По Северному Кавказу на автомобиле. Часть 2. Чечня. Озеро Казенойам.

Apr 21, 2019 23:35

     С первых поездок по Северному Кавказу очень хотелось побывать на самом большом высокогорном озере  Большого Кавказа - Казенойам (Казеной-Ам),  расположенном  на границе Дагестана и Веденского района Чечни.  Ездил в  ноябре 2018 года, и маршрут решил сделать таким:  Мечеть «Сердце Матери» в г.Аргун - Шали - Ведено - перевал Харами - оз.Казенойам.  Назад той же дорогой  в г.Аргун.



Из Аргуна выехал достаточно поздно (около 13.00). Поэтому на обратном пути - на перевале Харами - застал  сумерки, а обратно в Аргун вернулся уже затемно.  Это оказалось очень неплохо, ибо смог увидеть перевал Харами (красивейший, на мой взгляд, в Чечне), и при свете дня, и на закате.  Ну, и конечно - иллюминацию мечети в Аргуне во время ночного намаза.
Прихватив с собой термос и бутерброды, обязательно - паспорт (для регистрации на блок-посту перед перевалом), двигаю в путь. Емкость для воды можно брать  пустую - по дороге будет  множество источников, воду набирать лучше там. В конце ноября погода уже не жаловала теплом: на равнине Чечни было +5 примерно. Но я рассчитывал, что в горах будет теплее, и мои надежды оправдались.  Климат в Чечне имеет такую интересную особенность.  В декабре -  в Грозном: +3 и дождь, а в Аргунском ущелье: +23 и солнце.  Или, в январе - в Грозном: -3 и туман, а на горнолыжной базе Ведучи: +12, солнце  и снег.  В целом, при планировании поездок по горной Чечне можно  приблизительно  ориентироваться на прогноз погоды на южной стороне Кавказского хребта.
Первым местом посещения  была мечеть «Сердце Матери» в г.Аргун.  Аргун (тогда - селение Устар-Гардой) был основан в 1819 году, и насчитывал  около 500 дворов. Само название - Аргун,  город получил в 1958 году. А с 1990 года является городом республиканского подчинения.   Сегодня Аргун - заново отстроенный город с высотным центром (Аргун-сити), с населением  около 40 000 человек.

г.Аргун под ноябрьским небом:



В центре города находится мечеть им. Аймани Кадыровой, открытая в 2014 году.  Мечеть была построена по проекту турецкого архитектора Д.Байкана,  и является первой мечетью на территории РФ, построенной в стиле Хай-тек.



Купол главного молитвенного зала  имеет высоту 23 метра, а минареты - 55 метров.  Внутри  мечети  чувствуется работа очень хорошей  климатической  установки.  Надо сказать, что большие мечети в Чечне строят и оборудуют, как музеи.  Вход абсолютно свободный.  Между намазами  внутри - ни души, и полнейшая тишина.



Предположив, что на минаретах установлена приличная акустика для трансляций времени  намаза, решил на обратном пути  проехать мимо мечети в темное время суток.  В итоге  не разочаровался: и подсветка мечети, и исполнение, и звук были великолепны.
На сегодняшний день по Чеченской Республике можно спокойно передвигаться одному на автомобиле во всех направлениях. Надо сказать, что все встреченные мной сотрудники, и МВД, и ГИБДД  предлагали свою помощь  и давали  номер мобильного на случай поломок, аварий и т.п. Для путешествующего на автомобиле это - хороший фактор.
Уточнив дорогу у инспектора  ГИБДД  г.Аргуна, двигаюсь дальше:



Предгорья в ноябре уже покрыты изморосью.  Шалинский  район  проехал при пасмурной погоде.  И уже на границе Веденского района,  как я и ожидал,  мрачное небо сменилось ясным:



До подъема на перевал дорога идет понизу вдоль реки Хулхулау.



Последовательно минуем Ца-Ведено, Ведено и Дышне-Ведено.
       Указатель в Дышне-Ведено: до озера Казенойам - 41 км, но большая часть пути по серпантину, поэтому время, показываемое навигатором,  смело умножаем на три.  До гостиничного комплекса на Казеное  по перевалу регулярно ходит транспорт бизнес-класса с приличной скоростью (знают покрытие отлично - каждый день ездят).  Покрытие на трассе отличное, но новичку следует передвигаться очень и очень аккуратно. Тем более, что в ноябре на трассе местами уже есть лёд, да еще на поворотах в тени. Камни сверху местами  падают на полотно.  В Ведено был остановлен патрулем ГИБДД, и предупрежден об осторожности в связи с тем, что шел на летней резине  - обратили внимание.



Последний населенный пункт перед подъемом на перевал - с.Харачой.  От г.Аргун до него 55 км, а от центра Ведено - 7 км.  На блок-посту на выезде из с.Харачой  регистрируюсь  и предъявляю машину на досмотр.  Пока проверяют документы можно осмотреть стоящую на противоположном берегу реки Хулхулау Харачойскую башню (башня тейпа Харачой) - памятник архитектуры  XIV века.  Это боевая, пятиярусная башня, площадью основания 7х7 м, недавно отреставрированная и открытая для посещения.



С  этого места начинается подъем по Андийскому хребту на перевал Харами:



Над Харачоем пасся небольшой табун:



Между бетонными блоками ограждения натянута стальная проволока (чтобы кони  не выходили на дорогу).
Но некоторые как-то выходят:



Проход назад  найти не могут, а от чужаков убегают. Мои попытки помочь не увенчались успехом: близко к себе не подпускают.



Подъем на хребет очень живописный:



На каждом повороте - смотровая площадка. На ближайшей большой площадке над Харачоем стояли парни из #papahi_shkuri_kurchaloy,  торгующие вот такими симпатичными папахами:



Поднимаюсь дальше по хребту, все выше и выше:



Хотя высота дороги  над уровнем моря пока менее 2000 метров, кажется, что очень высоко, из-за того, что проложена она по верхней части хребта. Уши, во всяком случае, немного закладывает:



Смотровых площадок много, поэтому поднимался довольно долго, останавливаясь почти на каждой:







На солнце  - довольно тепло для конца ноября:



Высота перевала 2177 метров над уровнем моря. Название «Харами» с вайнахского переводится, как «ничейный».  Между родами, живущими по разные стороны Андийского хребта долгое время шла борьба за эту высоту, и в итоге Совет старейшин более века назад принял решение сделать эту территорию свободной. Подъем на перевал проходит по территории Чечни, а спуск к озеру - по территории Дагестана.
С верхней точки перевала уже видно озеро:



Ноябрьские горы, покрытые изморосью очень красивы:



Зимой  2018-19 снега в регионе  было мало,  поэтому следующую поездку на Казенойам  запланировал уже в период цветения, ближе к лету, когда синий цвет гор сменится зеленым.
Дорога вокруг озера снова идет по территории Чечни:
1



2


Озеро Казенойам  находится на высоте 1869 метров над уровнем моря. Это на 1000 метров выше озера Рица.  Образовалось оно в результате обвала горного хребта.  Из за его размеров (площадь озера 2,7 кв.км) и глубины (около 72 метров, но по данным гидрологов,  есть не исследованные до сих пор  участки дна  глубиной более 104 метров) озеро еще называют Андийским морем.



Вода в озере довольно холодная.  Даже в самое жаркое лето температура поверхности воды не выше +17С.  Зимой вода промерзает на глубину до 80 см. Озеро не имеет стока с поверхности, а впадает в него много горных рек, вода в которых ледяная. Наиболее крупные и холодные реки Харсум и Кауха впадают в озеро под землёй. Собственно они и образовали озеро Казенойам после обвала, приблизительно 650 лет назад.



Уровень воды в озере довольно сильно колеблется  в разное время года.
Поэтому учёные предполагают наличие подземного стока из озера.



Появление озера окутано множеством легенд. По одной из них озеро состоит из слёз девушки, оплакивавшей разлуку с любимым.  Есть легенда, рассказывающая о том, что когда-то на месте озера находилась деревня Казеной, жители которой нарушили законы гостеприимства:  не впустили на свой порог, и не накормили нищего, оказавшегося ангелом,  и покаравшего жителей  деревни за жадность.
Некоторые ученые полагают, что озеро образовалось в результате падения метеорита, аргументируя эту версию  срезом  скал на левом берегу, и найденными там оплавленными валунами.



Вода в озере чистейшая.  Здесь водится, так называемая, цветная (эйзенамская)  форель.
На левом берегу озера в 2015 году построен  гостиничный комплекс.  В 1970-80 годах на озере располагалась база сборной СССР по гребле.
    С 2017 года проводится парусная регата.



Солнце уже начало клониться к закату, поэтому до развалин древнего селения Хой (в двух километрах за озером)  решил не ехать, чтобы успеть спуститься с Андийского хребта засветло. Ограничился осмотром окрестностей  возле самого озера.   Для   путешествия  по этим местам, несомненно, лучшим вариантом  будет бронирование номера в гостинице на озере.
Дорога на Хой:



Солнце уже садится  за горы - двигаю в обратный путь:



К вечеру ветер на перевале утих. Стояла полнейшая тишина:



Наледь  на дороге была уже весьма серьезная:



В ноябре уже нужна  зимняя резина, и желательно - шипованная (для наледи),  ибо высота  над нижним  ярусом дороги  приличная:



На закате с высоты перевала совершенно потрясающий вид:
1


2


В  Харачой въехал уже затемно.   Дорога  нормально  освещена. Асфальт вполне приличный.   В общем -  до Аргуна добрался благополучно.
Как и ожидалось, в ночное время  мечеть выглядела очень красочно:



По времени вся поездка заняла около 6.5 часов:  от посещения  мечети (12.00) до ночного намаза (около 18.00), звук которого я услышал километра за три-четыре, на въезде в Аргун.  Включая обед в придорожном кафе в Шали, и небольшой перекус на озере.
        Всем путешествующим по Кавказу - категорически рекомендую увидеть эти места!
И напоследок несколько фото с маршрута.
1


2


3


4


5


(с) m_stoletov

горные дороги, горы, россия, путешествия по россии, природа россии, северный кавказ, просторы россии, #papahi_shkuri_kurchaloy, чечня, на машине по северному кавказу, горы кавказа, Живой журнал, природа кавказа, путешествия на автомобиле, путешествия, кавказ, автопутешествия, путешествия по кавказу

Previous post Next post
Up