Антон Барановский,
кандидат биологических наук
Осень. Еще не заметно, чтобы птичье население сильно убыло, но давно уже не видно стрижей, других представителей дальних мигрантов - они на пути к местам зимовок. В парках и садах появляются лесные птицы. Поживут недельку и так же внезапно исчезают - продолжают пока еще неспешную кочевку на юг. Кажется, все пернатое население может теперь думать только о наступающей зиме. Но вот в теплый солнечный полдень слышишь пение то большой синицы, то пеночки-теньковки. Не перепутали ли они осень с весной?
Осеннее пение характерно для многих видов птиц. И дело здесь не в попытке еще раз завести семью в неурочный сезон. В середине-конце лета каждой птице предстоит серьезное испытание физических возможностей, сил и здоровья, когда организм работает на пределе, - это линька. Необходимо подготовиться к зиме, сменить изношенное оперение на новое. А ведь даже у мелкой птички количество перьев исчисляется тысячами, а у лебедей, например, их десятки тысяч. Мало того, что при линьке птица хуже летает, а утиные вообще теряют способность к полету, на рост перьев тратится огромное количество энергии и полезных веществ, в основном белков. Некоторые крупные хищные птицы вынуждены линять через год, в одно лето выращивают птенцов, а на следующее - линяют, потом все повторяется. Совместить заботу о потомстве и смену пера для них слишком трудно. Большинство птиц успевают перелинять и вывести птенцов за одно лето. Линька взрослых начинается, как только птенцы становятся способны к полету, а молодых - через один-два месяца после вылета из гнезда. Конечно, в этот период им не до песен. Птицы ведут скрытную, спокойную жизнь, мало двигаются, много отдыхают. К началу осени линька у большинства заканчивается. Полет вновь становится легким и уверенным, погода еще не зимняя, корма пока много, вот и остаются силы и время для песни. Но это не единственная причина.
Теплой осенью некоторые пары отдельных видов птиц могут не только петь, но и пытаются вывести потомство. Такие случаи доводилось наблюдать не раз. Осенью 2005 года мне сообщили, что в Спасске под плафоном фонаря нашли гнездо ласточки с птенцами. Такое сообщение нуждалось в проверке. Действительно, в гнезде деревенской ласточки оказались три почти оперившихся птенца. А ведь уже начинался октябрь. Успеют ли они вырасти? Может быть, лучше забрать птенцов и выкармливать самому? Теплая погода оставляла птицам шанс, и мы решили не вмешиваться. Молодые ласточки покинули гнездо за несколько дней до наступления атмосферного фронта, понизившего температуру до нескольких градусов выше нуля и разогнавшего насекомых по укромным закоулкам. Так и осталось неизвестно, успели ли поздние ласточки откочевать.
А вот два зафиксированных случая позднего гнездования деревенской ласточки в Рязани наверняка оказались успешными. Птенцы покинули эти гнезда в середине сентября и имели достаточно времени подготовиться к отлету.
Наблюдаются иногда случаи осеннего размножения и у воробьев. В сентябре, походив по рязанским улицам, за день можно встретить воробьев, кормящих одного-двух слетков. Вероятно, яйца в их гнездах появлялись во второй половине августа. Почему птицы так необычно ведут себя? Может быть, за все лето злая судьба так и не дала им возможности обзавестись потомством и осенью они делают последнюю попытку? А может, это просто очередная кладка необычно плодовитой пары? Для ответа необходимы специальные исследования, что в Рязани при современном состоянии орнитологии относится к области фантастики.
Бывает и так, что воробьи только начинают размножаться в октябре. В это время у них наблюдается осеннее токование. Птицы навещают места, где гнездились летом, достраивают и ремонтируют гнезда, поют. Все пригодные для этого места к зиме оказываются просто забиты гнездовым материалом. Потом там же, в теплых гнездах, воробьи будут ночевать всю зиму, а весной прилетевшие перелетные птицы не станут занимать скворечник, который еще с осени “застолбила” пара воробьев. Только скворцы решаются на выселение законных хозяев. Некоторые пары воробьев участвуют в осеннем токовании настолько активно, что в гнездах появляются кладки. В это время уже нет насекомых и световой день сокращается до полусуток. Однако некоторым парам удается вырастить из таких яиц птенцов. Как-то зимой во время массового отлова воробьев для кольцевания вместе со всеми попался молодой воробей, меняющий птенцовое оперение на взрослое. Судя по стадии линьки, родился он в середине-конце октября. “Полураздетый”, с уже выпавшими старыми перьями и не до конца выросшими новыми, этот воробей все же сумел выжить, к февралю благополучно завершил линьку и регулярно попадался на глаза еще два года.
Так что не всех, согласно известной песне, теплая осень заставляет забыть о любви. Для некоторых счастливчиков это шанс еще раз оставить потомство.
Фото автора.