Поздравляю всех с 23 Февраля!

Feb 23, 2022 14:55

И желаю всем причастным к военной службе, чтобы  военные навыки вам никогда не понадобились! Всем мирного неба над головой!


И, как уже вошло у меня в традицию , размещаю в этот день у себя в журнале подборку имеющего отношение к военным невоинственного юмора. В этот раз выбор мой пал на цитаты из романа-анекдота Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

Солдат Иван Чонкин - образец невоинственного солдата, а замечательнейшее произведение Владимира Войновича, не столь давно оставившего этот мир и которого как-то чересчур уж тихо и незаметно проводили в последний путь , преисполнено не просто искромётного юмора, но юмор этот на редкость не в бровь, а в глаз и многие цитаты из этого романа очень актуальны сегодня, в условиях, когда весь наш мир скатывается в социализм, в самом нехорошем смысле этого слова, и в нашем обществе, в какой бы стране мы ни жили, начинают всё больше проступать черты, до боли знакомые всем, кто родился и хотя бы немного пожил в СССР...

Я бы сказала, что многие из нижеприведённых цитат просто-таки про сегодняшний день... И , да, про войну в них практически ничего нет...

Роман-анекдот Владимира Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" состоит из пяти частей и для тех, кто незнаком с его содержанием, представлю здесь некоторое описание хотя бы первой его части и немного второй, ну а там уже можно домыслить, что примерно было дальше, хотя, в точности предугадать не получится из-за обилия в этом произведении необычных сюжетных поворотов:



Книга первая. «Лицо неприкосновенное»
Действие первой части романа происходит в 1941 году в СССР, перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны. В небольшой деревушке Красное совершает вынужденную посадку военный самолёт У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать самолёт и решает выставить возле него часового. В воинской части неподалёку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат, с внешностью, далёкой от внешности образцового воина, отбывает воинскую обязанность в хозяйственном подразделении полка, служа возчиком-ездовым на лошади. Именно его командование отряжает на пост возле самолёта в деревне. Чонкин попадает в деревню и через некоторое время начинает сожительствовать с почтальоном Нюрой. Вскоре он переносит пост часового в избу к Нюре.

Начинается война, и о Чонкине с самолётом забывают. Корова Нюры съедает экспериментальные посадки «гибрида помидора и картофеля» местного самодеятельного селекционера Гладышева, убеждённого последователя Т. Д. Лысенко. Мстительный колхозник пишет на Чонкина донос в районное отделение НКВД. Местные чекисты оперативно реагируют на сигнал, но взять дезертира под стражу оказывается непросто: Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Красной Армии. Чонкин легко ранен в результате прямого попадания снаряда в отдельно стоящий сортир Нюры. Генерал, удивлённый тем, что полк сражался с одним рядовым и девушкой, награждает его орденом Боевого Красного Знамени, снятым со своего кителя. Впрочем, увидев вскоре приказ об аресте Чонкина, отменяет своё решение о награде. Чекисты увозят Чонкина из деревни.

Книга вторая. «Претендент на престол»
Сотрудники НКВД раздувают следственное дело Чонкина до немыслимых размеров: после сообщения о том, что в районе действует немецкий шпион Курт, объявляют, что Курт пойман и что это арестованный лейтенант Филиппов, действовавший заодно с Чонкиным; узнав о старой деревенской кличке Чонкина («Князь»), его объявляют князем Голицыным, претендующим на российский престол. Тем временем, секретаря райкома Ревкина арестовывают в результате интриг; он даёт признательные показания и говорит, что тоже был сообщником Чонкина. Дело Чонкина доводят до ведома всё более высоких начальников, включая Берию и Сталина; в материалах дела Чонкина именуют Белочонкиным, Чонкиным-Голициным, Голицыным-Чонкиным и, наконец, просто князем Голицыным.

Ну и обещанные цитаты из этого столь замечательного произведения! Как-то собиралась отобрать их самостоятельно, но данный роман является кладезем мудрости и бесподобного юмора до такой степени, что цитировать из него можно чуть ли не каждую фразу... Поэтому я была счастлива найти в интернете составленную коллективными усилиями пользователей его уже готовую коллекцию таковых и даже из неё было сложно выбирать самое удачное, поскольку удачно в ней буквально всё и, таким образом, я не поместила сюда , в основном, очень обширные цитаты - просто чтобы не злоупотреблять тектовым объёмом (подробнее на livelib.ru):

Скажите мне, что я должен думать, и я буду думать так, как вы скажете.

*****

В Долговском Доме культуры железнодорожников готовится театрализованное представление - «Процесс князя Голицына». Суд открытый при закрытых дверях. Вход свободный - по пропускам.

******

Вы посмотрите на этого человека, он все еще верит печатному слову.

******

Вот, скажем, мы берем человека и говорим ему: «Ты наш враг». Он не соглашается, он возражает: «Нет, я не враг». Да как же это может быть? Если мы арестовываем человека, он, естественно, нас ненавидит. А если он при этом считает себя невиновным, то ненавидит вдвойне и втройне. А раз ненавидит, значит, враг, значит, виновен. Поэтому, Ваня, я лично считаю злейшими врагами именно невиновных.

*****

Вождей, при всей любви к ним, лучше видеть на портретах, а не живьем.

*****

Мы были очень добрыми, но увидели, что мир вокруг нас жесток и неприветлив. Мы это учли.

*****
Где люди, там и клопы.

*****

Сейчас идет война не между двумя системами, а между двумя цивилизациями. Выживет та, которая окажется выше.

*****

<···> хреновое дерево всегда в сук растет.

*****
Вот это сегодня , в условиях ковид-диктатур, не помешало бы ни в одной стране мира:

Главное - вовремя сказать «есть», а там можно не выполнять.

*****

<...> если жена спит с кем-то, проще сменить жену, чем родину.

*****

Что нам больше всего мешает жить по-людски? Надежда. Она, сволочь, мешает нам жить. Надеясь избежать наказания, мы вертимся, мы подличаем, стараемся вцепиться в глотку другому, изображаем из себя верных псов. И хоть бы получали от этого удовольствие. Так нет же. Мы ж все-таки люди, а не псы, и мы страдаем, спиваемся, сходим с ума, мы помираем от страха, что кого-то еще недогрызли и что нас за это накажут. А потом тебя все равно волокут на расправу и ты вопишь - за что? Я же был верным псом! А вот не будь. Будь человеком. Человеком, я тебе говорю, а не псом. Надежду оставь, она все равно обманет, и живи как хочешь. Хочешь сделать доброе дело, сделай. Хочешь врезать кому-то в рыло, врежь. Хочешь сказать какое-то слово, не отказывай себе - скажи. Потешь себя. Да, завтра тебя накажут, так или иначе накажут, но сегодня ты будешь знать, что жил человеком.

******

Митинг - это такое мероприятие, когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят.

*****
<···> В теперешней войне мирных жителей не было. Воевали системами, странами и народами. В этой войне важен был дух воюющего народа. Когда немцы нападали на нас, они знали, что за ними есть немецкий народ, есть их отцы, матери, братья и сестры, которые их благословляют на подвиг. Кроме того, их вдохновляла надежда на безнаказанность. <···> Он, мерзавец, рассчитывал на благородство своих противников…

*****

Вот, скажем, мы берем человека и говорим ему: «Ты наш враг». Он не соглашается, он возражает: «Нет, я не враг». Да как же это может быть? Если мы арестовываем человека, он, естественно, нас ненавидит. А если он при этом считает себя невиновным, то ненавидит вдвойне и втройне. А раз ненавидит, значит, враг, значит, виновен. Поэтому, Ваня, я лично считаю злейшими врагами именно невиновных.

*****

...каждая лошадь работает много, побольше любой обезьяны. На ней ездят верхом, на ней пашут, возят всевозможные грузы. Лошадь работает летом и зимой по многу часов, не зная ни выходных, ни отпусков. Животное, конечно, не самое глупое, но все же ни одна из всех лошадей, которых знал Гладышев, не стала еще человеком.

*****
Мою жизнь прошу считать недействительной

*****

За что же, Сергей Никанорыч? - спросил Килин упавшим голосом. - Да чего ж я такого наделал? - Анархию развел, вот чего ты наделал! - Борисов ронял слова, как свинцовые капли. - Да где же это видано, чтобы народ сам по себе собирался без всякого контроля со стороны руководства? У Килина внутри все остыло. - Так ведь, Сергей Никанорыч, ты ж сам… вы ж сами говорили: стихийный митинг… - Стихией, товарищ Килин, нужно управлять! - отчеканил Борисов.

*****

Люди положительные, трудолюбивые, законопослушные вызывают в обществе уважение, скуку и сведение скул.

*****

- Эх, Свинцов, Свинцов, сразу видно - не любишь животных. - Да я и людей-то не очень.

*****

И стала эта сочиняемая ею мнимость главным и единственным смыслом ее настоящей реальной жизни.

*****
<...> все неамериканцы хотели бы стать американцами и стали бы, если бы у них образовалась такая возможность.

*****

Разумеется, это донесение было направлено руководству отдела, наблюдавшего за иностранцами, а потом и выше, туда, где сидели люди в генеральских погонах и делали вид или даже думали, что они заняты важным делом защиты отечества, а на самом деле по уму, интеллекту, образу мыслей и кругу исполняемых обязанностей вполне относились к той породе людей, которых в народе называют придурками.

*****

А ниже добавим еще и то, что Учреждение это работало по принципу: бей своих, чтоб чужие боялись. Насчет чужих не скажу, а свои побаивались. И действительно, как только у чужих обозначится обострение противоречий, или кризис всей их системы, или всеобщее загнивание, так своих тут же отлавливают и тащут Куда Надо. И другой раз столько их натаскивают, что там, Где Надо, и мест для всех не хватает.

******

- Расстрелять Филюкова. - Товарищ генерал, - попытался заступиться за своего разведчика полковник. - У Филюкова двое детей. Генерал выпрямился. Глаза его гневно сверкнули. - А я, товарищ полковник, по-моему, приказываю расстрелять Филюкова, а не его детей. Начальник СМЕРШа улыбнулся. Он ценил добрый юмор.

*****

Он беспечно поглядывал по сторонам, воспринимая затемненную сумерками местность как что-то особенное. «Эх, - думал он, - до чего же наша природа красива! В какой еще стране найдешь такие сосны, березки и прочее?» Ни в какой другой стране Миляга в жизни своей не бывал, но, по врожденному патриотизму, был убежден, что достойная внимания растительность там вовсе не водится.

*****

- Вот, Ваня, - сказал он, придвинув к себе табуретку и продолжая начатый разговор, - мы привыкли относиться к дерьму с этакой брезгливостью, как будто это что-то плохое. А ведь если разобраться, так это, может быть, самое ценное на земле вещество, потому что вся наша жизнь происходит из дерьма и в дерьмо опять же уходит. - Это в каком же смысле? - вежливо спросил Чонкин, поглядывая голодными глазами на остывающую яичницу, но не решаясь приступить к ней раньше хозяина. - А в каком хошь, - развивал свою мысль Гладышев, не замечая нетерпения гостя. - Посуди сам. Для хорошего урожая надо удобрить землю дерьмом. Из дерьма произрастают травы, злаки и овощи, которые едим мы и животные. Животные дают нам молоко, мясо, шерсть и все прочее. Мы всё это потребляем и переводим опять на дерьмо. Вот и происходит, как бы это сказать, круговорот дерьма в природе.

*****

Возникло и ширилось так называемое мякишевское движение. Мякишевки (появилось такое название) брали обязательства, заполонили верховные органы, делились опытом через газеты и красовались на киноэкранах. Коров доить стало совсем некому.

*****

- А на волю хочется? - спросил Чонкин. - На волю? - удивился Калюжный.- Ни. А шо там хорошего? -Как? - всполошился Чонкин.- Да как же чего хорошего? Ну, там ...это...солнышко светит, птички поют. - А на шо тоби та птичка? Шоб вона тоби на голову какнула?

*****

Труд облагораживаем человека, правда смотря какого…

*****

А вы поменьше обращайте внимания на слухи. Мало ли что кто говорит, и мало ли у кого какой череп. В конце концов, мы можем ваш череп положить вместо его черепа, а еще чей-то череп вместо вашего черепа, незаменимых черепов у нас, как известно, нет.

****

...Но как на грех, дела в колхозе шли плохо. То есть не так чтобы очень плохо, можно было бы даже сказать - хорошо, но с каждым годом всё хуже и хуже.

*****

Человек, предавший свою родину, чужую предаст тем более.

*****

Поэту, который возьмется всесторонне воспеть нашу действительность, никак нельзя пройти мимо темы ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО. Персональное дело - это такое дело, когда большой коллектив людей собирается в кучу, чтоб в порядке внутривидовой борьбы удушить одного из себе подобных сдуру, по злобе или же просто так. Персональное дело - это как каменная лавина: если уж она на вас валится, вы можете объяснять ей все, что хотите, она пришибет.

******

Когда же его как следует побили, он и вовсе заартачился, озлобился, стал вести себя вызывающе. И вообще отказался от прежних своих показаний. Ему напоминали, что партия его вырастила, бесплатно учила, лечила, кормила, одевала и обувала, но он проявил полную неблагодарность и кощунственно написал: «С 1924 года состоял в преступной организации, называемой ВКП(б), занимал ряд руководящих постов и совместно с другими членами этой организации наносил максимальный вред стране и народу».

*****

У читателей из далеких галактик, которым не знакомы наши земные порядки, может возникнуть законный вопрос: что значит Куда Надо или Где Надо? Кому надо и для чего? По этому поводу автор дает следующее разъяснение. В давние, описываемые автором времена повсеместно существовало некое Учреждение, которое было не столько военным, сколько воинственным. На протяжении ряда лет оно вело истребительную войну против собственных сограждан, и вело с непременным успехом. Противник был многочислен, но безоружен - эти два постоянно действующих фактора делали победу внушительной и неизбежной. Карающий меч Учреждения висел постоянно над каждым, готовый обрушиться в случае надобности или просто ни с того ни с сего.

*****

Советская власть настолько объективно хороша, что каждый,  кому она не нравится полностью или частично, является сумасшедшедшим. Поразительная краткость и ясность, доступная только величайшим умам. В нескольких словах сформулирован краеугольный принцип целого направления в психиатрической науке.

*****

- Майкл, <…> тебе не кажется, что у русских происходит какая-то возня, как будто они собираются сегодня летать? - Странно, - сказал Майкл, зевая. - С тех пор как кончилась война, они обычно по понедельникам не летают. Они все суеверные, а понедельник у них тяжёлый день. В воскресенье они пьют амортизационную жидкость, а в понедельник у них болит голова, поэтому они изучают биографию дядюшки Джо.

******

Вернувшись к себе, капитан Миляга сказал Капе что-то примирительное и взял у нее письмо, пришедшее с сегодняшней почтой. Вероятно, это была анонимка. Адрес Учреждения был написан левой рукой, адрес отправителя вовсе отсутствовал. В этом не было ничего необычного. В Учреждение, возглавляемое капитаном Милягой, граждане почти всегда писали письма без обратного адреса и за редкими исключениями левой рукой. (Исключения составляли левши, они обычно писали правой рукой.)

*****

Бывают же такие люди, особенно женщины, которые обязательно, даже не со зла, а по дурости, скажут вот, не удержатся, что-нибудь такое, отчего портится настроение и теряется аппетит.

*****

Митинг - это такое мероприятие, когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят.

*****

Гладышев сказал, что советская власть не признавала его научных достижений и не давала ему возможности вырастить созданный им гибрид, который он назвал ПУКНАС, то есть Путь к национал-социализму.

******

Близость с любой женщиной может стать причиной некоторой приятности, но только любовь поднимает эту близость до уровня высшего блаженства.

******

Я не люблю льстецов, но еще больше не люблю тех, кто со мной не соглашается.

******

Рыжий был немец, значит, он говорил по-немецки. Этот тоже говорит по-немецки. Раз он говорит по-немецки, значит, он немец. (За время службы в органах капитан Миляга научился логически мыслить.)

*****

Большая власть, к которой многие люди неразумно стремятся, требует постоянного, иногда невыносимого и изматывающего напряжения. А власть бесконтрольная и употребляемая беззаконно по злой прихоти властителя возбуждает в нем чувство непреходящего страха перед возможным возмездием.

****

Когда человек спорит, он же не истину хочет доказать, он хочет доказать, шо он умнее тебя. Поэтому я всегда соглашаюсь. Хочешь быть умнее - будь. Если у тебя есть такая потребность души, шоб плюнуть мени у рожу, плюнь.

*****

Для исправления таких ошибок у нас есть исправительные лагеря.

*****

Усомнившись в одном правиле, человек непременно распространит свои сомнения дальше, и потом трудно бывает остановиться…

*****

А чего мне их бояться? - распоясался председатель. - Я все равно на фронт ухожу. Я их… Тут Иван Тимофеевич употребил глагол несовершенного вида, по которому иностранец, не знающий тонкостей нашего языка, мог бы решить, что председатель Голубев состоял с работниками Учреждения в интимных отношениях.

*****

Хороший мужик, плохой ли, ненадолго, а всё-таки свой. И приятно не только то, что он тебе по хозяйству поможет, а потом спать с тобой ляжет, приятно само сознание того, что он есть, приятно сказать подруге или соседке при случае: "Мой вчерась крышу перестилал, да ветром его прохватило, простыл малость, пришлось молоком горячим отпаивать". Или даже и так: "Мой-то как зенки зальет, так сразу за ухват либо за кочергу и давай крушить что ни попадя, тарелки в доме целой уж не осталось". Вот вроде бы жалоба, а на самом деле - нет, хвастовство. Ведь не скажешь про него, что паровоз изобрёл или атомное ядро расщепил, а хоть что-нибудь сделал, проявил себя, и за то спасибо! Мой! Другой раз попадется такой, что и смотреть не на что: кривой, горбатый, деньги пропивает, жену и детей бьет до полусмерти. Казалось бы, зачем он ей такой нужен? Бросила бы его да и всё, а вот не бросает. Мой! Хороший ли, плохой ли, но всё же не твой, не её. Мой!

*****

... чем глупее вопрос, тем умнее можно на него ответить...

*****

Он, конечно, знал, что требует в эти дни невозможного, но бумажка о сделанной работе была для него важнее самой работы - его тоже материли те, кто стоял над ним. Поэтому он собирал бумажки со всех колхозов, складывал цифры, составлял свою бумажку и посылал в область, где на основании районных отчетов тоже сочиняли бумажку, и так шло до самого верха.

*****

А ниже добавим еще и то, что Учреждение это работало по принципу: бей своих, чтоб чужие боялись. Насчет чужих не скажу, а свои побаивались. И действительно, как только у чужих обозначится обострение противоречий, или кризис всей их системы, или всеобщее загнивание, так своих тут же отлавливают и тащут Куда Надо. И другой раз столько их натаскивают, что там, Где Надо, и мест для всех не хватает.

*****

История - это такая штука, это такой ящик, это такая камера обскура, полная таких жгучих тайн, что когда их узнаешь, хотя бы некоторые отдельные, так прямо дух захватывает, голова кружится и пересыхает язык. И ты качаешь головой и думаешь: нет, уж этого никак не может быть. А оно может, оно может, очень даже может. Быть.

Посты прошлых лет в этом журнале в честь 23 Февраля и просто юмор про армию:

Юмор про армию, ЮМОР, Литературное, Праздники, Лытдыбр, ЮМОР КАРТИНКИ, Юмор и политика

Previous post Next post
Up