Прирученные принцем

Nov 14, 2014 22:26


ДМИТРИЙ КОСЫРЕВ - ОБ АНТУАНЕ ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ КАК СВЕТОЧЕ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

". . . . . . .
Напомню о национальных особенностях восприятия "Мушкетеров"... О том, что у советского читателя получился какой-то свой Дюма, люди шестидесятых в СССР увидели у него не совсем то, что грело сердца французов. У НАС ЭТО КНИГА О ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ ДРУЖБЫ, У НИХ - О ВЕЛИКОЛЕПИИ ФРАНЦУЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. С нашим (во всех смыслах) Грином феномен в том, что культовой стала не лучшая из его книг, зато та, где была простая мысль: твой принц придет.

А вот с Экзюпери и совсем интересно. В СССР не только буквально обожествили совсем не ту книгу, которая прославила его во Франции и мире ("Планета людей"). У нас этот автор вообще масштабом получился больше, чем он видится французам или кому-то еще. Там он один из многих, у нас заслоняет множество прочих.

Итак, 1959 год в СССР. Между оттепелью и шестидесятыми. В предыдущем году травили Пастернака за "Доктора Живаго", но саму-то книгу никакие десятки миллионов не читали. Из литературы были первые работы Солженицына, "Не хлебом единым" Дудинцева... А вообще-то пустота. Все, начиная со спасенного "Мастера и Маргариты" (1966) и заканчивая бардовскими песнями, в массовом порядке появится позже. В 1950-е же сквозь вроде бы оттаивавшую землю прорастала молодая трава, и не больше. И вдруг появляется "Маленький принц".

А ведь это абсолютная загадка, что они, люди той эпохи, в этой сказке обнаружили. Ясно, что сегодня ее просто бы не заметили, а тогда... Ну, растащили на цитаты. Особенно известна почему-то вот эта: "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". Но так, чтобы сегодняшний россиянин одной фразой назвал то, что сделала эта книга с нашими предшественниками,- вот это задача.
. . . . . . . . . . . . . .
Давайте угадаем, что так поразило людей у нас в 1959 году: да само название же! САМА ИДЕЯ, ЧТО КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - ПРИНЦ, У КОТОРОГО СВОЯ ПЛАНЕТА. Совсем не Мальчиш-Кибальчиш, в борьбе отдающий жизнь за, к примеру, рабочих.
. . . . . . . . .
Наши пятидесятые были удивительной эпохой. Тогда начало выдыхаться поседевшее поколение убийц, которые так и не смогли расстаться с мышлением гражданской войны, с тем, что есть враг, которого можно уничтожить. Собственно, даже "комсомольцы 20-го года", те, кто родились уже в XX веке, не были отравлены пролитой кровью, они рвались к знаниям, хотели построить великую страну, совершить подвиги на Крайнем Севере или в боях на Халхин-Голе, но не убивать соотечественников. Ну а дети "комсомольцев 20-го года" читали своим детям на ночь "Маленького принца". Где какой-то другой, несоветский, стиль человеческих отношений, просто этого сразу не заметишь.
. . . . . . .
Подозревали они, что этим рушат советский образ жизни? Нет, они думали, что его возрождают. 1956 год, "закрытый" доклад Никиты Хрущева на XX съезде сказал о том, что прошлое - массовые репрессии - не должно повториться. Конец гражданской войне. Смерть старых ценностей. А какие новые? Антирелигиозная кампания или отлов стиляг при том же Хрущеве? Пустоту ценностей заполнили "Маленький принц", Ассоль и мушкетеры, фактически (за исключением Грина) написанные иностранцами. НАЧАЛСЯ ВЕК НАСТОЯЩИХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ГЕОЛОГОВ, ФИЗИКОВ, ПОКОРИТЕЛЕЙ СИБИРИ, ЖАДНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ КНИГ, ГЛУБОКО РОМАНТИЧНЫХ И ПО-СВОЕМУ ДАЖЕ АРИСТОКРАТИЧНЫХ.
. . . . . . .
И, конечно, то были никакие не диссиденты. О таковых знали, их слушали по "голосам", имена Сахарова и Солженицына были известны. Но даже Солженицын не смог сотворить с миллионами советских умов то, что сделали мушкетеры, Ассоль и Маленький принц, эти камертоны наступавшей эпохи.
. . . . . . ."

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2572799

Культпоход

Previous post Next post
Up