Кизляр возник на древней сухопутной международной трассе, связующей Европу со странами Востока, и, естественно, стал выполнять функции важного транзитного узла в торговле России с государствами Кавказа и Закавказья. С другой стороны, Кизляр, продолжив исторически сложившиеся традиции своих предшественников - Терского городка и крепости Святого Креста, со времени своего основания - средоточие русско-северо-кавказских, в том числе и русско-дагестанских экономических связей. Но особенно важно то, что Кизляр становится и важнейшим экономическим центром, где народы региона осуществляли торговые контакты между собой.
Особый подъем торговли между Россией и Кавказом приходится на XVIII - первую половину XIX века. Персидский и закавказский шелк, индийские пряности и другие восточные товары попадали в Россию через Кизляр и Астрахань. И через эти же города осуществлялся вывоз русских, в том числе западноевропейских товаров в страны Востока и Закавказья. Через Кизляр на Северо-Восточный Кавказ из России поступали жизненно важные для народов региона товары, такие как железо, олово, свинец, дешевые русские льняные ткани и т.п. Через Кизляр в Россию шло важное для российской текстильной промышленности сырье, а так же рис, фрукты и др.
Выгодное географическое положение Кизляра сразу же привлекло сюда многонациональное купечество, специализировавшееся на восточной торговле.
Кизляр рано устанавливает прочные экономические связи с кумыкскими и чеченскими селениями, расположенными в радиусе 100-200 верст от города, с Северной Осетией и Кабардой. В Кизляр приезжали торговать не только из крупных дагестанских сел, традиционно связанных торговыми связями с Россией, но и из Карабудахкента, Казанища, Эрпели, Отишима, Усми-кента, Акуши, Цудахара, Губдена, а также из Кумуха и из др. горных аулов.
Конечно, развитие торговых отношений с Востоком и, в частности, через Кизляр служило не только развитию промышленности, но и усилению авторитета и политического влияния России среди стран Востока и народов Кавказа.
В 40-х годах XVIII века на Тереке шла оживленная меновая торгов- ля чеченцев, ингушей и горцев Дагестана с казаками. Кизлярские купцы держали в своих руках торговлю России с Закавказьем и Персией. Активное участие в торговле принимали также проживающие в Кизляре индийские купцы, имевшие в нем свою колонию, возникшую здесь сразу же после основания Кизляра и просуществовавшую до начала XIX века.
Российское правительство, преследуя интересы укрепления государства, защиты его южных рубежей и утверждения на Кавказе принимало всевозможные меры также по регламентированию торговой деятельности.
А в 1755 году в Кизляре, как пограничном городе, была учреждена пограничная таможня. На внутренние рынки России из Кизляра к середине XIX века вывозились товары местного производства и из соседей Ставропольской губернии.
Для народов Северно-Восточного Кавказа Кизляр со времени его основания имел исключительное значение не только как политический и экономический, но и как культурный центр региона. Его по достоинству называли «русской столицей на Кавказе», а всю огромную территорию, включающую северную часть современной Республики Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабарду и часть Северной Осетии - «Кизлярским краем».
С основанием города, сюда, в надежде на покровительство русских властей бежали представители зависимых категорий местного населения. При условии принятия ими христианства, их не возвращали феодалам. А принимали на царскую службу, зачисляя на казенное довольствие, разрешая селиться в отдельных кварталах, заводить хозяйство. Это обстоятельство привлекло угнетенных горцев к Кизляру.
В Кизляре возникли самые первые русские школы в регионе, не говоря о той школе, которая существовала в старом Кизляре. Открывались и частные школы для обучения письму и чтению детей купечества и горожан. Помимо гарнизонной школы для солдатских детей - имелась в Солдатской слободе и школа кантонистов, где готовили будущих солдат царской армии.
При Кизлярском монастыре и Осетинской комиссии существовала особая школа, кстати, первая русская школа для нерусских на Северном Кавказе, в которой обучались и дети из числа аманатов (заложников), выходцев из большинства горских народов края. Дети состоятельных мусульманских жителей Кизляра обучались в небольших школах - медресе при мечетях. Впервые в России в Кизляре было открыто и училище шелководства.
Кизляр со дня своего основания был призван стать и религиозным центром России на Кавказе, продолжая традиции Терки. Из Кизляра пред- принимались попытки пропаганды и распространения среди кавказских горцев христианства.
В XVIII - первой половине XIX века Кизляр являлся своеобразной базой для научных экспедиций Российской Академии наук и отдельных ее сотрудников.
Помимо русских и представителей различных народностей Северо- Восточного Кавказа в городе образовываются национальные общины армян, грузин, казанских татар, таджиков, евреев и др. народов. Вместе с увеличением численности жителей усложнялась и структура населения города. Однако неоднородность населения Кизляра практически никогда не оборачивалась межнациональным противостоянием. Со временем город стал крупнейшим культурным и религиозным центром региона, где мирно уживались различные религии и верования (в частности: православные, католики, мусульмане, староверы, буддисты и ламаисты).
Кизлярский регион оказался уникален тем, что здесь проявилась такая культура общения народов, при которой они могли свободно, мирно сосуществовать, сохраняя свои традиции и, живя в то же время вместе как один народ.
Вышеприведенный материал приводит нас к следующему выводу: Кизляр в XVIII - первой половине XIX века - важный культурный и экономический центр народов Северо-Восточного Кавказа. В едином экономическом пространстве под мощным воздействием русской культуры в этнически неоднородной среде Кизляра складывались многообразной формы сотрудничества и добрососедства, формировались общие интересы и потребности, объединявшие представителей, казалось бы, совершенно разных культур и вероисповеданий.
Гарунова Н. Н., д.и.н., профессор
Этническая толерантность и межнациональный мир на Северном Кавказе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. А. А. Цыбульникова. - Армавир, 2012.