В этом посте я возьму на себя несвойственную мне роль провидца и сообщу, какие изменения в эстонском законодательстве постигли нас с 1 января 2012 года. Точнее лишь слегка прикоснусь к этой тайне. И не потому, что я что-то скрываю - упаси Бог! Причина куда более прозаична. С 1 января изменения происходят в 463 государственных правовых актах. А именно: в 145 законах, 112 постановлениях правительства и 206 постановлениях различных министров. На уровне местных самоуправлений Эстонии (причём всех) законотворчество куда скромнее. С 1 января 2012 года изменения произошли всего в 29 правовых актах местных самоуправлений.
Но, так или иначе, одно только перечисление только законов, в которых произойдут изменения, заняло бы весьма большой объём. Про затраченное на эти изыскания время скромно промолчу. Причём что важно - не знание законов не освобождает Вас от ответственности. И реализация прав требует определённой активности. О праве по крайне мере надо попросить. Просить же о том чего не знаешь крайне сложно. Однако, несмотря на то чем сё это может грозить, я не окрою всех карт, а, как уже сказано выше, только лишь слегка приоткрою завесу тайну. В качестве утешения могу сказать только то, что большинство изменений носит чисто косметический характер. Например, в доброй полусотни законов изменения ограничились тем, что «учреждение полиции» поменяли на «Департамент полиции и погранохраны.
Помимо изменений в законах той или иной степени значительности и радикальности, некоторые законы меняются полностью. Но таких, к счастью, не так много. С 1 января 2012 года в силу вступили следующие новые законы:
- Закон о должностных окладах высших государственных служащих;
- Закон об архивах;
- Закон о регистре наказаний;
- Закон о кладбищах;
- Закон о стратегически важных товарах
- Административно-процессуальный кодекс
Очевидно, что за исключением первого, остальные законы весьма специфичны и мало кому интересны. На Законе же о должностных окладах высших государственных служащих можно остановиться более подробно, ибо как не крути речь идёт о наших деньгах, которые мы заботливо дарим тем, кто нами так «мудро» и главное «справедливо» управляет.
Утомлённые кризисом
В старом законе оклады высших госчиновников зависели от средней заработной платы по стране. При этом самые высокие оклады составляли 6 средних зарплат. Но последние 3 года средняя зарплата в стране только падала, а в вместе с ней и зарплаты высших чиновников. Притом, что цены только росли и весьма интенсивно. Высшее руководство осознало, что увязка личного качества жизни с доходами населения в кризис - это путь в некуда. Скажем прямо, что народ со своими доходами не оправдал высокое доверие, и правительство решило выразить ему свой решительный вотум недоверия.
Не рассчитывая больше на рост зарплат населения, парламент ничтоже сумняшеся привязал уровень зарплат высших чиновников к уровню цен. Цены то точно расти будут, а вместе с ними и зарплаты высших чиновников. Каждый год 1 апреля зарплаты наших «любимых руководителей» будут приводиться в соответствии с индексом потребительских цен. Теперь мы можем спать спокойно. Правительство полностью готово к кризису и голодная смерть им не грозит.
Возникает закономерный вопрос - how much? И у меня секретов нет. Ниже приводится таблица зарплат высших чиновник с 1 января 2012 года уже переведённая в деньги.
Президент, спикер Рийгикогу, премьер, председатель Госсуда - 5 200 евро - 81 362 крон
Вице-спикер Рийгикогу, Госконтролёр, Канцлер права, член Госсуда, министр, госсекретарь, председатель комиссии или фракции Рийгикогу - 4 420 евро - 69 158 крон
Заместитель председателя комиссии и заместителя председателя фракции Рийгикогу, судья окружного суда - 3900 евро - 61 022 крон
Депутат Рийгикогу, судья уездного и административного суда - 3 380 евро - 52 886 крон
Замминистра, государственный примиритель, уполномоченный по гендерному равноправию и равному обращению - 2 860 евро - 44 749 крон
Если кому-то это показалось мало, то не стоит отчаиваться. Во-первых, оклад чиновника - это только вершина айсберга. Во-вторых, им «нищенствовать» только три месяца. 1 апреля оклады будут проиндексированы на рост цен в 2011 году, а рост был немалым.
Ползучая русофобия
Неправда, что правительство не думает о русских в Эстонии. Думает, к сожалению. То памятник перенесут, то школы на русском языке запретят. Но любимый конёк партии и правительства - это изучение русскими эстонского языка и строгие санкции за недостаточно владение им. Этот год также не обошёлся без подобных «подарков».
С этого года установлена плата за перевод на эстонский язык судебных документов и за перевод в судебном заседании. Причём тариф устанавливается не самый низкий: 12,78 евро за лист и такая же плата за час перевода на судебном заседании. До сей поры практика была такова, что представляемые на русском языке документы могли не принять и заставить перевести на эстонский. Но суд мог это и не делать. Особенно он это не делал, когда документы на русском представлял какой-нибудь государственный орган. На моей памяти десятки страниц на русском языке, представляемые суду пенсионным департаментом. Суд департаменту это, как правило, прощал. В отношении с людьми суды несколько строже, но, так или иначе, перевести можно было и самому бесплатно, и суд в некоторых случаях это акцептировал.
С переводом на судебном заседании ситуации ещё хуже. Одним заседанием суд редко обходится. Каждое заседание при этом может длиться часами. Представьте положение человека, который судится с работодателем за незаконное увольнение. Новой работы у него может и не быть, кризис как никак, страхование по безработице он не получает, так как уволен «по статье», а тут ещё и такое «счастье» - оплачивать судебный перевод.
Доступ к правосудию в Эстонии для русских и так достаточно ограничен. Здесь же государство делает судебный процесс для русских ещё более «привлекательным». Не понятно только зачем так мелочиться. Куда проще сразу установить, что русским подавать иски в гражданский суд и особенно жалобы в административный - строго запрещено.
О ком заботится государство?
Однако не стоит обвинять наш парламент в мизантропии. Иногда они могут и заботу проявить. Вопрос в том - о ком?
На этот раз объектом любви были выбраны распространители порнографии. При нарушении «Закона о регулировании распространения произведений порнографического содержания, а также произведений, пропагандирующих насилие и жестокость» контролирующие его исполнение госорганы могут сделать пpедпpинимателям обязательные для исполнения пpедписания о пpекpащении пpавонаpушения или о совеpшении опpеделенных действий. В прошедшем году это предписание можно было оспорить в течение 15 дней. В этом же году на это уже даётся вдвое больше - 30 дней. И действительно, зачем мешать столь полезной деятельности сжатыми сроками оспаривания. Как говаривал римский император Веспасиан - «деньги не пахнут».
Примерно такие же послабления даны и загрязнителям окружающей среды. Если местное самоуправление издаст нормативный акт, нарушающий Закона об экологическом надзоре, то Инспекция по охране окружающей среды или Земельный департамент имеют право сделать им предписание об аннулировании этого акта. Если предписание не будет исполнено, то инспекция или департамент по старой редакции закона обязано в течение 15 дней подать на это местное самоуправление в суд. В новой редакции закона срок подачи в суд продлён до 30 дней.
Ложка мёда в бочке дёгтя
Но не всё так мрачно в этом мире. Есть и хорошие новости. Например, с этого года хоть и незначительно, но увеличилась минимальная оплата труда. С 1 января 2012 года она составила - 1,80 евро в час и 290 евро в месяц (при полной загрузке).
Также не прекращается и борьба с коррупцией. Государство решило несколько регламентировать госзаказ. С этого года, если госзаказ учреждения превышает 80 000 евро в год или 500 000 евро в год в случае строительства, то заказчику придётся издать «Порядок осуществления заказов», т. е. установить какие-то правила получения госзаказа.