"Вам надо проснуться и целовать руку, которая кормит вас. Ваша страна лишь берет, берет, берет…" Письмо в газету "Джакарта пост" после цунами читателя-американца.
Отдавая должное пришедшим на помощь жителям Суматры американским военным (которые мне вообще нравятся намного больше - например,
ЗДЕСЬ - американских же политиков, а также патриотически настроенных читателей), я все не могу забыть многие странности дней после цунами, когда столь остро необходимые транспортные самолеты индонезийских ВВС стояли на земле из-за отсутствия запчастей: продолжало действовать введенное США эмбарго на поставки Джакарте военной техники…
Highlights: Tsunami - Aid or Show?
А то, что происходило, больше всего напоминало голливудское кино.
...Базирующаяся близ берегов Ачех американская ударная авианосная группа…
…с десятками вертолетов на борту "провешивает" воздушные мосты в труднодоступные районы бедствия, куда пока что невозможно попасть по суше. А вот в кадре истребители и штурмовики: боевые самолеты, обычно оказывающиеся в центре внимания, мирно дремлют - в ходе гуманитарной операции им делать нечего.
...На новейших судах на воздушной подушке в Молабо высаживаются бравые морские пехотинцы.
При этом они даже не вооружены и, по собственному признанию, чувствуют себя, "как голые". Охрану американских военных осуществляли индонезийские военные - лишь они имели право иметь при себе оружие.
...Пресс-релизы посольства США были полны чисел: столько-то десятков миллионов долларов на такую-то статью помощи, столько-то на другую… Вот только все это благолепие омрачалось отдельными диссонансными нотами в громком хоре славословия.
Например, многие индонезийцы недоумевали, зачем вообще американские морские пехотинцы высадились в объявленном зоной ответственности соседнего Сингапура Молабо, если там за несколько дней до этого уже работали сингапурские военные моряки и инженеры. Конечно, высадка морпехов на судах на воздушной подушке прекрасно смотрится на экранах телевизоров, но ведь сингапурцы еще до нее ввели в действие временный причал - много ли помощи можно принести на воздушной подушке?
Ситуацию с высадкой в Молабо прояснило американское агентство Ассошиэйтед пресс, сообщившее, что присутствие морской пехоты США в Индонезии вообще первоначально не планировалось. Две тысячи морпехов оказались у берегов Ачех лишь после того, как от такой "услуги" отказалась Шри-Ланка…
А индонезийские СМИ сообщали, что небезызвестная американская компания "Халлибертон" сразу после цунами попыталась закрепиться на нефтяных месторождениях Ачех. Посол США в Джакарте Линн Пэско тогда ушел от прямого ответа на просьбу автора прокомментировать сообщения индонезийской печати о планах "Халлибертон". "Мы будем помогать реконструкции, но все решения принимает правительство Индонезии", - сказал Пэско. Что ж, такой ответ вполне можно считать косвенным подтверждением истинности сообщений.
В этих условиях не слишком странно смотрелось заявление вице-президента Индонезии Юсуфа Каллы о том, что иностранные войска должны покинуть территорию "страны трех тысяч островов" до 31 марта. "Трех месяцев вполне достаточно, и чем скорее, тем лучше", - подчеркнул он.
О помощи России я в 2005 году достаточно подробно рассказал вот в
ЭТОЙ СТАТЬЕ, так что тут речь пойдет лишь о некоторых не затронутых там аспектах.
Российский военный госпиталь был единственным полностью автономным подразделением, прибывшим в Ачех из-за рубежа после цунами. Имевший собственные дизель-генераторы, водоочистительную установку, морозильные камеры, 19 автомобилей повышенной проходимости, мобильную полевую лабораторию, подвижный рентгеновский кабинет и даже собственную пекарни и доставленные из России запасы питьевой воды, он мог быть в любой момент переброшен в любое место, куда вело бы хоть отдаленное подобие дорог.
Не понадобилось - и замечательно! Но все сделано было правильно…
Лично мне полностью размах бедствия удалось оценить лишь с борта российского вертолета, перевозившего гуманитарную помощь в наиболее пострадавшие от природного катаклизма районы.
Вертолет летит сначала на остров Симелуэ, а затем над побережьем Суматры, двигаясь на северо-запад. Десять километров, двадцать..., пятьдесят..., сто пятьдесят...
Самое жуткое заключается в том, что картина за бортом совершенно не меняется. Нет, она вовсе не похожа на ядерный взрыв, с последствиями которого ее так часто сравнивали тогда те, кто не видел этого своими глазами: слишком много воды… Скорее, берег выглядит так, как будто по нему прошел гигантский бульдозер шириной в несколько километров. А за ним - таких же размеров поливальная машина…
- Доставленные российским вертолетом генераторы позволят нам включить холодильники для хранения вакцин, - рассказал встречавший груз на Симелуэ представитель международной гуманитарной организации "Врачи без границ" швейцарец Мартин Штюдер.
Самая острая проблема на острове на этот момент - пресная вода, продолжал он. Колодцы на Симелуэ засолены цунами, и на то, чтобы сделать имеющуюся в них воду пригодной для потребления, потребуется один-два года.
Другая больная проблема - жилье. "Девяносто процентов местных жителей лишились крова над головой: от их домов остались одни фундаменты, - добавил врач. - Поэтому мы разворачиваем сеть временных убежищ".
Пока продолжалась эта беседа, на взлетно-посадочной площадке кипела работа. Из-за отсутствия на Симелуэ не то что погрузчиков, но даже лебедок, домкратов и достаточного количества цепей, погрузочно-разгручной бригаде пришлось прибегнуть к индонезийской версии российского метода: "Два солдата из стройбата заменяют экскаватор".
Она смогла вручную выгрузить генераторы весом под тонну из вертолета, однако поднять их на платформу ожидающей машины без специальных приспособлений никак не удавалось. И тогда командир вертолета Николай Новошицкий поднял машину вверх, один за другим подцепляет с воздуха при помощи единственной цепи и с ювелирной точностью ставит генераторы на грузовик.
Вертолет на минуту замер у поверхности, чтобы забрать грузчиков и пассажиров, и снова взмыл вверх.
P.S. Автор снова выражает свою признательность взявшему его с собой в рейс экипажу вертолета МИ-8 АМТ ОАО "Нижневартовскавиа"