Данная скульптура является визитной карточкой тропического города Сарасоты, расположенного на западном побережье Флориды. Сначала я хотела описать здесь впечатления о своей недавней субботней прогулке по этому изумительному южному городу, проиллюстрировав их сделанными в тот день фотографиями, но, обратившись к истории данного уникального монумента, с которого следует начинать любой рассказ о Сарасоте, ведь он является самой заметной её достопримечательностью, я поняла, что история эта не такая уж короткая, а, главное, реально интересная и достаточно забавная, и потому заслуживает отдельного описания...
Эта гигантская статуя высотой 7,6 метров выполнена из алюминия и способна противостоять ветрам урагана 3-й категории. Официальное название её “Unconditional Surrender”, что в переводе означает “Безоговорочная капитуляция“, но широкой публике она известна как “Целующийся Моряк“ (Kissing Sailor)
Посвящёно сие творение окончанию Второй Мировой Войны. Создан этот уникальный монумент скульптором Seward Johnson (Сьюардом Джонсоном) в 2005-м году на основе, как считают многие, известной фотографии Альфреда Эйзенштадта “Unconditional Surrender”.... В дальнейшем, чисто для разнообразия, буду называть иногда его Колосс Сарасотский или просто Колосс:-)
14 августа 1945 года, через несколько минут после того как Япония официально объявила о принятии выдвинутых ей условий капитуляции, фотограф журнала "Life" Альфред Эйзенштадт, присутствовавший при бурном праздновании данного события на Таймс Сквер в Нью-Йорке, заметил, что один моряк целует каждую женщину, с какой бы ни столкнулся ,однако, он решил дождаться когда тот схватит находившуюся поблизости от него медсестру, потому что увидел, что ее белая униформа на фоне его темного костюма даст картине более эффектное визуальное и эмоциональное воздействие, в чём оказался совершенно прав.
Очевидно, подобные мысли посетили и другого случившегося в том же месте фотографа Виктора Йоргенсена, который сделал очень похожую фотографию и именно она , по утверждению скульптора, была взята им за основу данного монумента, хотя, принято считать, что это был снимок Эйзенштадта. Так выглядит фотография Йоргенсена:
Следует отметить, что публика любит подражать большому поцелую и сцена эта периодически воссоздается на Таймс Сквер сотнями участников, а также десятки моряков и медсестер идентифицировали себя как объекты Эйзенштадта, некоторые из которых более правдоподобны, чем другие. Автор изданной в 2013-м году книги «Целующий моряк» утверждает, что неопровержимо определил личность этой реальной пары....
Иногда данная сцена воссоздаётся и таким вот шутливым образом :
Также должна здесь отметить ,что в качестве главного фото я поместила здесь отретушированную фотографию из Гугла, но приведу ещё свои, благодаря самой первой из которых можно ещё и получить большее представление о высоте Целующегося моряка, поскольку на ней запечатлены и находящиеся у его подножия туристы. Подловить момент, когда около этого символа Сарасоты совсем нет людей практически невозможно....
Чтобы запечатлеть его совсем уже без людей, пришлось "скрыть" их за кустами:
Ну и с другого ракурса:
Нужно сказать, что статую эту очень ненавидят критики искусства - им кажется, что она слишком фривольна, а также не является воплощением особого мастерства. Однако, в той же мере, в какой её ненавидят понимающие в данном деле профессионалы, а, может, даже и в большей, её обожает публика!:-) В связи с неудовольствием первых, вернее, Общественного консультативного комитета по искусству Сарасоты, её, было дело, даже сбагривали в калифорнийский Сан-Диего, не дав ей простоять у себя в городе даже года... Однако, критики искусства быстро возненавидели её и там!:-))) В частности, Роберт Л. Пинкус, искусствовед Союза Сан-Диего Tribune, сказал,что это чистой воды китч, а также напоминает поделку дешевой фабрики по производству сувениров. Другие критики заявили, что работа эта далека от настоящего мастерства и эстетически не очень приятна.... Между тем, население Сарасоты, которому данная статуя так полюбилась, стало требовать её обратно. В общем, поукрашав собой немного калифорнийский город, где публика его тоже обожала, Целующийся моряк вернулся на своё прежнее место и каждый, кто с нетерпением ждал этого события, надеется, что это уже навсегда:-) Также другие версии этой скульптуры с пребольшим удовольствием установили в городе Гамильтон штата Нью-Джерси, Перл-Харборе на Гавайях, французском городе Caen и ещё нескольких городах мира...
Данное фото сделано в Ки Весте - ещё одном флоридском городе, где также установлен ещё один экземпляр Целующего моряка. Фото сделано после урагана Ирма в 2017-м году:
Нужно сказать, что и назад в Сарасоту приехала не оригинальная статуя, а её копия, выполненная из алюминия - оригинал был изготовлен из пенополистирола и находится сейчас, по всей видимости, где-то в окрестностях Нью-Йорка, поскольку дважды Целующийся моряк временно устанавливался на Таймс Сквер - там же, где и было сделано фото, послужившее основой данному шедевру - не уверена, стоит ли слово "шедевр" в данном случае заключать в кавычки, поскольку это, получается, кому как и под каким углом посмотреть:-))) Привозили его туда, видимо, из какого специально отведённого под него хранилища в 2015-м году, по случаю празднования 70-й годовщины со дня подписания Японией акта о капитуляции. Причём, Википедия отразила только этот случай, но впервые временное водружение Моряка на Таймс Сквер произошло в 2010-м году, по случаю 65-й годовщины этого же события :
https://www.dnainfo.com/new-york/20100813/manhattan/staue-of-famous-wwii-kiss-erected-times-square-for-kissathon Данное фото сделано 15-го августа 2015-го года :
А вообще в истории перемещений этой статуи всё так запутано и все статьи на данную тему пестрят огромным количеством противоречий и пробелов, что я решила отказаться от дотошного по данному поводу расследования , ведь, в конце концов, речь идёт не о Рафаэле Микеланджело, а потому, какая разница, где, когда и какая версия данной статуи установлена и из чего она в каждом конкретном случае выполнена - бронзы, алюминия или пенополистирола - скульптор обращался, при каждом её очередном воссоздании, к одному из этих трёх материалов, запрашивая $542,500 за пенополистировый, $980,000 за алюминиевый и $1,140,000 за бронзовый.... Самая главное, что публика прётся с этого монумента и ей, думаю, тоже безразлично из чего он изготовлен и когда конкретно был водружён у них в городе...
Нужно сказать, что и калифорнийский Сан-Диего в 2013-м году снова - видимо, по большому настоянию публики, - установил у себя Целующего моряка. Правда, уже другую его версию, а не ту, что переезжала туда в 2007-м году из Сарасоты - в общем, моряков наштамповали столько,что все уже запутались кто куда из них уплывал, а кто "приплывал" или не приплывал назад , и кто , в последнем случае, "приплывал" вместо него - в общем , водевиль просто какой-то!:-)...
Всё это отдалённо напомнило мне историю со статуей Петра Первого скульптора Церетели, не по делу установленной в Москве, которую изумительно смешно описал с своём рассказе "Гулливер" (книга «Легенды Арбата»), Михаил Веллер ... История эта, по словам писателя, почти полностью является его вымыслом, но невозможно сдерживаться от смеха почти на всём протяжении данного рассказа, читая как этот известный ваятель исполинских монументов не мог сбагрить своего Колумба ( Петром Первым его пришлось назвать позже:-))) ни одной стране мира, к открытию которых этот великий путешественник был причастен и как, в итоге, с большим скрипом её приняли в Москве, после того, как от неё, уже переименованной в Петра, открестился Санкт-Петербург!:-) Разница в судьбе этих двух творений состоит, правда , в том, что Целующийся моряк всегда был мил хотя бы публике, а Пётр-Колумб ни властям, ни народу...
Ах да , вот какие ещё аргументы хотели использовать против Моряка сведущие в вопросах искусства люди Сарасоты. Они пытались выставить создателя данного Колосса как плагиатора, укравшего идею у фотографа, запечатлевшего столь уникальную сцену, а также как нарушившего его авторские права. Но скульптор в этом плане заранее хорошо подстраховался, объявив,что в основу его шедевра легла не фотография Альфреда Эйзенштадта, защищённая авторским правом, а, как уже упоминалось выше, аналогичное фото Виктора Йоргенсена, открытое для публичного использования... Хотя, скульптор здесь, с полной очевидностью, лукавит, ведь на снимке последнего фотографа ноги медсестры представлены не полностью, но здесь, конечно, нетрудно отвертеться , объяснив, что башмаки её являются частью униформы американской медсестры того времени, а потому их несложно было изобразить... В общем, Колосс Сарасотский явно оказался критикам искусства не по зубам и стоять ему в Сарасоте, а также и других городах мира, похоже, вечно!:-)
Вот такую забавную открыла я для себя историю американского Церетели и его шедеврального творения!:-)