Сказки для старших

Dec 24, 2007 11:15


Анна Кашина
“Жили-были мужчина и женщина” - так начинается новый спектакль Театра кукол “Мальчик-с-пальчик и его родители”. Намек понятен: “жили-были” - зачин для сказки. А если вместо “деда и бабы” появляются “мужчина и женщина”, это что значит? Правильно, спектакль будет про современность.
Большинство постановок театра - для маленьких зрителей, таких маленьких, что приходят они в сопровождении родителей. Может быть, поэтому у всех кукольных спектаклей есть “второе дно”, понятное большим? Новая постановка получилась с оттенком взрослости, хотя адресована зрителю от шести лет.


Сказку “Мальчик-с-пальчик” не все любят. Трудно объяснить ребенку, почему родители в здравом уме и твердой памяти отвели крошку-сыночка в лес на съедение диким зверям. Вот и выходит, что родители троглодиты и монстры. В варианте театра - просто дураки.
Режиссер-постановщик Валерий Шадский назвал свой спектакль сказкой-буфф. Признаки буффонады - комичность, шутовство, иногда нарочитая грубость. Они становятся режиссерскими приемами, благодаря которым даже неопытные зрители различают смысл аллегорий.
Маски для актеров стали способом отделить идеальный мир от грубого комизма. Татьяна Дубовикова надевает страшную личину, и перед зрителем не красивая актриса, а ведьма со скрюченным носом.
В масках и родители. Главные герои предстают перед зрителем в двух планах - живом и кукольном. Только писатель, роль которого исполняет Никита Тимошин, играет исключительно в живом.
Новым спектаклем Театр кукол продолжает цикл постановок о воспитании. Только если в “Красной Шапочке”, “Золотом Ключике” наука была для детей, то в “Мальчике-с-пальчик” - для родителей. Это их учат, как жить и детей растить. К родителям (Мама - Светлана Захарова, Папа - заслуженный артист РФ Олег Терентьев, в следующий раз роль будет играть Василий Уточкин) ребенок падает, как снег на голову. Появление чада из ниоткуда - тоже аллегория. Родители не готовы воспитывать ребенка и рады передать его кому-нибудь.
Ведьма - новый персонаж: ее нет в известной сказке. Сказочные Мама и Папа должны пройти придуманные ею испытания, чтобы вернуть своего Мальчика-с-пальчик. Умение слушать и слышать, ответственность, искренность, трудолюбие - всему этому учатся главные герои. Отношения мужа с женой, которые друг друга в упор не видят, к концу спектакля меняются. Они не то что дров вместе напилить, в огонь за своего ребенка прыгнуть готовы.
“Жить надо в мире и согласии”, “жить надо по совести”, “воровать нехорошо” - звучат реплики на протяжении всего действия. Персонажи, словно герои “Педагогической поэмы”, учатся жить, чувствовать и воспитывать детей.
- Муси-пуси - это плохое воспитание для детей, - говорит Мальчик-с-пальчик. - С ребенком надо как со взрослыми, только лучше.
Сказка, хоть даже и “буфф”, заканчивается счастливо. Родители снимают клоунские маски, а уродливая ведьма превращается в прекрасную фею. Все зависит от людей - какие сами, такие и феи.
Выступая в двух планах, актеры играют одну роль, но в разных характерах. Заслуженный артист РФ Андрей Абрамов орудует несколькими куклами. Мальчик-с-пальчик, Разбойник, Джинн, Сосед, Людоед, разные виды кукол, выступление в живом плане - и все это в одном спектакле. Мастер Абрамов каждую из ролей сделал запоминающейся. Веселый Джинн, эстетствующий Людоед, революционер Разбойник - в каждого из них актеру удалось вдохнуть жизнь.
Музыка композитора, заслуженного работника культуры РФ Альбины Шестаковой, создала ткань спектакля. А над его “лицом” работала художник-постановщик Наталья Кузнецова.
Новое представление адресовано детям постарше, тем, которые уже ходят в школу, и их родителям. Ведь спектакль так и называется - “Мальчик-с-пальчик и его родители”. Урок пройдет нескучно, задание на дом будет практическим.
Найти гармонию, уметь слушать друг друга, любить и уважать не просто, но и этому можно научиться.

№40 (401), COOLьтура

Previous post Next post
Up