«Мы никогда, повторяю, никогда за всю свою тысячелетнюю историю не угнетали другие народы, а, наоборот, всегда делились с ними своими богатствами… Разве не нашу страну называли Суварна Двипа (Золотые острова) благодаря тому, что мы всегда делились своим золотом с другими народами… Мы готовы поделиться нашими богатствами с другими странами мира, в том числе и с Голландией, в обмен на необходимое нам оборудование». Сукарно, 1946
«Нам в Индонезии с первых лет революционной борьбы с колониализмом пришлось испытать, что такое война. Мы понесли немалые потери - человеческие, материальные и моральные. Но так же, как сталинградцы, никто из нас не дрогнул, сохранив несгибаемый дух борьбы». Руслан Абдулгани, 1963
Вот это - пожалуй, одно из последних фото Руслана Абдулгани -
Оно сделано мной в Бандунге в апреле 2005 года - незадолго до кончины этого, по характеристике Ю.А.Шолмова (см.
ЗДЕСЬ), "участника сурабайской эпопеи, видного политического и общественного деятеля Индонезии".
А дальше - еще один пост, который представляет интерес, пожалуй, только для тех, кого СЕРЬЕЗНО интересует история Индонезия. Я воспроизведу некоторые документы, опубликованне в приложениях к процитированной выше книге Ю.А.Шолмова, и проиллюстрирую их сниками, сделанными мной в Лингаджати (см.
ЗДЕСЬ).
Но сначала - пара слов об "индонезийском Сталинграде", как в Индонезии часто называли при Сукарно битву за Сурабаю.
Ю.А.Шолмов "На рассвете 9 ноября интервенты начали штурм города. Вначале в течение нескольких часов город подвергался массированной «обработке» средствами бортовой артиллерии стоящих на рейде военных кораблей и непрерывным пулеметно-пушечным и бомбовым ударам с воздуха, в которых участвовали более пятидесяти самолетов.
Шквальный огонь превратил центральные городские кварталы в руины. Сам штурм осуществлялся главным образом силами бронетехники. Сопротивление индонезийцев было упорным и самоотверженным. Фактически безоружные защитники города бросались на бронированные машины. Ожесточенные бои шли за каждую городскую площадь и магистральную улицу. Особенно большие жертвы понесло гражданское население. Всегда спокойные воды реки Мас, на берегах которой стоит город, были полны трупами погибших людей. Битва за Сурабаю длилась несколько недель. И даже после захвата города интервентами бои в окрестностях продолжались еще около трех месяцев.
О том, какова была истинная ситуация тех дней в Батавии [нынешней Джакарте], красноречиво свидетельствуют воспоминания бывшего сотрудника военной миссии союзников в Индонезии майора американской армии Ф. Крокетта. Он писал, что «сам состав миссии, определенно отдававшим духом старого режима, вызвал разочарование индонезийцев, но все же они приняли ее беспристрастно и стали ждать дальнейших результатов. Представители союзников прибыли, но ничего не изменилось, по крайней мере, внешне. Вооруженные японцы продолжали патрулировать местные улицы. В качестве меры предосторожности против «освобожденных» индонезийцев всему составу миссии было приказано не покидать отель без сопровождения сотрудников «кэмпейтай» - японского эквивалента немецкого гестапо».
По словам Ф. Крокетта, «одной из самых ярких иллюстраций положения, создавшегося в Индонезии в те критические недели, было заявление британского командующего, восхвалявшего японские войска за их отличные успехи в стычках с индонезийцами…» Показательно и другое воспоминание Ф.Крокетта - о поведении голландцев: «3 октября прибыл генерал Ойен и принял на себя командование голландскими силами… Одновременно с его прибытием на улицах появились патрули голландских и амбонских солдат. Они открывали огонь по всем и по всему, что казалось подозрительным, а, когда добыча от такой охоты оказывалась недостаточной, то они врывались в первый попавшийся дом индонезийского жителя и без всяких обвинений и приказов об аресте вытаскивали оттуда обитателей». В общем итоге, резюмировал автор, миссия, официально посланная, чтобы разоружить японцев, выполняла свои обязанности, применяя японские войска для ведения необъявленной войны союзников против Индонезийской Республики".
Телеграмма Министра иностранных дел Субарджо от 12 ноября 1945 г.
«Молотову, Москва.
17 августа с.г. провозглашена независимость Индонезии в соответствии с Конституцией, основанной на принципах Демократии и Социализма.
Индонезия выступает против восстановления эксплуатации, колониального угнетения и империализма.
Жизнь страны оказалась под угрозой в результате попыток Голландии возродить свое колониальное управление. Несмотря на неоднократно подтверждавшееся возражение индонезийского народа против появления здесь голландских войск, они, вопреки заявлениям англичан, высаживаются, маскируясь под Союзников, с намерением ликвидировать свободу Индонезии.
Индонезия готова оказать помощь войскам Союзников в выполнении ими задач по разоружению и репатриации японцев в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Однако принципы независимости несовместимы с присутствием иностранных войск на территории Индонезии. Пребывание английских войск допустимо лишь временно. Сейчас, судя по всему, англичане открыли путь возвращению голландской администрации в Индонезию. Мир и безопасность нарушены.
Японские солдаты под командованием Союзников участвуют в подавлении независимости Индонезии. Голландские солдаты чинят беспорядки среди населения, расстреливают мирных беззащитных людей. Растет число погибших.
Ничего не предпринимается, чтобы прекратить эти зверства. Имеются свидетельства того, что население не видит разницы между англичанами и голландцами. Сурабайская морская база сейчас подвергается обстрелу со стороны Союзных войск.
10 ноября англичане начали массированный штурм. Имеются большие жертвы среди горожан. Индонезийское население Сурабаи обращает взоры к России. Выражаем решительный протест в отношении упомянутых антигуманных акций. Индонезия требует от мира справедливости».
Резолюция Центрального Национального Комитета Индонезии от 2 декабря 1945 г.
Центральный Национальный комитет Индонезии на пленарном заседании 2 декабря 1945 г. в Джакарте принял резолюцию следующего содержания:
Принимая во внимание:
1. заявление английского военного командования в Индонезии о том, что целью высадки английских войск на индонезийской территории является исключительно забота о Союзных военнопленных, разоружение японской армии и поддержание порядка;
2. заявления премьер-министра Эттли и министра иностранных дел Бевина в английской палате общин о том, что Великобритания признает только одну власть в Индонезии, а именно правительство так называемой Нидерландской Индии;
3. возможности, предоставленные Англией Голландии для доставки ее вооруженных сил в эту страну (хотя при желании Англия могла бы поступить иначе, как это сделал союзник Англии Китай в Северном Индокитае, запретивший доставку французских войск во внутренние районы Северного Индокитая);
4. нарушение Англией своих первоначальных обязательств о невмешательстве во внутренние дела нашей страны путем доставки голландских войск в Индонезию для достижения целей, сводящихся к признанию здесь суверенитета Голландии;
5. признанное самим английским командованием варварское нападение его войск с использованием японской армии на индонезийцев под вымышленным предлогом, находится в прямом противоречии с принципами гуманизма, попирает основные права человека и приводит к огромным жертвам ни в чем не повинных граждан, в основном, индонезийцев;
6. нарушение Англией Устава Организации Объединенных Наций,
Постановляет:
1. Выразить возмущение индонезийского народа действием английских войск при осуществлении обязанностей в Индонезии, возложенных на них руководством Союзных держав.
2. Заявить решительный протест командованию английских войск в Индонезии по поводу нападений с моря, суши и воздуха на индонезийский народ и его территорию.
3. Потребовать от руководства ООН приказать Англии прекратить зверские нападения на индонезийцев и их государство.
4. Заявить, что действия населения Сурабаи, Семаранга, Магеланга и других городов являются ничем иным, как мерами самозащиты народа, который высоко чтит свой суверенитет и достоинство, защищаясь от беспричинных англо-голландских нападений.
5. Призвать правительство Республики Индонезии передать просьбу руководству ООН отозвать англо-голландские оккупационные войска из Индонезии с условием, что задачу по
освобождению Союзных военнопленных и интернированных граждан завершит должным образом правительство Республики Индонезии во взаимодействии с комиссией, членами которой будут представители ООН, за исключением Голландии.
5. Урегулировать политический конфликт в Индонезии мирным путем в присутствии представителей стран, упомянутых в п.5.
Письмо главы делегации УССР председателю Совета Безопасности от 21 января 1946 года по вопросу о проведении расследования создавшейся в Индонезии ситуации и принятия мер, предусмотренных Уставом ООН (док. А/93, стр. 332)
10, Энисмор Гарденс.
Лондон, S.W.7
21 января 1946 г.
Г-ну Н. Мэйкину,
Председателю Совета Безопасности,
Объединенные Нации.
Уважаемый г-н Мэйкин,
Делегация Украинской Советской Социалистической Республики на первой сессии Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций, действуя по поручению своего Правительства, обращает, на основании статьи 35, пункт 1 Устава Организации, внимание Совета Безопасности на положение, создавшееся в Индонезии.
Как известно, в этой стране на протяжении ряда месяцев ведутся направленные против местного населения военные действия, в которых принимают участие, как регулярные английские войска, так и вражеские японские вооруженные силы.
По мнению Украинского Правительства, это положение создает состояние угрозы поддержанию международного мира и безопасности, что подпадает под действие статьи 34 Устава.
Украинская делегация просит Совет Безопасности произвести необходимое расследование и принять предусмотренные Уставом меры для устранения создавшегося положения.
Примите и проч.
Д.Мануильский,
Глава делегации Украинской ССР.
Постановление КНИП от 2.II.1946г.:
Рабочий Совет Центрального Национального комитета Индонезии (КНИП) на заседании 22 февраля 1946 г. принял постановление следующего содержания:
принимая во внимание, что заявление, сделанное Томом Драйбергом, еще раз со всей очевидностью подтверждает убежденность индонезийского народа в том, что бригадир Маллаби погиб не по вине индонезийской стороны и тем более не вследствие какого-то антигуманного акта, как это преподносится миру англичанами;
принимая также во внимание, что:
1. английская сторона начала бои в Сурабае, выдвигая для этого единственный предлог - гибель бригадира Маллаби;
2. в результате этих боев тысячи жителей города - индонезийцев, китайцев и арабов, взрослых и детей, мужчин и женщин погибли или получили ранения, а также десятки тысяч вынужденно покинули город, став инвалидами и бездомными,
постановил:
Ходатайствовать перед правительством об обращении к Д. Мануильскому, руководителю делегации Советской Украины, выступавшего на заседании Организации Объединенных Наций в защиту дела индонезийского народа, с просьбой предложить Организации Объединенных Наций принять следующие меры в связи с боями в Сурабае:
1. провести тщательное расследование для выяснения обстоятельств гибели бригадира Маллаби, а также для определения ответственности за гибель тысяч невинных жителей Сурабаи, силами созданной для этого комиссии ООН;
2. потребовать от англичан прекратить кровопролитие в Сурабае.
Рабочий Совет Центрального Национального Комитета Индонезии
Председатель Ассаат.
UPD 17.08.13:
Click to view
P.S. У нас, действительно, очень давние связи. И Индонезия России обязана многим. Вот только мало кто об этом помнит. Даже в России…
Ещё о войне за независимость:
Рождение Индонезии: голландцы возвращаются