Хотите - верьте, не хотите - нет, а это маленькое, но открытие. Оказывается, основоположник современного балийского искусства Вальтер Шпис был русским.
Насчет "русского" это все-же передержка. Он был, судя по Вашему тексту, этнически и культурно таки немцем. Непонятно даже, насколько он был вообще обруссевшим. Или Вы и Генриха Шлимана в русские запишете? )))
Можно конечно спорить где проходит этническая граница или рассматривать внимательно паспорт какой страны у человека в кармане. Являются ли русскими Борис Пильняк (настоящая фамилия Вогау), Карл Брюлов, Айвазовский, не говоря уже о прочих примкнувших и сочувствующих типа Леонида Пастернака, Марка Шагала и прочих Левитанов? А Екатерина II?
Конечно можно. Пильняк, Айвазовский, Леонид Пастернак, Марк Шагал - представители русской культуры. Хотя о Шагале и Левитане можно еще очень даже поспорить. Во всяком случае они бы поспорили. Первым же признаком ассимиляции в чужой культуре являются имена. Вогау был не случайно Борисом, а не Вальтером.
Пушкина на память - это уже аргумент. Единственный. А все остальное - рассказ туриста про интересную экспедицию, да и переводы "народных песен и легенд которые он слышал от людей живущих на Урале и Байкале" были, как я понимаю - на немецкий. Иначе что бы Кокошка понял?
Спорить не будуstrannik17August 1 2008, 11:31:52 UTC
на каком языке показывал мне точно неизвестно. Кокошка правда не утверждает что читал их. Так Цыганов мог бы мне показывать записки кухонных рецептов на малайском утверждая что это народный эпос. :-)) Давайте так, я попробую собрать коллекцию аргументов которые по моему мнению позволяют судить о принадлежности Шписа к русской культуре (русский дворянский титул у него и так был) и предоставлю М. Цыганову. А он если захочет вставит в свой блог.
Re: Спорить не будуne_goyaAugust 1 2008, 12:00:16 UTC
Поймите, мне все равно, был Шпис русским, считал ли он себя таковым?... Живопись его мне, должен признаться, не нравится - холодная, очень рассудочная, не смотря на всю экзотичность мотивов, "сделанная". Но, и вот тут я зуб даю)), она не имеет никакого отношения к традициям русской живописи. Я говорю не о сюжетах, а о "школе". А уж к какому этносу художник относится - даже не вторично.
Re: Спорить не будуstrannik17August 1 2008, 14:03:09 UTC
Ну вкусах - "нравится/не нравится" как раз допустим спорят. Мне лично Шпис интересен не столько как художник сколько как личность в истории искусства. А как вы относитесь к примитивистам в принципе? Британика например называет Шписа последователем школы Анри Руссо.
Re: Спорить не будуne_goyaAugust 1 2008, 14:30:08 UTC
К примитивистам? Без большого интереса. мне кажется весьма неубедительным, когда большие дяди строят из себя наивных детей. Это тоже своего вида маньеризм, а к маньеризму я отношусь без симпатии.
Re: Спорить не будуstrannik17August 1 2008, 14:50:25 UTC
Вобщем-то я так и подозревал ознакомившись с вашими весьма интересными эскизами и набросками. Всегда трудно говорить о том что что не нравится или неблизко лично, как например доказывать гениальность Доминго человеку которыв в принципе равнодушен к опере. Но здесь идет речь об одном из художественных стилей. Не подумайте только Бога ради что я занимаюсь морализаторством или пытаюсь открыть вам глаза. :-)) Я в некоторых ситуациях предпочитаю просто не согласится, но принять к сведению мнение других о предмете который мне не по вкусу. Вот мне лично глубоко не не нравится Сутин, и мое отношение к супрематистам далеко от восторжености. А многажды воспетый Матисс мне кажется порой просто горем от ума и напоминает об угрюмой фразе художника-кубиста нарисовавшего портрет Клетчатого в "Принце Флоризеле" - а я так вижу! Но когда я вижу как трецветие Матисса преломляется в иконографическом "Купании красного коня" любимого мной Петрова-Водкина я начинаю подозревать что и те кто восхищается Матиссом тоже кое в чем правы.
Re: Спорить не будуstrannik17August 1 2008, 15:25:31 UTC
Я тут с удовольствием ознакомился с вашей on-line галлереей и у меня возникло много вопросов как к вам так и к себе. В частностности по линии художников модернистов в связке Москва-Дрезден/Берлин начала века. Но я пока эти вопросы до поры придержу. Поскольку Цыганову прийдется весь этот весь пост удалить вместе с комментариями поскольку из-за него перекосячило весь http://www.rian.ru/blogs/ я скажу вам что готовлю для Миши неоторое расширение второй части о Шписе что сегодня хоть и с парой досадных неточностеей ("Гюстав" Клее) опубликовано на РИАНе: http://www.rian.ru/ocherki/20080801/115432306.html
Из дневника Оскара Кокошки о последней его встрече с Валей Шписом. "Это было сырое холодное утро в Берлине 1922. Он показывал мне переводы народных песен и легенд которые он слышал от людей живущих на Урале и Байкале. Напамять читал стихи Пушкина. В деталях описывал созвездия на которые смотрел в холодно-ледяном небе во время своей ссылки. ... о танцах степных татар которые плавно скачут над эпохами и заставляют нас забыть о течении времени, или даже о течении этого столетия которое лишь только наступило но уже кажется полным несчастий. Он принес свои иллюстрации к сказкам написанные яркими красками на картоне похожие на русские церковные иконы. Алый цвет у него был таким мощным что казался маком раздуваемым ветром прямо вокруг головы [изображенного] священника и переплетнного с его волосами, и старик не мог стряхнуть его как ни старался. Я смеялся на Валей. Смеялся над ним, котрого сам никогда не видел смеющимся. ...."
Или Вы и Генриха Шлимана в русские запишете? )))
Reply
Являются ли русскими Борис Пильняк (настоящая фамилия Вогау), Карл Брюлов, Айвазовский, не говоря уже о прочих примкнувших и сочувствующих типа Леонида Пастернака, Марка Шагала и прочих Левитанов? А Екатерина II?
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Давайте так, я попробую собрать коллекцию аргументов которые по моему мнению позволяют судить о принадлежности Шписа к русской культуре (русский дворянский титул у него и так был) и предоставлю М. Цыганову. А он если захочет вставит в свой блог.
Reply
Reply
А как вы относитесь к примитивистам в принципе? Британика например называет Шписа последователем школы Анри Руссо.
Reply
Reply
Я в некоторых ситуациях предпочитаю просто не согласится, но принять к сведению мнение других о предмете который мне не по вкусу.
Вот мне лично глубоко не не нравится Сутин, и мое отношение к супрематистам далеко от восторжености. А многажды воспетый Матисс мне кажется порой просто горем от ума и напоминает об угрюмой фразе художника-кубиста нарисовавшего портрет Клетчатого в "Принце Флоризеле" - а я так вижу!
Но когда я вижу как трецветие Матисса преломляется в иконографическом "Купании красного коня" любимого мной Петрова-Водкина я начинаю подозревать что и те кто восхищается Матиссом тоже кое в чем правы.
Reply
Reply
Поскольку Цыганову прийдется весь этот весь пост удалить вместе с комментариями поскольку из-за него перекосячило весь http://www.rian.ru/blogs/ я скажу вам что готовлю для Миши неоторое расширение второй части о Шписе что сегодня хоть и с парой досадных неточностеей ("Гюстав" Клее) опубликовано на РИАНе: http://www.rian.ru/ocherki/20080801/115432306.html
Reply
Reply
Reply
Reply
"Это было сырое холодное утро в Берлине 1922. Он показывал мне переводы народных песен и легенд которые он слышал от людей живущих на Урале и Байкале. Напамять читал стихи Пушкина. В деталях описывал созвездия на которые смотрел в холодно-ледяном небе во время своей ссылки.
... о танцах степных татар которые плавно скачут над эпохами и заставляют нас забыть о течении времени, или даже о течении этого столетия которое лишь только наступило но уже кажется полным несчастий.
Он принес свои иллюстрации к сказкам написанные яркими красками на картоне похожие на русские церковные иконы. Алый цвет у него был таким мощным что казался маком раздуваемым ветром прямо вокруг головы [изображенного] священника и переплетнного с его волосами, и старик не мог стряхнуть его как ни старался.
Я смеялся на Валей. Смеялся над ним, котрого сам никогда не видел смеющимся. ...."
Reply
Leave a comment