Одна из тем, которые я непременно должен успеть затронуть до своего отъезда - это икат. Потому что этот вид ткани не менее интересен, чем батик, о котором я уже писал не раз (см. одноименным тэгом), хотя о достаточно полном раскрытии этой темы говорить просто смешно (впрочем, это было бы лишь немногим менее смешно, даже если бы я составил трехтомную энциклопедию по этому вопросу :-)
Точно так же дело обстоит с еще одной безбрежной темой - икатом. Поэтому давайте сделаем так: в этом посте я просто попробую показать вам на нескольких примерах многообразие традиционного флоресского иката - без особых подробностей, но с упоминанием некоторых интересностей. Кстати, в этом нам поможет и вот такая снятая все в том же
музее Бихон-Блевут карта, наглядно отображающая отличия традиционных рисунков у разных народов острова:
Highlights: So Many Varieties of the Florenese Ikat
Использующимся при изготовлении иката натуральным красителям я посвящу отдельный пост. А вот сам процесс изготовления этой удивительной ткани покажу вам я, а прокомментирует его
irinadvorkina - мы с ней уже договорились.
Кстати, вот такие совместные посты - одна из возможностей, которые я намерен активно использовать в Москве, а также попробовать сделать так, чтобы информация поступала на этот блог и из Индонезии… Любые предложения приветствуются…
Но вернемся к икату:
ВНИМАНИЕ: Почему это заслуживает отдельного рассказа - практически все (я не специалист, и, возможно, Ирина меня где-то поправит) ткани, которые вы видели выше и увидите ниже, создавались так: продольные нити красились отдельно "узелковой техникой" (т.е. перед погружениями в красители перевязывались в определенных местах, чтобы те остались неокрашенными), а уже потом к ним вручную добавлялись поперечные… Кстати, само слово ikat по-индонезийски и означает - "связывать".
Учитывая, что все, начиная от первичной очистки хлопка и изготовления красителей из коры, листьев и т.п. местных растений через прядение и до окраски во много этапов делается вручную, не удивительно, что на изготовление одного саронга уходило до года, а для лучших образцов - и больше того…
"Важность текстиля для народов Восточной Нуса-Тенгара не сводится лишь к применению в качестве повседневной одежды. …он также имеет особые функции в культурной, социальной, духовной и экономической сферах жизни", - говорится в этой очень интересной книге ("Ткань для мужа"):
Достаточно сказать, что с бронзового века и вплоть до совсем недавних пор икаты заменяли на Флоресе деньги…
…что до сих пор опытный человек при одном взгляде на рисунок сразу скажет не только откуда родом тот или иной гордый обладатель того или иного иката, но и точно определит его социальное положение и уровень достатка, …
…что многие века статус женщины на Флоресе определялся, прежде всего, количеством и качеством выдававшихся ей "на гора" квадратных сантиметров этой ткани.
Икаты становились причиной войн, но будучи преподнесенными в дар они же помогали их окончить.
Икаты даже были священными, становясь частью ритуалов поклонения духам предков.
И, конечно, самые лучшие образцы уходили вместе со своими хозяевами в могилы…
Вот несколько икатов из музея Бихон-Блевут:
А вот этот - из тех, что носятся и по сей день:
Еще несколько особенно понравившихся мне образцов:
А вот пара современных одеяний из иката:
UPD 22.08.09: Добавление в ходе FAM-поездки в мае 2009 года - традиционные икаты клана Тодо (Мангарай):
UPD:
JG об икатах NTT Вторую часть поста см.
ЗДЕСЬ, а ниже - ЕЩЕ ОБ ИКАТЕ:
Другие авторы:
ДмитрийИкаты Сумбы:
01,
02 и
03 +
JakPost о WatublapiИкаты
ТимораИкаты
Балиа также натуральные красители:
01 и
02