Поводя итог ковровой теме. Ковры из запасников Музея современной истории России.

Dec 03, 2019 14:46



Ковер с изображением герба СССР.   ЗСФСР, г. Баку, 1925г. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 8100 узлов на 1 кв. дм; 78 × 75 см, бахрома 5 см

Вообще, о коврах , на самом деле, можно писать очень много : ковровое производство -  это не всегда лишь просто производство товаров народного потребления - временами оно принимает форму искусства и прозведения мастеров ковровой индустрии становятся объектами его, наравне с другими объектами изобразительного искусства... Отнесём к последнему и ковры , поскольку ценность их, особенно с течением времени, определяется больше имеющимися на них изображениями символов, людей, сюжетов ( жизненных картинок), запечатливших реалии эпох, в которые они были произведены и потому представляющих историческую ценность.По коврам, как показали мои предудущие подборки их фотографий, можно, воистину воссоздавать историю.
Напомню, что в первая неожиданно созданная мной коллекция таких фотографии представляла ковры с изображением для кого-то неоднозначных, а для кого-то сильно уж однозначных вождей российской революции и затем их же,  как уже правителей молодого ещё тогда государства Советов, Ленина и Сталина (https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/70195.html), а вторая -  ковров с изображением 35-го президента США Джона Кеннеди (https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/71060.html).

Идея создать такие подборки родилась у меня неожиданно, под влиянием упоминания моего друга whale_roma, что один из редких ковров с изображением Сталина и некоторых деятелей из его окружения висит в квартире его отца... Сначала я подумала, что это шутка, но , обратившись к поисковым системам, поняла, что  подобные изображения на коврах, являвшимися в ту эпоху настенными украшениями, действительно, имели место быть...

Безусловно, ценность произведений коврового искусства завит ещё и от качества их изготовления - не любая страна может этим похвастаться. Тип вОрсовых ковров, производимых из шерстяных или каких либо других ниток, в мире принято называть персидскими, так как Персия, на территории которой расположен современный Иран, задающий и поныне тон в данной индустрии, считается их родиной. Даже самый древний из сохранившихся ворсовых ковров, созданный в V веке до н. э. и обнаруженный  археологами, между прочим, на Алтае  (теперь он хранится в Эрмитаже) был, скорее всего, изготовлен в Персии, хотя, это, по-прежнему , является предметом дискуссий , поскольку также существуют версии о скифском происхождении ковра. Ульрих Шульман предполагал, что ковёр являлся похоронным аксессуаром, скорее всего, армянского происхождения. Археолог Грязнов считал, что ковёр имеет среднеазиатское или иранское происхождение. По мнению М. Г. Мостафави, этот ковёр парфянский, а по И. Цих-Ниссен он изготовлен в северо-западном Иране. ( из Википедии).   Тем не менее, мы видим, что большинство специалистов в области истории и археологии склоняются, всё-же, к персидской ( иранской) версии...

Данная за запись не преследует цели рассказать о специфике коврового производства , поскольку на эту тему можно создавать целые трактаты, да и таковых уже есть немало. Я хочу лишь восполнить здесь некоторые моменты, которых недоставало в предыдущих моих подборках , связанные с темой ковров - я сокрушалась в записи , посвящённой коврам с советскими вождями, что  с вождями есть, а вот  с советской символикой и просто сюжетными картинками той эпохи прослеживается напряжёнка, также выражала сожаление в связи с тем, что к большинству из них отсутсутсвуют какие-либо описания, то есть, неизвестно где и в какой конкретно год они изготовлены, какого они размера и т.д. Однако, в конце концов, я вышла на небольшую коллецию ковров советской эпохи, содержащую почти  все необходимые сведения о них и даже трактовку их сюжетов. Хранятся эти ковры пока в запасниках запасников Музея современной истории России - может быть, в один день они будут представлены в виде отдельной экспозиции...

Приведу здесь фотографии этих ковров и самые основные о них сведения, ну а с более подробными их описаниями можно ознакомиться здесь

Благодаря данной заметке удалось, по крайней мере, установить, что подобные ковры изготовливались на территории бывшего СССР -   в Армении, Азербайджане, Туркмении и даже в городе Клин Московской области, что даёт возможность предположить , что и те ковровые изделия  с вождями , что представлены в моей первой подборке , тоже могли быть изготовлены в одном из этих мест (не по специальному заказу в Иране или где-то ещё). Нужно сказать , что качество их очень высокое , намного выше, чем те, на которых изображён президент Кеннеди ( итальянского производства).

В общем, вот эти ковры ( один из них уже представлен на главном фото). Я поместила здесь и фотографии фрагментов некоторых из них, которые позволяют судить об их качестве.

Ковер с портретом К. Маркса. ЗСФСР, г. Эривань (Ереван), 1926 г. Эриванская коверная мастерская Союза промкооперации Армении. Подарок ЦК МОПР (Международная организация помощи борцам революции). Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3100 узлов на 1 кв. дм; 172 × 152 см. Карл Маркс, конечно, не деятель советской эпохи, но без него мы не имели бы всего этого кошмара...



Ковер с портретами И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова. Азербайджанская ССР, не позднее 1938 г. Подарок И.В. Сталину к его 70-летию от коллектива Азербайджанского государственного медицинского института, 1949 г. Х/б, шерстяные и шелковые нити, металл; ткачество ручное ковровое ворсовое и техника «сумах»; плотность 4096 узлов на кв. дм; 297 × 207 см, бахрома 22 см. Изделию присвоено название Фабрики, заводы, нефтяные вышки. Все названия даны коврам, видимо, работниками данного музея.



Ковер с портретом народного комиссара тяжелой промышленности Г. К. (Серго) Орджоникидзе. Азербайджанская ССР, не ранее 1933 года. Подарок наркому к 50-летию от Центрального исполнительного комитета Азербайджана. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3 350 узлов на 1 кв. дм; 144 × 115 см. Данный ковру позднее присвоили название "Несчастливый подарок" - связанная с ним история помещена под его фотографией....



Этот ковер - своеобразный отчет о достижениях Азербайджана в первой пятилетке. На собрании бакинского партийного актива 26 января 1933 года Лаврентий Берия доложил, что в 1932 году добыто 22,2 млн тонн нефти против 21,7 млн тонн, запланированных на пятый год пятилетки (1932/33), т. е. пятилетка перевыполнена в 4 года; «героическими усилиями бакинских большевиков и рабочих Баку пятилетка Азнефти выполнена в 2,5 года». Именно эти цифры и вплетены в орнаментальное тело ковра.

Но ковер интересен не только этим. По воспоминаниям жены Орджоникидзе, 27 октября 1936 года в Кисловодске проходило торжественное заседание, посвященное 50-летию наркома. И именно в этот день Орджоникидзе получил известие, что арестован его старший брат Павел (Папулия). Это был для него сильнейший удар; Серго отказался присутствовать на заседании и вскоре уехал в Москву, где, по официальной версии, с ним случился сердечный приступ (по другой версии, Серго застрелился). Ковер тогда в числе других подарков все-таки дошел до адресата и был передан в музей после кончины наркома вместе с его личными вещами.

Фрагмент ковра с Оржоникидзе:



Панно «Богатство нашей родины». РСФСР, Московская обл., г. Клин, 1939 г. Подарок И.В. Сталину от авторов - общественниц 12-ой галантерейной фабрики г. Клина. Х/б ткань, шелковая нить, лен, шелковый шнур; ткачество, шитье, вышивка ручная ковровая, 162 × 208 см



Ковер с портретом Валентины Терешковой. Автор Кручко Ж.А. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 1720 узлов на 1 кв. дм; 204 × 150 см



Ковер с портретом И.В. Сталина. Туркменская ССР, 1936 г. (?) Над портретом текст на туркменском языке. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3100 узлов на 1 кв. дм; 178 × 124 см, бахрома 18 см. Изделию присвоено название "Сталин и конный пробег"



Ну и, напоследок, фрагмент ковра с первым гербом СССР, позволяющий судить тоже о высоком качесве этого изделия:



Первый государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был написан на 6 оплетающих колосья красных лентах - на русском, украинском, белорусском, армянском, грузинском и азербайджанском языках. На этом ковре еще отсутствует надпись, сделанная по-тюркски: она появилась в конце 1920-х, после вхождения в Союз среднеазиатских республик, а надпись на русском была перемещена в центр композиции.

До 1972 года ковер находился в Верховном Совете Азербайджанской ССР.

Ковры с советской символикой, Ковры как произведения искусства, Ковры с советскими вождями Где изготавли

Previous post Next post
Up