Цаватанэм

Apr 28, 2011 14:12

 Давно не делилась с вами моими кулинарными колонками. Цаватанэм. Наслаждайтесь!

ЦАВАТАНЭМ

Что можно сказать в защиту хаша? Ничего. Это блюдо жирное, тяжелое и калорийное. И очень мужское. Одна не очень красивая легенда гласит, что хаш не переносит три вещи. Во-первых, коньяк, потому что только водка, честная и беспощадная, как джигит, идущий в атаку, сочетается с хашем - блюдом, не терпящим компромиссов. Во-вторых, хаш не любит тосты, потому что пока джигит скажет все, что он имеет сказать про свою Родину, своих родителей, своих друзей, их родителей и родителей их родителей, хаш остынет к такой-то бабушке. И, наконец, хаш не переваривает женщин. Потому что от женщины не должно нести чесноком. На случай, если джигиту после хаша и водки приспичит немедленно продолжать свой род.

У нас с хашем это взаимно - я тоже его не перевариваю.

Никогда в жизни я его не ела и не буду есть. В детстве меня пытались откармливать хашем, чтобы я перестала наконец раз в год ломать руки. Считается, что хаш укрепляет кости. Меня это не удивляет: у людей, способных есть это, крепким должно быть все - и кости, и пищевод, и желудок. А нервная система так вообще должна быть титановой.

Помню, как-то лет в семь я неудачно упала на физкультуре и стала просить, чтоб меня не водили в тот день в музыкальную школу на фортепьяно, а сводили вместо этого в травмпункт на рентген. Три дня я ныла: «Мамочка, папочка, у меня ручки болят, кажется, я их опять сломала». Но так как ребенок был хроническим нытиком, взрослые отвечали: «У тебя вечно что-то болит. До свадьбы заживет. Иди играй гаммы!»

Когда на четвертый день меня все-таки отвезли в травмпункт (знаете, бывают такие дети, которых проще куда-нибудь отвезти, чем объяснить, почему им туда не надо) - выяснилось, что у меня над запястьями сломаны все кости на обеих руках.

Мама тут же сварила хаш. Но не смогла заставить меня его даже понюхать. Я сказала, что сразу умру, и в этот раз мне поверили. После истории с травмпунктом родители, которых загрызла совесть, стали верить в серьезность любых намерений моего организма. Ну а вдруг и правда умру? Про переломы ведь тоже думали, что преувеличиваю.

Честно, я не понимаю, как можно есть этот желтенький жирненький жиденький ужас. Недоношенный холодец, недобитый студень, заливное, покончившее с собой из отвращения к людям и к собственной заурядности. А запах! Вы представляете, чем пахнет хаш на этапе его приготовления? Он пахнет говяжьим желудком. Только вообразите, как должен пахнуть говяжий желудок, в котором говядина переваривает свою пережеванную жвачку. Вообразили? Все правильно, именно так он и пахнет.

Некоторые ханжески называют желудок безобидным словом «рубец». Фарисеи! Желудок - он и в кастрюле желудок. Кто не нюхал говяжий рубец на стадии первого закипания, тот не знает ни жизни, ни смерти, ни жертвы, ни подвига и все еще, как младенец, считает, что мы рождены для радости, а не для тоски. Такой человек до сих пор верит в Деда Мороза и в удвоение ВВП.

А вот армяне знают о жизни и смерти не понаслышке. Армения приняла христианство почти за сто лет до Римской империи, первой из всех государств. Эти люди раньше других были в курсе, что человек рожден ни для какой не для радости, а для страдания и искупления.

Поэтому они придумали хаш.
Как все лучшее в этом мире - как пиццу, фондю и луковый суп, - хаш придумали бедные. Допотопные - в прямом смысле слова! - армянские буржуа бросали по склонам Библейской горы копыта и зловонные внутренности убиенных на мясо быков. Буржуа, как водится, предпочитали вырезку и антрекот, а копыта и желудки доставались пролетариату. Пролетариат варил из отбросов чудовищно сытное блюдо, ел его рано утром и пахал после этого, как те убиенные быки, весь день не требуя дополнительного корма.

У других народов, тоже почитающих хаш своей национальной едой, есть другие теории происхождения хаша, и народы имеют на это право. Надо уважительно относиться к чужим заблуждениям.

Как у тех допотопных крестьян, хашные в Армении до сих пор открываются в семь утра. Примерно в такое же время в один и тот же скорбный безрадостный день каждый год к нам домой приходят гости. Вы догадались, какой это день и почему он безрадостный. Первое января - ежегодная маленькая смерть целой огромной страны и бывших ее союзных республик. Ной знал, где причалить - ничего мудрее и человеколюбивее, чем лечить похмелье тарелкой горячего хаша, человечество не изобрело. Не в обиду огуречному рассолу будет сказано.

Вот поэтому я, хоть и не ем этот мужской хаш, все равно его ежегодно варю. В моем доме тоже есть джигит, и тем более их полно среди наших гостей.

Джигитов надо кормить до потери пульса. Не накормить гостей до потери пульса - это такой позор, что мои прапрабабушки на небесах умерли бы от стыда, если б такое увидели. А чем можно кормить похмельных джигитов, которые, хоть и выпили накануне так, что им теперь очень плохо, все равно хотят выпить еще, но при этом так, чтобы не стало еще хуже? Только хашем.

Я, хоть и не люблю хаш, но уважаю его за то, что он, как шашлык, как плов, как сациви, как любое нерусское блюдо, полюбившееся в России, - живое свидетельство дружбы народов и общего миру-мира.

Кстати, о миру-мире - я много лет дружу с известной тележурналисткой Ирадой Зейналовой. Она, как вы догадались, этническая азербайджанка. А я, как вы тоже знаете, - этническая наоборот. Однажды в командировке я заселялась в гостиничный комплекс в Дагомысе. И в этом гостиничном комплексе проходил семинар журналистов Кавказа. Стою я на ресепшн, заполняю анкету. Вдруг подходит ко мне незнакомая женщина, журналистка Кавказа. И говорит:

- Это действительно вы! С ума сойти, это вы как живая! Я вам хотела сказать, вы гордость нашего народа! Мы всей страной любим вас и гордимся! Вы пример для наших детей. Вы даже не представляете, что будет, когда я вернусь в Баку и расскажу, что я видела живую Ираду Зейналову!

Ну и что нам с Ирадой после этого делить?

Впрочем, я не об этом. Об этом вообще лучше не надо.

Я о том, что в хорошем доме порядочная хозяйка, любящая своих джигитов, заранее под Новый год купит на рынке говяжьих копыт, скрепя сердце купит даже говяжий желудок, тонну хорошего чеснока, вагон лаваша и контейнер кинзы.

Возьмите эти копыта и соскребите с них всю дрянь, которой они обросли во время тяжелой говяжьей жизни. А потом положите копыта на всю ночь в холодный ручей.

Нет ручья? Продайте квартиру, бросайте работу и езжайте к ручью. На худой конец - к озеру (рекомендую Севан). Ну или ладно, положите ножки в раковину под кран - так тоже сойдет. Отключите счетчик воды и держите копыта под краном часов двенадцать. Если, конечно, ваши джигиты всерьез собираются это есть.

Потом отмокшие ноги надо залить водой и варить без соли и перца всю новогоднюю ночь. Кушать они не просят, в отличие от гостей. Поставьте их в толстой кастрюле на маленький огонь и забудьте о них до утра. Снимать всю дорогу пену и жир - это для эстетов. А мы варим хаш для джигитов.

Говяжьи желудки, они же рубец, варим отдельно, меняем им периодически воду и закрываем нос. Если варить их вместе с ногами, это потом не смогут есть даже самые отпетые из всех ваших джигитов.

Потихонечку собираются гости. Они поздравляют друг друга, их поздравляет какой-нибудь президент. Они пьют и говорят о своем, о джигитском: не о любви, не о детях и не о новой диете.

То, о чем они говорят, вам глубоко фиолетово, нерелевантно и параллельно. Вам до лампочки их Ванкувер, их объем двигателя, их Павлюченко, их доллары и кредиты, опять их Ванкувер и какой-то спортивный министр, который вконец. Как раз когда Ванкувер пойдет у джигитов на второй круг, у вас окончательно разварится хаш - так, что из мяса сами собой повылетают все косточки. Вам сейчас предстоит проявить чудеса женской самоотверженности. Все эти косточки надо руками вынуть из горячего жирного месива. И нарезать рубец, про который я уже все сказала. Потом надо бросить рубец в бульон, прокипятить все еще раз и держать горячим весь день.

Пьяные ваши джигиты за это время успеют уснуть и проснуться. Проснутся они с омерзительной головной болью. Есть в армянском языке такое устойчивое выражение: «Цаватанэм». В принципе, оно употребляется тогда же, когда по-русски мы сказали бы что-нибудь вроде: «Да ты ж мое золото!» Дословно «цаватанэм» означает «заберу твою боль». Вот это ровно то, чем сейчас займется по отношению к вашим джигитам ваш хаш. Он заберет их боль.

Квалифицированные джигиты, знающие толк в жизни и смерти, едят хаш так: каждому гостю дают тарелку дико горячего супа, графинчик дико холодной водки, плошку с раздавленным чесноком и солью, подсушенный за ночь лаваш, стручок красного перца и миску нарезанной кинзы.

Потом - внимание! - джигита накрывают с головой и с тарелками пледом. И он там внутри, в интиме и в радости, начинает лечиться.

Не мешайте ему. Пусть джигит самозабвенно лечится. Пусть никогда больше не ломает руки. И дров пусть тоже больше никогда не ломает. И, тем более, пусть никогда не ломает копья. Пусть они вообще никогда ему больше не пригодятся. Пусть он выпьет за свою Родину. И за чужую Родину тоже. Теперь - за родителей. За родителей родителей. За друзей. За соседей. За дружбу народов. За мир во всем мире.

Ваше здоровье! Цаватанэм!

Русский Пионер, хаш, джигиты, кулинарная колонка, алкоголь, Симоньян, еда

Previous post Next post
Up