Игра началась!

Aug 15, 2007 14:15


Анна Кашина
Пока родителей нет дома, можно забраться в темный чулан, побегать и покричать вволю, ведь они все равно не увидят. Можно даже переставить вещи: вазу - на пол, пепельницу - на стул. Когда пространство наделено чертами другого, не правильного дома, а того, где все наоборот, ребятня затевает игру “Убей своих родителей”. А вы как думаете, чем занимаются дети, пока взрослых нет дома?

В студенческом театре “Переход” состоялась премьера. В спектакле “Ночь убийц” режиссера Геннадия Кириллова по пьесе Хосе Триано участвуют три актера. Они исполняют сразу по нескольку ролей. Используя условный реквизит, перевоплощаются на ходу - становятся стариками, родителями, судьями, полицейскими. Лало, Куку, Бебу на премьере играли Алексей Спирин, Евгения Хестанова, Вероника Пичугина.
Алексей Спирин - самый опытный актер студенческого театра, не раз становился лауреатом театральной премии “Признание”. За несколько лет у Алексея появилось амплуа “героя-любовника”. В “Ночи убийц” он предстал в роли 15-летнего подростка. Характер Лало объемный: одновременно он грубый и нежный, трогательный и беспощадный - многогранность рожденного на сцене образа делает его реалистичным. Лало пугаешься и жалеешь, опасаешься и понимаешь, а потом прощаешь.
Евгения Хестанова в роли Куки - нежная, правильная девочка, к финалу теряет самообладание, и зритель понимает, почему это происходит.
Беба (Вероника Пичугина) на стороне старшего брата, она подчиняется его желанию дойти до конца игры. В трагичности ее образа - портрет поколения униженных, нелюбимых и оскорбленных детей.
Музыкальное оформление и сценография (Геннадий Кириллов) щекочут нервы, добавляют нужных режиссеру акцентов. Тревожная музыка держит в напряжении, сцена, превратившаяся в пыльный чулан (художник-декоратор Наталья Бокова), создает атмосферу детства, но какого-то запыленного, искаженного (на это намекают три белые маски на стене), несчастливого.
Постановка о детском и взрослом, об обидах и раскаянии, как история одного убийства, уводит зрителя к причинам преступления. Переступить, перейти, переломить - этого хотят, в этом тренируются трое подростков: Лало и его сестры, Кука и Беба.
Стены обшиты серой мешковиной, на полу мусор, старая мебель - не то заброшенный дом, не то чулан или чердак. Трое детей устроили на сцене бои без правил. Не останавливаясь, сыплют удары друг на друга. Это игра или правда? Двойственная реальность, как два состояния “до” и “после”.
“До” еще дает надежду на счастливый финал. Просто ребятня, пока нет родителей, забралась на чердак и затеяла драку.
Но игра - это не забава, а подготовка к делу.
Подросток Лало - режиссер, он раздает роли и следит за ходом действия. Вот он назначает на роль мамы сестру Куку. Хорошая, положительная девочка в белых носочках перевоплощается в лицемерную, гадкую и глупую женщину. Она кричит, причитает, жалуется мужу на проступки сына. Другая сестра Лало, маленькая, озорная Беба, становится папой. Шляпа, нарисованные усы, и перед зрителями - тиран, жестокий деспот, он вымещает раздражение на детях, бьет и оскорбляет их. В гости приходят маразматики-соседи. Семейный терроризм тем жестче, чем проще о нем говорят. Бытовые проблемы не утрированы, они остаются обычными, стандартными, как в жизни. У Лало был день рождения, за небольшую провинность мальчика лишили праздника. Деньги, отложенные на подарок, мама взяла себе и купила костюм. Рассказывая эту историю, подросток плачет. Для Лало - это трагедия, крушение представлений о жизни, справедливости, маме.
Взрослый мир глазами детей выглядит спектаклем, в котором каждый исполняет несколько ролей в зависимости от того, в каких декорациях находится. Пришли соседи - и родители, унижавшие ребенка, стали ласковыми и заботливыми, ушли - и благостная маска повешена на стену до следующего раза.
Делая все по правилам взрослых, дети не скрывают своих целей, они хотят понять, почему и как люди становятся убийцами. Игру нельзя останавливать, нельзя выходить из ролей, действие развивается по нарастающей. Самый верхний пик достигнут, самая высокая нота прозвучала. Но до конца далеко, игра не закончена. Лало на скамье подсудимых. Вымышленный суд обвиняет, подросток защищается. Только теперь взрослые задаются вопросом. Результат известен, причина неясна.
Предчувствие, возникшее в начале спектакля, перерастает сначала в нервное ожидание, а потом в раскаяние. Раскаяние за неумелость действий взрослых, нежелание остановиться, за сознательность совершаемого ими.
Дети дают ответ взрослым на вопрос: почему? Не надо искать “кривых дорог” и “дурных компаний”, дома жестокости не меньше, чем на улице. В милицейских сводках постоянные фигуранты - подростки. Они убивают, грабят, насилуют. Дочь избила мать и отрубила ей голову. Девчушки из Полян, которым было 10-11 лет, на кладбище опрокинули памятники и посбивали кресты, группа молодых ребят промышляла разбоем, их жертвами стали несколько человек. Многие из этих малолетних преступников в школе характеризуются как хорошие дети, прилежные в учебе, спокойные и доброжелательные.
“По ящику убийцы, на улице убийцы и в игре убийцы”, - говорит один из персонажей. Анализ явлений современной действительности и изменение психологического состояния детей дают ответы на вопросы, поставленные автором пьесы и режиссером спектакля.
Мы можем удивляться, читая в газетах о самоубийствах и преступлениях, бессмысленности этих поступков, но не видеть истинные причины невозможно. Девальвация семейных ценностей, нехватка любви, уход от системы воспитания уже сделали несколько поколений брошенными. Спектакль “Ночь убийц” соединяет все звенья в одну цепь и оказывается на гребне самой высокой волны. Театр должен отражать современность, анализировать и ставить зрителя перед лицом проблемы. Этот спектакль предлагает еще и способы ее решения. Вопиюще острый, жестокий, трогательный - он не оставляет вопросы без ответов. Хорошо бы его посмотреть не только молодежи, но и взрослым, особенно тем, от кого зависят решения, влияющие на будущее страны. Может, они не видят, что игра уже началась?
Режиссер спектакля, художественный руководитель театра “Переход”, заслуженный работник культуры России Геннадий Кириллов:
- Пьесу Хосе Триано “Ночь убийц” привез из Доминикан мой сокурсник Рафаэль. Я хотел поставить по ней спектакль, даже подстрочник уже написали. Но в то время сделать это оказалось невозможно. По идеологии Советского Союза у нас была борьба хорошего с прекрасным, а в пьесе дети жестокие, родителей хотят убить.
Сейчас же проблема подростковой преступности выпирает. Я срочно решил делать спектакль. Политики озабочены демографическим ростом. “Рожайте, рожайте”, - говорят они. - А воспитывать кто будет?”

№22 (383), COOLьтура

Previous post Next post
Up