Оригинал взят у
kytx в
Мой отзыв на "Озоне" на книгу Й.Петровского-Штерна "Еврейский вопрос Ленину". ВОПРОС ОДНОЗНАЧНО ЕВРЕЙСКИЙ.
Для начала, общее замечание: автор, скажем так, с удивительной лёгкостью проникает в мысли своих героев. Стопятидесятилетней давности персонаж у него "подумал", "решил", "был доволен", "пожалел, что", "был уверен" и т.п.
Собственно книга разбита на пять частей:
Часть 1. Описывается сама жизнь за чертой оседлости. Изложено легко и интересно. Здесь - без вопросов.
Часть 2. Посвящена прадеду Ленина - Мошко Ицковичу Бланку. Он, как известно, от иудаизма отошёл, да и вообще к соотечественникам относился своеобразно. Например, он отправил два письма Николаю I со своими рекомендациями по еврейскому вопросу. Если коротко: предлагал самодержцу некоторые меры к принудительной ассимиляции евреев, для их же блага.
Нетрудно догадаться, что никаких симпатий у г-на Петровского-Штерна сей персонаж не вызывает. Я не исключаю, что М.И.Бланк и в реальности был склочником и скандалистом, но от автора научно-популярного исследования ждёшь, в идеале, объективности. А здесь, наоборот, нехитрыми приёмами впечатление усиливается:
"...Взбесившийся Бланк ринулся с жалобой к генерал-губернатору Бибикову. Он оросил свою жалобу потоками слёз, стеная о несчастной судьбе старого, смиренного и разорённого человека. Он стонал..." и т.д., и т.п.
Или вот, про те же письма императору:
"...мы всё же слышим в этом письме голос самого Мошко - льстивый голос подхалима, заискивающего перед властью".
А вот что написано по поводу наиболее интересующего меня в этой книге вопроса: как прадед Ленина ухитрился отхватить для своих детей таких крёстных отцов. Задача, как сам автор напоминает, "непростая, если принять во внимание разделявшие Бланка и Баранова общественные, религиозные, языковые и культурные перегородки". Объяснение:
"Не имея документальных свидетельств, мы, тем не менее, вполне можем вообразить, что Бланк написал Баранову, попросил помощи и в очередной раз изобразил себя прогрессивно мыслящим евреем, которого незаслужено преследуют его сородичи. Мошко, по видимому, изъявил желание воспитать сыновей в духе господствующей религии, дать им хорошее русское образование и полезную профессию".
В принципе да, могло быть и так, учитывая реалии тех лет и личность самого Баранова (он, вроде бы, как раз был сторонником крещения евреев). Но далее автор, как положено, надавил, для пущей убедительности:
"Возможно даже, что Бланк прибег к приёму, которым обычно пользуются осведомители в надежде завоевать доверие: пообещал открыть Баранову глаза на злоупотребления и произвол волынских евреев в обмен на его поддержку".
Жаль, что автор обуздал фантазию! Бланк ведь мог и проституток Баранову подложить, а потом шантажом своего добиться. Или вообще убийством пригрозить. Ну да ладно. Идём дальше.
Часть 3. В этой части описывается, как сам Ленин относился к евреям. Довольно нудно повторяется, что ему было, собственно, пофиг на еврейство, главное, чтобы человек для партии полезен был. Поскольку, скорее всего, автору и самому стало скучновато, он разнообразил текст такими, например, утверждениями: несмотря на то, что Ленин "не был глух к проблемам нац. меньшинств", интересы "партийно-государственного централизма" превратили его практически в великорусского шовиниста. И всё с цитатами, с цитатами! Или вот такое: "Его [Ленина, разумеется] отношения с еврейскими марксистами (бундовцами) лишний раз доказывают, что Ленин скорее презирал, чем уважал евреев. Впрочем, его отношение к другим этническим группам было не лучше".
Ещё цитатки:
"Ленин инициировал [так!!!] классовую ненависть и работал за безоговорочное уничтожение классовых врагов среди русского населения, но за пределами русского национального пространства он без колебаний расправлялся с целыми анклавами национальных меньшинств, невзирая на их классовый состав".
Автору надо было бы поставить между словами "без колебаний" и "расправлялся" слово "собственноручно". А чо?
Часть 4. В ней, точно так же уныло, рассказывается о том, почему руководители СССР хранили в тайне страшные сведения о еврейских корнях Ленина. Разумеется, потому, что для вождей было важно, чтобы Владимир Ильич был именно русским! Как-то не говорится о том, что альтернативой раскладу 50% русский, 25% немец, 25% еврей (т.е. - "русской" крови всё-таки больше, чем любой другой) может быть только расклад 50% русский и 50% немец. Ну и кривые намёки на поголовный антисиметизм советского руководства, включая евреев.
Часть 5. Здесь повеселее. Автор привычно (это чувствуется. Походу из профессиональных критиков чувачок) раздаёт оплеухи разным антисемитским (по его мнению) писателям/мыслителям. Ряд "русофилов/жыдофобов" исключительно разнообразен: Меньшиков, Шульгин, Дикий, Пикуль, Чивилихин, Валентин Катаев, Олег Платонов, Солоухин, Солженицын, Кожинов... На примере последних трёх, автор поясняет, как "объевреивая" Ленина, они рисуют картину растерзания чужаками-евреями "матушки-Руси".
Заключение. Тут автор окончательно разошёлся. К ранее заклеймлённым в ксенофобии "крестьянской массе России" (именно так, всем скопом), городской мелкой буржуазии (тоже - чохом) и части (тут спасибо) интеллигенции, присоединилось и полностью (всё так!) "большевистское государство" которое автор заклеймил в "русскоцентричном шовинизме".
Короче говоря, евреям книжка может быть и понравится, но остальным интересующимся темой, читать совсем не обязательно. Лично мне достаточно было бы вот этого: "Не было в России ни еврейской революции, ни еврейской власти, ни еврейского Ленина".
Да, тезис хорош, но раскрыт убого.