Загадка приготовления « Пролетарского завтрака»....

Aug 07, 2021 22:13

(Мой комментарий к записи «100-летний завтрак» от gubarevan , изменённый и дополненный)

Да, что шедевр, то шедевр.... Мастер , его создавший, заслуживает большой похвалы... Жаль, что он неизвестен...

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Кирпич изготовлен из яшмы, стакан с водкой - из хрусталя, желток - янтарный, белок - эмаль по серебру, рыба и муха тоже из серебра, окурок - серебро и кварц. Газета "Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства" от 18 октября 1905 года с текстом манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", подписанного днём ранее Николаем Вторым, тоже эмаль по серебру. ( из записи , к которой комментарий)

Приведу здесь ход мыслей профессиональных исследователей данного вопроса, что нашла в интернете : ( жирный шрифт и подчёркивания в тексте мои)

Эта работа не упоминается среди наследия Фаберже ни в одном авторитетном каталоге или справочнике. Более того, музей в Баден-Бадене не рассказывает о её провенансе, то есть истории происхождения и переходов от одного владельца к другому. Учреждение не называет точную дату создания предмета и не демонстрирует фотографии клейм, которые могли бы подтвердить его подлинность. С другой стороны, ещё в советское время фальсификаторы ставили на предметы декоративно-прикладного искусства фальшивые клейма Фаберже, чтобы повысить цену изделий.

****

Сомнения у искусствоведов возникают также и из-за внешнего вида этого предмета. Фирма «Фаберже» изготовляла настольные композиции-обманки, но это были изящные деликатные безделушки: например, хрустальные вазочки с цветами, злаками или веточками ягод. Изделие, получившее известность как «Пролетарский завтрак», авангардное и (для дореволюционной России) крайне передовое. Такой набор предметов для натюрморта (безусловно, имеющих аллегорическое значение) будет встречаться в живописи, например у Кузьмы Петрова-Водкина и Давида Штеренберга, однако не ранее 1917 года, а по-настоящему популярным станет ещё позднее. Подобные прорывные иконографии в ювелирных изделиях не возникают сами по себе, а отражают тенденции в живописи и других видах искусства. Соответственно, «Пролетарский завтрак» мог появиться лишь в последние месяцы деятельности фирмы, ведь после Октябрьской революции её работа прекратилась. Вызывает сомнения и якобы изготовленный Фаберже гранёный стакан - в начале XX века были куда более распространены стаканы с фиксированным диаметром, тогда как в «Пролетарском завтраке» он увеличивается от основания к ободку. Такая форма более характерна для изделий советского периода.

Ещё один аргумент связан с тем, что фирма «Фаберже» была официальным поставщиком двора Его Императорского Величества - это позволяло не только увеличить выручку, но и невероятно поднять престиж предприятия. «Пролетарский завтрак» содержит изображение манифеста, подписанного Николаем II в результате революции 1905 года, под нажимом. Император этот документ не любил - за день до его публикации он писал петербургскому генерал-губернатору Трепову: «Да, России даруется Конституция. Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло. Всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное». С трудом верится, что поставщик императорского двора изготовил предмет, который, судя по всему, расстроил бы его главного заказчика. Версия, что Фаберже или его мастера создали изделие самостоятельно, из «пролетарских» симпатий, кажется безосновательной из-за немаленькой стоимости материала и трудозатрат. Кто мог выступить заказчиком такого изделия? Склонный к изложенным в манифесте идеям и при этом довольно богатый либерал, который приложил руку к «победе» над Николаем II и консерваторами в 1905 году? Маловероятно, тем более что набор предметов в натюрморте ассоциируется именно с пролетариями, а не с «буржуями» и стал актуальным для искусства после 1917 года. Сами пролетарии же после подписания манифеста в основной массе остались не удовлетворены провозглашёнными реформами.

В 2008 году в журнале о камнерезном деле «Сизиф» вышел некролог, посвящённый петербургскому мастеру Юрию Топтунову. Автор этого текста Андрей Левенталь пишет: «В нашей совместной работе на тему поп-арта "Манифест 1905 года", выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из кахолонга и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра».

Описание этой работы удивительно похоже на то, как на сайте Музея Фаберже в Германии представлен «Пролетарский завтрак». Но, к сожалению, сделать утверждение об их полной идентичности мы не можем - в публикации «Сизифа» нет изображения изделия под названием «Манифест 1905 года». Левенталь не указывает и многочисленных подробностей, которые могли бы послужить зацепками: когда именно эту работу изготовили, кто был её владельцем, продавалась ли она на аукционах или в частном порядке, где хранится сейчас и т. д.
( взято отсюда)

Всем доброго утра воскресенья и желаю, чтобы на завтраки ваши не садились мухи!

« Пролетарский завтрак» кто автор

Previous post Next post
Up