ВАЛЬТЕР ШПИС-1: РУССКИЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК БАЛИЙСКОГО ИСКУССТВА

Aug 01, 2008 07:45

Хотите - верьте, не хотите - нет, а это маленькое, но открытие. Оказывается, основоположник современного балийского искусства Вальтер Шпис был русским.
 
Read more... )

bali, art, Индонезия-Россия

Leave a comment

ne_goya August 1 2008, 08:37:54 UTC
Насчет "русского" это все-же передержка. Он был, судя по Вашему тексту, этнически и культурно таки немцем. Непонятно даже, насколько он был вообще обруссевшим.
Или Вы и Генриха Шлимана в русские запишете? )))

Reply

strannik17 August 1 2008, 10:43:12 UTC
Можно конечно спорить где проходит этническая граница или рассматривать внимательно паспорт какой страны у человека в кармане.
Являются ли русскими Борис Пильняк (настоящая фамилия Вогау), Карл Брюлов, Айвазовский, не говоря уже о прочих примкнувших и сочувствующих типа Леонида Пастернака, Марка Шагала и прочих Левитанов? А Екатерина II?

Reply

ne_goya August 1 2008, 10:55:09 UTC
Конечно можно. Пильняк, Айвазовский, Леонид Пастернак, Марк Шагал - представители русской культуры. Хотя о Шагале и Левитане можно еще очень даже поспорить. Во всяком случае они бы поспорили. Первым же признаком ассимиляции в чужой культуре являются имена. Вогау был не случайно Борисом, а не Вальтером.

Reply

(The comment has been removed)

ne_goya August 1 2008, 11:23:37 UTC
Пушкина на память - это уже аргумент. Единственный. А все остальное - рассказ туриста про интересную экспедицию, да и переводы "народных песен и легенд которые он слышал от людей живущих на Урале и Байкале" были, как я понимаю - на немецкий. Иначе что бы Кокошка понял?

Reply

Спорить не буду strannik17 August 1 2008, 11:31:52 UTC
на каком языке показывал мне точно неизвестно. Кокошка правда не утверждает что читал их. Так Цыганов мог бы мне показывать записки кухонных рецептов на малайском утверждая что это народный эпос. :-))
Давайте так, я попробую собрать коллекцию аргументов которые по моему мнению позволяют судить о принадлежности Шписа к русской культуре (русский дворянский титул у него и так был) и предоставлю М. Цыганову. А он если захочет вставит в свой блог.

Reply

Re: Спорить не буду ne_goya August 1 2008, 12:00:16 UTC
Поймите, мне все равно, был Шпис русским, считал ли он себя таковым?... Живопись его мне, должен признаться, не нравится - холодная, очень рассудочная, не смотря на всю экзотичность мотивов, "сделанная". Но, и вот тут я зуб даю)), она не имеет никакого отношения к традициям русской живописи. Я говорю не о сюжетах, а о "школе". А уж к какому этносу художник относится - даже не вторично.

Reply

Re: Спорить не буду strannik17 August 1 2008, 14:03:09 UTC
Ну вкусах - "нравится/не нравится" как раз допустим спорят. Мне лично Шпис интересен не столько как художник сколько как личность в истории искусства.
А как вы относитесь к примитивистам в принципе? Британика например называет Шписа последователем школы Анри Руссо.

Reply

Re: Спорить не буду ne_goya August 1 2008, 14:30:08 UTC
К примитивистам? Без большого интереса. мне кажется весьма неубедительным, когда большие дяди строят из себя наивных детей. Это тоже своего вида маньеризм, а к маньеризму я отношусь без симпатии.

Reply

Re: Спорить не буду strannik17 August 1 2008, 14:50:25 UTC
Вобщем-то я так и подозревал ознакомившись с вашими весьма интересными эскизами и набросками. Всегда трудно говорить о том что что не нравится или неблизко лично, как например доказывать гениальность Доминго человеку которыв в принципе равнодушен к опере. Но здесь идет речь об одном из художественных стилей. Не подумайте только Бога ради что я занимаюсь морализаторством или пытаюсь открыть вам глаза. :-))
Я в некоторых ситуациях предпочитаю просто не согласится, но принять к сведению мнение других о предмете который мне не по вкусу.
Вот мне лично глубоко не не нравится Сутин, и мое отношение к супрематистам далеко от восторжености. А многажды воспетый Матисс мне кажется порой просто горем от ума и напоминает об угрюмой фразе художника-кубиста нарисовавшего портрет Клетчатого в "Принце Флоризеле" - а я так вижу!
Но когда я вижу как трецветие Матисса преломляется в иконографическом "Купании красного коня" любимого мной Петрова-Водкина я начинаю подозревать что и те кто восхищается Матиссом тоже кое в чем правы.

Reply

Re: Спорить не буду ne_goya August 1 2008, 15:05:57 UTC
В отношении к супрематистам мы вполне можем сойтись во вкусах.)))

Reply

Re: Спорить не буду strannik17 August 1 2008, 15:25:31 UTC
Я тут с удовольствием ознакомился с вашей on-line галлереей и у меня возникло много вопросов как к вам так и к себе. В частностности по линии художников модернистов в связке Москва-Дрезден/Берлин начала века. Но я пока эти вопросы до поры придержу.
Поскольку Цыганову прийдется весь этот весь пост удалить вместе с комментариями поскольку из-за него перекосячило весь http://www.rian.ru/blogs/ я скажу вам что готовлю для Миши неоторое расширение второй части о Шписе что сегодня хоть и с парой досадных неточностеей ("Гюстав" Клее) опубликовано на РИАНе: http://www.rian.ru/ocherki/20080801/115432306.html

Reply

Re: Спорить не буду ne_goya August 1 2008, 15:32:20 UTC
Спасибо на добром слове. Если будет желание поговорить о работах, что-то спросить или отругать, то добро пожаловать ко мне в журнал.))

Reply

Не мог удержаться. strannik17 August 1 2008, 11:45:59 UTC
Мне кажется что рафинированный москвич окажись в Башкирии и сегодня будет казаться безнадежным туристом или даже иностранцем. ;-)

Reply

Re: Не мог удержаться. ne_goya August 1 2008, 12:04:45 UTC
А нерафинированный? :)

Reply

strannik17 August 1 2008, 11:21:52 UTC
Из дневника Оскара Кокошки о последней его встрече с Валей Шписом.
"Это было сырое холодное утро в Берлине 1922. Он показывал мне переводы народных песен и легенд которые он слышал от людей живущих на Урале и Байкале. Напамять читал стихи Пушкина. В деталях описывал созвездия на которые смотрел в холодно-ледяном небе во время своей ссылки.
... о танцах степных татар которые плавно скачут над эпохами и заставляют нас забыть о течении времени, или даже о течении этого столетия которое лишь только наступило но уже кажется полным несчастий.
Он принес свои иллюстрации к сказкам написанные яркими красками на картоне похожие на русские церковные иконы. Алый цвет у него был таким мощным что казался маком раздуваемым ветром прямо вокруг головы [изображенного] священника и переплетнного с его волосами, и старик не мог стряхнуть его как ни старался.
Я смеялся на Валей. Смеялся над ним, котрого сам никогда не видел смеющимся. ...."

Reply


Leave a comment

Up