С первых поездок по Северному Кавказу очень хотелось побывать на самом большом высокогорном озере Большого Кавказа - Казенойам (Казеной-Ам), расположенном на границе Дагестана и Веденского района Чечни. Ездил в ноябре 2018 года, и маршрут решил сделать таким: Мечеть «Сердце Матери» в г.Аргун - Шали - Ведено - перевал Харами - оз.Казенойам. Назад той же дорогой в г.Аргун.
Из Аргуна выехал достаточно поздно (около 13.00). Поэтому на обратном пути - на перевале Харами - застал сумерки, а обратно в Аргун вернулся уже затемно. Это оказалось очень неплохо, ибо смог увидеть перевал Харами (красивейший, на мой взгляд, в Чечне), и при свете дня, и на закате. Ну, и конечно - иллюминацию мечети в Аргуне во время ночного намаза.
Прихватив с собой термос и бутерброды, обязательно - паспорт (для регистрации на блок-посту перед перевалом), двигаю в путь. Емкость для воды можно брать пустую - по дороге будет множество источников, воду набирать лучше там. В конце ноября погода уже не жаловала теплом: на равнине Чечни было +5 примерно. Но я рассчитывал, что в горах будет теплее, и мои надежды оправдались. Климат в Чечне имеет такую интересную особенность. В декабре - в Грозном: +3 и дождь, а в Аргунском ущелье: +23 и солнце. Или, в январе - в Грозном: -3 и туман, а на горнолыжной базе Ведучи: +12, солнце и снег. В целом, при планировании поездок по горной Чечне можно приблизительно ориентироваться на прогноз погоды на южной стороне Кавказского хребта.
Первым местом посещения была мечеть «Сердце Матери» в г.Аргун. Аргун (тогда - селение Устар-Гардой) был основан в 1819 году, и насчитывал около 500 дворов. Само название - Аргун, город получил в 1958 году. А с 1990 года является городом республиканского подчинения. Сегодня Аргун - заново отстроенный город с высотным центром (Аргун-сити), с населением около 40 000 человек.
г.Аргун под ноябрьским небом:
В центре города находится мечеть им. Аймани Кадыровой, открытая в 2014 году. Мечеть была построена по проекту турецкого архитектора Д.Байкана, и является первой мечетью на территории РФ, построенной в стиле Хай-тек.
Купол главного молитвенного зала имеет высоту 23 метра, а минареты - 55 метров. Внутри мечети чувствуется работа очень хорошей климатической установки. Надо сказать, что большие мечети в Чечне строят и оборудуют, как музеи. Вход абсолютно свободный. Между намазами внутри - ни души, и полнейшая тишина.
Предположив, что на минаретах установлена приличная акустика для трансляций времени намаза, решил на обратном пути проехать мимо мечети в темное время суток. В итоге не разочаровался: и подсветка мечети, и исполнение, и звук были великолепны.
На сегодняшний день по Чеченской Республике можно спокойно передвигаться одному на автомобиле во всех направлениях. Надо сказать, что все встреченные мной сотрудники, и МВД, и ГИБДД предлагали свою помощь и давали номер мобильного на случай поломок, аварий и т.п. Для путешествующего на автомобиле это - хороший фактор.
Уточнив дорогу у инспектора ГИБДД г.Аргуна, двигаюсь дальше:
Предгорья в ноябре уже покрыты изморосью. Шалинский район проехал при пасмурной погоде. И уже на границе Веденского района, как я и ожидал, мрачное небо сменилось ясным:
До подъема на перевал дорога идет понизу вдоль реки Хулхулау.
Последовательно минуем Ца-Ведено, Ведено и Дышне-Ведено.
Указатель в Дышне-Ведено: до озера Казенойам - 41 км, но большая часть пути по серпантину, поэтому время, показываемое навигатором, смело умножаем на три. До гостиничного комплекса на Казеное по перевалу регулярно ходит транспорт бизнес-класса с приличной скоростью (знают покрытие отлично - каждый день ездят). Покрытие на трассе отличное, но новичку следует передвигаться очень и очень аккуратно. Тем более, что в ноябре на трассе местами уже есть лёд, да еще на поворотах в тени. Камни сверху местами падают на полотно. В Ведено был остановлен патрулем ГИБДД, и предупрежден об осторожности в связи с тем, что шел на летней резине - обратили внимание.
Последний населенный пункт перед подъемом на перевал - с.Харачой. От г.Аргун до него 55 км, а от центра Ведено - 7 км. На блок-посту на выезде из с.Харачой регистрируюсь и предъявляю машину на досмотр. Пока проверяют документы можно осмотреть стоящую на противоположном берегу реки Хулхулау Харачойскую башню (башня тейпа Харачой) - памятник архитектуры XIV века. Это боевая, пятиярусная башня, площадью основания 7х7 м, недавно отреставрированная и открытая для посещения.
С этого места начинается подъем по Андийскому хребту на перевал Харами:
Над Харачоем пасся небольшой табун:
Между бетонными блоками ограждения натянута стальная проволока (чтобы кони не выходили на дорогу).
Но некоторые как-то выходят:
Проход назад найти не могут, а от чужаков убегают. Мои попытки помочь не увенчались успехом: близко к себе не подпускают.
Подъем на хребет очень живописный:
На каждом повороте - смотровая площадка. На ближайшей большой площадке над Харачоем стояли парни из #papahi_shkuri_kurchaloy, торгующие вот такими симпатичными папахами:
Поднимаюсь дальше по хребту, все выше и выше:
Хотя высота дороги над уровнем моря пока менее 2000 метров, кажется, что очень высоко, из-за того, что проложена она по верхней части хребта. Уши, во всяком случае, немного закладывает:
Смотровых площадок много, поэтому поднимался довольно долго, останавливаясь почти на каждой:
На солнце - довольно тепло для конца ноября:
Высота перевала 2177 метров над уровнем моря. Название «Харами» с вайнахского переводится, как «ничейный». Между родами, живущими по разные стороны Андийского хребта долгое время шла борьба за эту высоту, и в итоге Совет старейшин более века назад принял решение сделать эту территорию свободной. Подъем на перевал проходит по территории Чечни, а спуск к озеру - по территории Дагестана.
С верхней точки перевала уже видно озеро:
Ноябрьские горы, покрытые изморосью очень красивы:
Зимой 2018-19 снега в регионе было мало, поэтому следующую поездку на Казенойам запланировал уже в период цветения, ближе к лету, когда синий цвет гор сменится зеленым.
Дорога вокруг озера снова идет по территории Чечни:
1
2
Озеро Казенойам находится на высоте 1869 метров над уровнем моря. Это на 1000 метров выше озера Рица. Образовалось оно в результате обвала горного хребта. Из за его размеров (площадь озера 2,7 кв.км) и глубины (около 72 метров, но по данным гидрологов, есть не исследованные до сих пор участки дна глубиной более 104 метров) озеро еще называют Андийским морем.
Вода в озере довольно холодная. Даже в самое жаркое лето температура поверхности воды не выше +17С. Зимой вода промерзает на глубину до 80 см. Озеро не имеет стока с поверхности, а впадает в него много горных рек, вода в которых ледяная. Наиболее крупные и холодные реки Харсум и Кауха впадают в озеро под землёй. Собственно они и образовали озеро Казенойам после обвала, приблизительно 650 лет назад.
Уровень воды в озере довольно сильно колеблется в разное время года.
Поэтому учёные предполагают наличие подземного стока из озера.
Появление озера окутано множеством легенд. По одной из них озеро состоит из слёз девушки, оплакивавшей разлуку с любимым. Есть легенда, рассказывающая о том, что когда-то на месте озера находилась деревня Казеной, жители которой нарушили законы гостеприимства: не впустили на свой порог, и не накормили нищего, оказавшегося ангелом, и покаравшего жителей деревни за жадность.
Некоторые ученые полагают, что озеро образовалось в результате падения метеорита, аргументируя эту версию срезом скал на левом берегу, и найденными там оплавленными валунами.
Вода в озере чистейшая. Здесь водится, так называемая, цветная (эйзенамская) форель.
На левом берегу озера в 2015 году построен гостиничный комплекс. В 1970-80 годах на озере располагалась база сборной СССР по гребле.
С 2017 года проводится парусная регата.
Солнце уже начало клониться к закату, поэтому до развалин древнего селения Хой (в двух километрах за озером) решил не ехать, чтобы успеть спуститься с Андийского хребта засветло. Ограничился осмотром окрестностей возле самого озера. Для путешествия по этим местам, несомненно, лучшим вариантом будет бронирование номера в гостинице на озере.
Дорога на Хой:
Солнце уже садится за горы - двигаю в обратный путь:
К вечеру ветер на перевале утих. Стояла полнейшая тишина:
Наледь на дороге была уже весьма серьезная:
В ноябре уже нужна зимняя резина, и желательно - шипованная (для наледи), ибо высота над нижним ярусом дороги приличная:
На закате с высоты перевала совершенно потрясающий вид:
1
2
В Харачой въехал уже затемно. Дорога нормально освещена. Асфальт вполне приличный. В общем - до Аргуна добрался благополучно.
Как и ожидалось, в ночное время мечеть выглядела очень красочно:
По времени вся поездка заняла около 6.5 часов: от посещения мечети (12.00) до ночного намаза (около 18.00), звук которого я услышал километра за три-четыре, на въезде в Аргун. Включая обед в придорожном кафе в Шали, и небольшой перекус на озере.
Всем путешествующим по Кавказу - категорически рекомендую увидеть эти места!
И напоследок несколько фото с маршрута.
1
2
3
4
5
(с) m_stoletov