько же энергии, сколько освещение пляжа, и стоит менее одной десятой от расходов на каменные, бетонные или песчаные стены такого же размера.
Но в морском заповеднике Бунакен, оказывается, тоже есть проект Biorock - близ отеля
Pulau Gangga Resort, и я непременно постараюсь туда попасть…
- Все эти проекты осуществлялись без любого финансирования со стороны правительств, крупных международных распределителей финансов и крупных международных неправительственных организаций, исключительно за счет небольших взносов, преимущественно "натурой" со стороны местных сообществ, которые знают, что их рифы практически уничтожены, понимают, что им необходимо немедленно начать выращивание кораллов, если они хотят защитить свои ресурсы и будущее, и осознают, что если они станут дожидаться внешнего финансирования, то ресурсы поступят слишком поздно, - подчеркивает Том. - Все эти проекты увязаны с предпринимаемыми местными сообществами попытками защитить, восстановить и управлять морскими ресурсами. Но все эти проекты до настоящего момента были всего лишь жалкой каплей в сравнении с потребным, и жизненно важно, чтобы эти доказавшие свою успешность методы были распространены на ориентированные снизу вверх и основывающиеся на местных сообществах программы по восстановлению и управлению поврежденными коралловыми рифами и рыбными ресурсами.
А вот это пока еще не осуществляется нигде. Но может быть начато очень быстро и не слишком дорого: намного дешевле того, во что обходится сейчас скрупулезный и бесстрастный учет того, как именно кораллы умирают:
Продолжение разговора с Томом Горо следует
ЗДЕСЬ